Технологическая карта урока русского языка в 3 классе .Программа "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка построен на основе краеведческого материала.Тема урока "Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_konkurs.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Коробейникова Лариса Анатольевна,

                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                       высшей квалификационной категории,

                                                                                                                      МБОУ Лаишевской  основной общеобразовательной

                                                                                                                      школы №3

                                                                                                                      Урок русского языка в 3 классе

                                                                                                                       «   Изменение по падежам  имён прилагательных в

                                                                                                                         единственном числе»

Тип урока: ОНЗ (технология системно-деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «.   Изменение по падежам  имён прилагательных в единственном числе».

Тема

«   Изменение по падежам  имён прилагательных в единственном числе».

Цели

Цель урока:  учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам

Задачи урока:

  • Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».
  •  Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
  • Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).
  •  Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».
  • Развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Формировать УУД:

- Личностные: способность развитию гармоничной личности детей.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, определять род, число, падеж и правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном числе. 

Уметь правильно и осознано воспринимать тему. Уметь комментировать и анализировать содержание урока.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Имя прилагательное, род, число, падеж имени прилагательного, склонение

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий -«Русский язык». Учебник для 4-го класса. Часть 2. Стр. 10-12

Презентация ,  карточки с заданиями

Организация пространства

 Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Добрый день. «Предложение выступить в роли экскурсоводов по Лаишевскому району.

-Сегодня   я предлагаю выступить в роли экскурсовода.

-Знаете – кто такой экскурсовод?

- А можем ли мы много рассказать  о родном крае?

Вывод: чтобы  рассказать о  чём-либо другим людям и быть понятым, необходимо обладать знаниями по этому вопросу. необходимо ,чтобы речь была правильная, грамотная.

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (1 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Постановка темы урока.

  1. Метод " Фронтальная работа

Лаишевский район образован в   1927  году. Воспользуйтесь своими знаниями и скажите, сколько лет исполняется  району в этом году?

Как поселение г.Лаишев  существует с 1557 года. Сколько лет в этом году ему исполняется?

(Лаишевскому  району- 90 лет,   городу Лаишево-460 лет)

Радушный, раздольный Лаишевский край.

С помощью каких слов мы описываем наш край?

- Какая часть речи обозначает эти слова?

- Что вы ещё можете сказать о прилагательных?

-Понятно ли вам значение этих слов?

- А  в каком словаре русского языка мы можем это выяснить?

(Толковый словарь)

Вывод: Это имена прилагательные мужского рода, единственного числа.

Лаишевский район имеет культурно- историческое и природное наследие.

-Какое наследие имеет Лаишевский район?

-Что вы можете сказать об именах прилагательных?

Вывод: Имена прилагательные  среднего рода ,единственного числа.

-Зачем нам это нужно знать?

-На какие вопросы  вы хотели услышать ответы?

Лаишевский край- историческая земля, на которой родился Гавриил Романович Державин.

- Какое  прилагательное характеризует слово земля?

 Что вы можете сказать об  этом имени прилагательная

 Какой вывод мы можем сделать ?

Вывод: Имена прилагательные в единственном числе  изменяются по родам

-Как вы думаете,а может ли  имя прилагательное ещё как-то изменятся?

Давайте заполним таблицу.(Заполняют таблицу, изменяя имена прилагательные по падежам)

Проанализируйте свои записи и сделайте вывод.

- Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.

-Предположите какая тема урока( Имена прилагательные. Изменение по падежам имён прилагательных в ед.числе)

- Чему мы можем научиться на этом уроке русского языка?

( определять  падеж имени прилагательного)

Познавательные: 

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

целеполагание

III. Изучение нового

 (8 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства

 ( алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на урок

Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Индивидуальная работа.

Заполните таблицу знаю, хочу узнать, узнал новое

- ребята, в каких ситуациях  нам пригодятся эти знания?

Работа в группах.

Послушайте высказывание , предположите о каких частях речи в них говорится?

Вместе служба-вместе дружба.

Чтобы  ответить на этот вопрос, нужно проанализировать словосочетания          (записываем в тетрадь)

Родной край,  центральная площадь,  крупная река, городское население, великий поэт

-определите род и число существительных и прилагательных в данных словосочетаниях.

-какое предположение мы можем сделать?

Вывод: Имя прилагательные  всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу       .(учебник с.11)

Работа в группах.

- 1.Составьте алгоритм определения рода имени прилагательного в единственном числе.

2.Составьте алгоритм определения падежа имени прилагательного.

3. Составьте кластер по имени прилагательному

(воспользуйтесь учебником)

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные

: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

IV. Закрепление  нового (8 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи ..

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Работа в парах.

- Вы  составили алгоритмы. Как известно, после теории следует практика .Ребята, давайте проведём мини-исследование, как наши земляки-поэты описывали  родной край. Внимательно прочитайте, найдите имена прилагательные, обозначьте  падеж имён прилагательных.

1группа.     Нина Митрофанова

      Край рябиновый

Край рябиновый, край калиновый,

С синим небом без границ,

Напоён ароматом сливовым,

Голосистым пением птиц.

2 группа                  Геннадий   Рожков

                           С днём города

Любимый наш город, прими поздравленье

Сегодня мы празднуем твой день рождения!

С днём города, всё население

Хорошего, праздничного настроения!

3 группа        Геннадий Рожков

  Воды Волги, воды Камы

Перед тем, как печь на Каспий

Омывают с двух сторон

Хлебосольный, рыбный самый

И для отдыха  прекрасный

Наш  Лаишевский  район!

Как определить падеж имени прилагательного?

- Вывод: Чтобы определить падеж имени прилагательного надо:

 1.найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

2.определить падеж имени существительного

3По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

               

   физкультминутка    

 

V. Контролирующее задание (5мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вам, как экскурсоводам надо  рассказать о достопримечательностях и природных особенностях Лаишевского района. Выберите достопримечательность и расскажите о ней. К сожалению, окончания в моих записях стёрлись. Используя ранее полученные знания, восстановите текст, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

 1.) Троицкий собор.

В 1895 основан женск …..монастырь.  Церковь Свят….Троицы-  главный храм монастыря. Как памятник архитектуры Троицк…церковь принята на государственн…. охрану в 1983 году

2) Главная площадь города

Главн…. площадь города носит имя Гавриила Романовича Державина, наш…. земляка, перв… министра юстиции России, поэта, ставшего гордостью русск ….словесности.

3)Куйбышевское водохранилище.

Куйбышевск……водохранилище является  составн… частью  един…… глубоководн……системы судоходн……пути  Европейск….части России.

Регулятивные:  

 контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;

-Подведение итогов занятия.

- Какие знания помогли вам выполнить правильно это задание? 

- допишите в таблице, что нового вы узнали об имени прилагательном.

-Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы быть экскурсоводом?

Я надеюсь, что после сегодняшнего урока у вас возникнет желание побольше узнать о родном крае.

-Где мы можем найти информацию о Лаишевском районе?( интернет, библиотека, музей)

-Чтобы узнать побольше о своей родине необходимо изучать произведения писателей, поэтов, музыкантов, художников.

Рефлексия.

- Оцените  свою работу на работу на уроке, внимательно прочитав надписи на звёздочках. 

Домашнее задание:

- на выбор.

1. Написать сочинение –миниатюру о Лаишевском районе, опираясь на те прилагательные, которые прозвучали на уроке .

2. Проанализировать  одно  из стихотворений нашего земляка Сергея Исаева, выписать имена прилагательные и определить падеж.

-

Ребята, закончить  урок мне хочется строками из гимна Лаишеву

Камский простор, леса узор,

Край наш прекрасный, любимый.

А над рекой город родной-

Город Лаишев старинный.

Край наш лаишевский славься,

Пусть зеленеют поля,

 Пусть расцветает всё краше

наша родная земля.

- Любите свой край, изучайте его историю, изучайте русский язык, чтобы речь ваша была красивой, грамотной. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной,  наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные:

установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа Россия

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа России...

"Технологическая карта урока русского языка 2 класс школа России ФГОС

технологическая карта составлена в соответствии по ФГОС, используется работа в парах. по группам с разичными заданиями, рефлексия урока....