урок русского языка в 4 классе по теме "Что мы знаем о неопределенной форме глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Грибоедова Татьяна Валерьевна

Урок русского языка в 4 классе по УМК "Гармония". Тип урока: актуализация знаний и умений. Тема урока "Что мы знаем о неопределенной форме глагола". К технологической карте урока прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.rar944.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

по теме «Неопределенная форма глагола», УМК «Гармония»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности

Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя О. Холмза.

Слайд №2

Удел знания – говорить;

Удел мудрости – слушать.

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему я предлагаю начать урок  с этого выражения?

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

Слайд №3

Учитель объясняет правила работы с листом самооценки. («!»– отлично, «+» - хорошо,

«?» - есть затруднения)

Нужно уметь передавать знания друг другу, слушать других.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга;

2.Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

 - Представьте, что  у одной части речи брали интервью.

- Что означает данное слово?

Послушайте ответы и догадайтесь, что это за часть речи ?

-Что вы больше всего любите? (действовать)

-Что вы больше всего не любите? (предлоги и известную частицу НЕ)

-С кем вы дружите? (с именами существительными и наречиями)

- О какой же части речи пойдёт у нас разговор?

Слайд №4

Верно о глаголе. Это наш знакомый и загадочный глагол. Почему я подобрала такие определения для глагола?

2. Игра «Заморочки из бочки»

(Работа в группах. Каждая группа получает по два вопроса для обсуждения)

-Что такое глагол?

-На какие три группы можно разделить глаголы?

-Как изменяются глаголы в  настоящем и будущем времени?

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

- Какая примета есть у глаголов прошедшего времени?

- На какие две группы можно разделить  глаголы будущего времени?

- С какой частью речи глагол не употребляется?

- Как связано имя существительное и глагол?

Выдвигают свои предположения.

Частично формулируют тему урока.(Речь пойдет о глаголе)

Предполагают, что не все еще знают о глаголе.

 Вспоминают все, что знают о глаголе.

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других

-стимулирование учащихся к выражению собственного мнения

3. Постановка цели и задач урока.

Слайд №5

1. Распределение глаголов по временам. (Работа в парах по карточкам.)

- В тетрадях распределите глаголы по временам. ( копаешь, плясал, вылетит, ухожу, укреплять, писали, побегут, отнести, заскрипит)

-Проверяем.  Поработайте  в оценочной карте.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Почему эти глаголы  оказались лишними, не попали  ни  в одну из трех групп. Ваши предположения….

Слайд №6

- Уточните тему урока.

- Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке?

Выберите из предложенного списка. (Работа в группе)

- Находить  гл. неопр. ф.

-Образовывать у гл. неопр. ф.

-Находить гл. в прош. вр.

- Склонять имена сущ.

-Разбирать по составу  глаголы.

- Узнать новую информацию о гл. неопр. Ф.

Слайд №7

Совместно в парах решают орфографические задачи. В тетрадях распределяют глаголы по временам.

Оценивают свою работу в паре (!, +, ?)

-высказывают предположения;

- участвуют в формулировании темы  и постановке задач урока.

- учатся  принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: 

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

-выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.

-умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока

 4. Первичное закрепление новых знаний.

Слайд №8

- Давайте попробуем зафиксировать те  знания , которые у нас есть о гл. н.ф.

на слайде:                  Н.Ф.(инфинитив)

              Укреплять               Отнести

           (что делать?)         (что сделать?)

-Какие приметы неопр.ф. можете выделить? Какой частью слова являются? (ТЬ,ТИ, ЧЬ – приметы н.ф. гл.)

Чем отличаются вопросы?

Новые понятия: инфинитив, вид глагола.

Участвуют в обсуждении. Фиксируют свои знания в схеме.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные: 

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-стимулировать учащихся к выражению собственного мнения

- умение заслушивать выступления других

5.Физминутка

Делают зарядку.

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Слайд №9

1. Игра «Кто самый внимательный!» Сам. работа

Перед вами слова  разных частей  речи. Вы должны выписать только  глаголы в неопределенной форме, выделить их примету.
Попеть, ходит, кость, косит, накосить, кровать, занести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грустный, лошадь, медь, беречь.

-Проверьте работу друг друга. Поработайте в оценочной карте.

- Как по другому можно назвать записанные глаголы?

- А теперь у  глаголов определим вид.

Слайд №10

2) Фронтальная работа. Поставь гл. в неопр. ф.

- Чтобы успешно выполнить данное задание, прочитаем памятку на с. 162.

Анализируют, аргументируют, записывают в тетрадь глаголы в Н.Ф.

Работа в парах. Проверяют работу друг друга по образцу на слайде.

Оценивают  работу

(!, +, ?)

Комментируют с места.

Работают с памяткой в учебнике.

Коммуникативные:

- стимулировать учащихся к выражению собственного мнения.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку

7. Сам. работа с самопроверкой по эталону.

1. Работа в парах

Упр. 361 учебника с.20 (дифференцированное задание)

- Устно определим время каждого глагола.

- Теперь Iв. ставит в неопр.ф. глаголы  первой строчки задания. А II в. ставит в неопр.ф. глаголы  второй строчки задания.

(что делать?) вытекать

(что сделать?) постричь

(что сделать?) испечь

(что сделать?) сберечь

(что делать?) умываться

(что сделать?) умыться

(что делать?) одеваться

(что сделать?) одеться

Слайд №11

-Проверим  выполнение задания друг друга по образцу на слайде.

- Оцените   работу  соседа в оценочном листе.

2. Выполнение тестовой  работы.

- Теперь по порядку запишите буквы ваших ответов. Какое слово у вас получилось? Если тест выполнен верно, то должно получиться слово – ГЛАГОЛ.

Работа в парах. Проверяют работу друг друга по образцу на слайде.

Оценивают  работу

(!, +, ?)

Задания дифференцированные.

Проверка теста по ключевому слову.

Оценивают свою работу (!, +, ?)

Коммуникативные:

-при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других

Регулятивные: 

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

- объективная оценка результатов деятельности

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

8. Рефлексия.

       Д/З

Слайд №12

На слайде схема:

- По опорной схеме расскажите о неопр. ф. гл..

-Что нового узнали о неопр. ф. глагола?

-Как по-другому называется Н.Ф. глагола?

- Оцените свою работу на уроке, что получилось, что не получилось.

Слайд №13

-Д/З: упр 364.

Слайд №14

С опорой на схему систематизируют свои знания по теме урока.

Самооценка деятельности на уроке

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные: 

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-осознание качества и уровня усвоения;  

 Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Технологическая карта  открытого урока по русскому языку в 4 классе

Тема урока: неопределенная форма глагола

Учитель: Грибоедова Т.В.

Дата проведения: 24.01.2017

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Гармония»), автор: М.С.Соловейчик

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений.

Цель

Совершенствование умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать от временных форм  глаголы  в неопределенной форме.

Основные понятия, термины

Начальная форма глагола, вид глагола, инфинитив

Педагогические задачи

  • совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределённой форме;
  • способствовать развитию навыка выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;
  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
  • ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме;

Планируемые предметные результаты

  • Выделять признаки неопределённой формы глагола:
  • научаться находить глаголы  неопр.ф. в тексте;
  • определять время глаголов;
  • указывать глаголы в неопределённой форме;

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание;
  • определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

Личностные результаты

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Школа 21 века" по теме "Личная форма глагола"

Конспект урока русский язык 4 класс по теме "Личные формы глагола" Соответствует реализации ФГОС...

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...