Развитие речи в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Степанова Лариса Владимировна

Статья "Развитие речи на уроках русского языка и чтения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи

на уроках русского языка и литературного чтения

в начальной школе.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка и литературного чтения. Развитие речи ребенка является ключевым моментом в становлении личности.

Хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.  Речь – очень широкая сфера деятельности человека.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.

Работа по развитию речи учеников начинается с первого дня обучения. У ребят возникает естественная потребность выражать в речи свои мысли, чувства и наблюдения.

Организуя работу детей по развитию речи, нужно последовательно ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений, познаний. Организовывать работу так, чтобы дети оказывались под сильным эмоциональным впечатлением от книги, встречи, экскурсии, поступка или события.

Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: их детство, школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Но жизненные знания детей неодинаковы, еще не богаты, поэтому необходимо организовывать новый опыт специально.

Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Особая роль в этом отводится урокам русского языка и литературного чтения. Именно на этих уроках наиболее эффективно можно организовать развитие детского творчества, воображения, фантазии, учить детей грамотно, правильно, и красиво излагать мысли, повышать интерес к речевым явлениям.

Основная проблема детей – неумение выразить себя в слове, передавать свои мысли, чувства, настроение в сочинении. Не все ученики любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Поэтому нужно выработать четкую систему в процессе, который учащиеся поймут, что от них требуют и как это выполнять задание.

Сочинения в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Небольшие устные сообщения и эмоциональные рассказы постепенно перерастают в серьезную умственную работу, планируемую учителем.  Сочинение служит эффективным средством воспитания: оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьника веру в себя.

Сочинение – творческая работа, которая требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного, в текст, способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

В сочинении  для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Многие школьники любят сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, выразить свое мнение и отношение.

В начальных классах дети постепенно учатся выражать устно и письменно свои мысли и знания, все усложняющиеся и по содержанию, и по форме.

Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся накапливать материал, наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме, осмысливать факты, описывать и передавать свои знания, чувства, намерения.

Дети учатся располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность, отбирать нужные слова и другие средства языка; строить связный текст; обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся; исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные (т.е. рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языку. Бывает словесное, речевое оформление, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителем.

Первый и второй этапы могут выйти за рамки урока. Так накопление материала для сочинения по экскурсии, по наблюдениям осуществляется иногда задолго до письма. На уроке же материал восстанавливается в памяти школьника, систематизируется и оформляется.

На уроках, предшествующих сочинению, для него подготавливается лексика, могут быть составлены фрагменты текста, иногда заблаговременно составляется план. Следовательно, урок, на котором пишется сочинение (или составляется устный рассказ), в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее. Особенно это относится к 4-му классу.

Если сочинение – итог длительной (рассредоточенной) подготовки, то построение урока обучения сочинению зависит от характера подготовительной работы.

Могут, однако, быть выделены и общие черты таких уроков:

  1. Сообщения (или уточнения) темы  и задач предстоящего сочинения и обсуждения их с учащимися.
  2.  Беседа с целью упорядочивания материала, если он накоплен заранее – в ходе наблюдения, или для его накопления (например, рассматривание картин).
  3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
  4. Речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка, составление отдельных предложений, частей текста.
  5. Письмо сочинения учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, особенно за отстающими в речевом развитии, оказание индивидуальной помощи.
  6. В итоге – самопроверка, совершенствование текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Если позволяет время, целесообразно на этом же уроке прочитать одно - два лучших сочинения.

В процессе многолетней работы в начальных классах, мы собрали дидактический материал по развитию устной и письменной речи в начальных классах.

Цель дидактического материала – помочь учителю в организации и проведении систематических,  разнообразных по тематике и видам, занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта, и тем самым, содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.

Данный дидактический материал помогает учителю на близком и понятном учащимся 1-4 классов разнообразном материале показать словарное богатство русского языка, привить детям любовь к нему, научить младших школьников понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Заложенные в нем идеи, увлекательный материал, характер заданий – все это созвучно с направлением в изучении русского языка.

А современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками, развивать их речь в широком смысле слова. В содержании дидактического материала обращается внимание на повышение культуры речи учащихся, повышение их интереса к изучению языка.

Работа по развитию речи на протяжении всех 4-х лет ведется с соблюдением основных дидактических принципов обучения: сознательности, доступности, наглядности, занимательности, познавательной активности.

Результат данной работы создает условие для полной реализации творческого потенциала учащихся. Развивая устную и письменную речь как средство общения, формируются речевые и коммуникативные умения, которые обеспечат успешную социальную адаптацию.

Достижение результата учащимися в развитии речи обеспечивает успешность в работе по другим предметам, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности, благоприятствует воспитанию культуры речи, подготавливает к старшей школе.

Прогнозируемые результаты по развитию речи.

  1. Формировать личность умного и пытливого читателя.
  2. Расширить кругозор учащихся, стимулирующий развитие интереса к русскому языку и литературе.
  3. Помочь учащимся видеть красоту слова, чувствовать образный строй художественного произведения.
  4. Создавать на уроках внутреннюю мотивацию, чтобы вызвать желание создавать свои творческие работы.
  5. Учить не бояться  высказывать своё мнение.
  6. Формировать умение оформлять мысли в связный текст, через слово выражать своё собственное «я».
  7. Учить детей перерабатывать и дорабатывать свои работы.
  8. Формировать потребность творчески подходить к любому делу.
  9. Учить создавать свои оригинальные тексты в разных жанрах (сочинения, сказки, рассказы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .

Данная  разработка   из  опыта  моей  работы  издана    брошюрой  и  содержит  в себе    методические  рекомендации   для ...