Формирование орфографической зоркости у младших школьников
методическая разработка по русскому языку на тему

irinaterekhina1173

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование орфографической зоркости у младших школьников» Подготовили: учитель начальных классов Полякова И.А. учитель начальных классов Грибенюкова И.В. ТЕМА

Слайд 2

Орфографическая зоркость — способность (или умение) обнаруживать орфограмму на основе известных опознавательных признаков. Орфографическая зоркость также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные и чужие). ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Слайд 3

УПРАЖНЕНИЯ В методике выделяются две группы упражнений по преобладанию активности слуха или зрения: 1) различные виды диктантов; 2) различные виды списывания.

Слайд 4

УПРАЖНЕНИЯ Виды диктантов: предупредительный; об ъ яснительный; комментированное письмо; выборочный диктант. Важно: списывание смысловыми единицами!

Слайд 5

УПРАЖНЕНИЯ Эффективны следующие упражнения: составление диктанта (подбор слов с орфограммой определенного типа); письмо по памяти; «корректировка письма».

Слайд 6

Измени слова по командам вопросов: 1) что делать? 2) что делаю? Шью, кричит, дружу, молчит. Запиши слова, которые у тебя получились. Обозначь опасные места. Запись слов с подчёркиванием букв, которые вызывают сомнение при написании.

Слайд 7

В транскрипции поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные. Запиши сначала проверочные слова, а затем буквенную запись слова. [трава] ………… [нага]…………… [вада]………………. [враг ´ и]………….. [вална]…………… [врач ´ и] ………….. Запись слов с подчёркиванием букв, которые вызывают сомнение при написании.

Слайд 8

Нахождение в тексте всех известных орфограмм или орфограмм определённого типа. Обозначь орфограммы в подчёркнутых словах. Бельчонок родился весной. Все вокруг было зелёным . А когда появился первый красный лист, бельчонок испугался, что это пожар. Он начал дуть на лист, а лист всё равно оставался красным. Потом покраснели и другие листья . Пришла осень .

Слайд 9

Выпиши из текста слова с изученными орфограммами. Пруд – за околицей, совсем близко от деревни. Сидит Петька на бережку, слышит, как мальчишки у школы кричат. Слышит – и завидует. Одному-то с гусями – ой, как тоскливо! Пруд старый, заглохший. Воды в нём по колено, да и та зеленая как щи. Ни тебе выкупаться, ни рыбку половить. Торчи пнём и считай гусиные хвосты… Маялся Петька, маялся, а после на травку лёг и заснул. Нахождение в тексте всех известных орфограмм или орфограмм определённого типа.

Слайд 10

ВЫВОДЫ Работа по формированию орфографической зоркости должна вестись учителем: 1.целенаправленно и систематически; 2.с использованием дополнительного дидактического материала; 3.задания должны носить «поисковый» характер («выпиши…», «отметь…», «найди…»).



Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

 «Формирование ОЗ у младших школьников на уроках русского языка»

Слайд №2 — определение ОЗ.

                Орфографические умения:

  • орфографическая зоркость;
  • умение определять тип орфограммы;
  • умение применить правило или другой способ действия для решения орфографической задачи;
  • умение осуществлять орфографический самоконтроль;

                ОЗ является одним из орфографических умений, формируемых у учащихся в начальной школе. Более того ОЗ — базовое умение, на основании которого могут быть сформированы другие.

                В методической литературе ОЗ понимается умение видеть/обнаружить  орфограмму на основе известных опознавательных признаков.

                Для формирования и последующей отработки данного умения на уроках русского языка целесообразно использовать специальные упражнения.

Слайд №6-7 — упражнения №1-2.

                Ключевыми словами в отборе упражнений будут являться: «обозначь...», «найди...», «подчеркни...»

                Данное упражнение акцентирует внимание учащихся на различии звуковой и буквенной записи слова.

Слайд №8-9 — упражнения №3-4.

                Думаю, что данный тип задания, где из готового текста необходимо найти (подчеркнуть/выписать) слова с определённой орфограммой, для большинства из нас  не нов.

                Начинать можно с одного вида орфограмм. Чем больше видов орфограмм узнают учащиеся, тем «обширнее» должен быть список для задания.

                Результаты для наглядности можно предложить учащимся оформить в таблице (в каждую колонку вписывать слова с орфограммой конкретного вида) — тесно переплетается с другим орфографическим умением — умение определять тип орфограмм.

Слайд №10 — выводы.

                Таким образом, необходимо соблюдать определенные условия, чтобы работа по формированию орфографической зоркости была эффективна и давала положительный результат, а именно:

  • вести работу постоянно;
  • использовать дополнительный материал; самостоятельно конструировать упражнения, дополнять существующие в зависимости от цели;
  • обращать внимание на поисковый характер задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...