Урок по русскому языку " Родственные слова" 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Янова Марина Леонидовна

Цели:

К.О.

1.Познакомить с понятием «родственное слово»,

2.Учить находить родственные слова, определять у них общую часть и значение.

К.Р.

1. Коррекция мышления через операции анализа и синтеза.

2.Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

Воспитательные.

1.Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок по русскому языку " Родственные слова" 4 класс, 2016 г.

Цели:

К.О.

1.Познакомить с понятием «родственное слово»,

2.Учить находить родственные слова, определять у них общую часть и значение.

К.Р.

1. Коррекция мышления через операции анализа и синтеза.

2.Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

Воспитательные.

1.Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность.

                                                                       Ход урока.

1.орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готовы к уроку.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

-А теперь  давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Все ребята, которые будут активны на протяжении всего урока, получат пятерку. Я думаю, что все сегодня будут стараться, выполнять все задания, отвечать на вопросы.

3. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число? Какой месяц?

Прежде чем запишем число в тетрадь, сделаем пальчиковую гимнастику.(лягушка -упр. с ручкой)

4. Минутка чистописания.

Посмотрите на картинку.

У каких букв есть данный элемент?

Запишите в тетрадь в порядке алфавита.(И, Й, Ц, Ш,Щ)

Спинки ровные. Следим за наклоном буквы.

Какие буквы между собой похожи, чем они отличаются?

Назовите  звуки только твердые? Только мягкие?

Какой звук  лишний? Почему? Обозначьте его. Кто правильно выполнил задание, поставьте себе  плюсик на полях.

5. орфографическая минутка.

.Ребята, вы изучили уже много правил. Перечислите, какие правила вы знаете.

Безударная гласная в слове, парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слова, ь, разделительный ь, жи-ши, чу-щу,ча-ща.

Повторим,  как можно применить эти правила в написании слов.

Посмотрите внимательно на картинки, перечислите, что вы видите? (один перечисляет)(лужи, ручьи, снежинка, снег, коньки, лыжи, лед)

Назовите слова, в которых есть  орфограмма жи-ши. Какую букву напишите после ж.

В каком слове есть разделительный ь, что он разделяет ь,

Назовите слово, в котором есть парная звонкая. Какое проверочное слово можно подобрать.

Назовите словарное слово.

К каким временам года, можно отнести эти и предметы?  (лужи, ручьи, снежинка, снег, коньки, лыжи, лед).

1.гр-запишет слова, которые относятся к зиме

2 гр.-к весне.

Сусликов, Казьмин -вставить пропущенные буквы.

Проверка.(ставят себе плюсы и минусы)

Один читает,  все проверяют. (ставят себе плюсы и минусы).

Потом я соберу тетрадки и посмотрю,  насколько правильно вы написали эти слова.

А какое сейчас время года? Назовите признак весны? (тает снег)

А много ли снега было зимой? В народе  говорят:  много снега - много хлеба.

Скажите, а почему так говорят(весной много снега растает, будет много воды в почве, вырастет хороший урожай). Из которого получится самый важный продукт на нашем столе. Какой продукт-это хлеб. Это слово нам поможет перейти к новой теме.

6.Изучение новой темы.

 (картинка на слайде)

А отдел в магазине, где продается хлеб как называется? (хлебный). Что общего во всех этих словах?

Повторяется одинаковая часть слова. А  к  какому слову все эти слова относятся?

Похожи эти слова?

Назовите ласково(хлебушек)

А чем режут хлеб? (хлеборезка) В столовых, где много людей режут хлеб хлеборезкой.

Что общего во всех этих словах? (хлеб) Какая часть слова повторяется?

А  к  какому слову все эти слова относятся?

Слова,  в которых повторяется общая часть и они относятся к одному слову (близкие по смыслу) называются слова – родственники. Кого еще называют родственниками?( члены семьи между собой) .Назовите ваших родственников. Чем вы похожи между собой?

Вот и слова также похожи между собой.

Тема нашего урока «Родственные слова». Мы будем учиться находить в родственных словах общую часть, выделять слова-родственники среди других слов.

Сейчас мы с вами отдохнем. Отправимся на прогулку в лес.

Физминутка про лес.

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.              
Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли                                 (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.                              ( И слушают пение птиц.)

Где мы с вами побывали(в лесу)

Давайте поработаем с этим словом и найдем, к нему слова-родственники.

7. Первичное закрепление.

Откройте учебники  на стр. 167. Упр.1.Коля прочитает стихотворение.

Назовите выделенные слова (лесничеству, лес, лесник, лесная)

Запишите их по порядку.

Подчеркните часть слова, которая повторяется. Какое слово выделили?

Откройте учебник на стр. 168. Прочитайте еще раз слова. Где все это находится?9в лесу. Что   такое  лесничество? (участок  леса). Кто такой лесник? (тот, кто охраняет лес).

Где находится лесная дорога?(в лесу)

Все эти слова связаны между собой по смыслу. От какого слова они произошли?(лес)

Как можно назвать все эти слова?(слова-родственники)

Давайте прочитаем правило о словах -родственниках.

6. Работа с правилом.

Стр. 168.

1 Читают про себя.

2. Читает сильный ученик.

Что значит близкие по смыслу?  (относятся к  одному слову)

Что у этих слов повторяется? (общая часть)

Назови  пример. Какая часть в них повторяется?

Общую часть слова принято обозначать такой дугой -называется корень. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

8. Закрепление изученного материала.

А  теперь проверим, как  вы сами сможете определить слова-родственники.

У каждого на партах слова. Вы должны выбрать слова, которые-родственники к нужному слову и записать в тетрадь в столбик.

Груз, лист.

1и 2 группа.

Проверка.

Какая общая часть у этих слово? Докажите, что они связаны между собой по смыслу. Что такое грузить, грузовик, грузчик?

2 гр- Листопад, листик.

Рефлексия.

Игра.

Давайте проверим как же хорошо вы знаете слова –родственники.

Я вам раздаю карточки со словами, вы должны найти  друг  у  друга слова-родственники и составить пары слов. У кого нет пары. Давайте подберем к этому слову береза слова-родственники.

9. Самостоятельная работа.

Как же ласково называют березу?(березка)

Как называют лес из берез? (березовый)

Много березок называют (березняк)

Как называют гриб, который растет под березой?

А теперь, используя эти слова, мы выполним упражнение в учебнике.

Стр. 168. Упр.3.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Прочитайте слова для справок.

Читаем по цепочке и вставляем нужные слова в предложения.

Возьмите карандаш.

10. Д/з. (доделать упр. №3 стр. 168.)

11. итог урока.

С какой темой мы познакомились?

Что узнали нового?

Что понравилось?

Какие трудности возникли?

12. Оценивание. (за активность)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"

Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...

Урок по русскому языку во 2 классе "Родственные слова (закрепление)"

Урок по русскому языку во 2 классе "Родственные слова (закрепление)"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:Части слова: родственные слова и кореньЦель урока: уточнить знания детей о корне и родственных     словах.Задачи урока: 1...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Родственные (однокоренные) слова"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Родственные (однокоренные) слова" по учебнику Рамзаевой Т.Г. В разработке использованы ссылки на сервисы Учи.ру. Конспект можно использовать при...

Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»

Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»...