Рабочая программа по русскому языку 3 класс Канакина В.П. и др
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Герасименко Анна Ивановна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 (начальное образование));

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеломовская СОШ»;

- примерной программы по предмету «Русский язык» (Примерные программы по  учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях, Часть 1, Москва «Просвещение» 2011)

-   авторской программы  В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого,  М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.   «Русский язык. 1 – 4  классы»; («Школа России». Рабочие программы. Русский язык 1 – 4  классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011 )

- федерального перечня учебников.

- локального акта (Положение о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения)

- учебного плана МБОУ «Шеломовская СОШ», утвержденного приказом № 58 от 01.09.2017г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  1. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  2. Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;
  • освоение первоначальных  знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами   анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и  чистоты; пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.

Общая характеристика учебного предмета

«Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: 

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку в целом.

Содержание предмета  русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

    В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

      Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формированию представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласными), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (Ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

     Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.  В процессе изучения частей речи формируютя орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь - врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, е), имён прилагательных (-ый, -ий,-ой, -ое,-ее, -ая, - яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы НЕ с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

    Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворение, сравнение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

     Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и не восклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление). Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

Описание места учебного предмета «Русский язык»

На изучение русского языка в  3 классе  базисным учебным планом  отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета «Русский язык»

Личностные  результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  •  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  •  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

-обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Система оценки достижений учащихся

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

 В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Содержание тем учебного предмета «Русский язык»  в 3 классе

№ п\п

Название раздела

и перечень тем

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов рабочей программы

Характеристика деятельности учащихся

1.

Язык и речь

  1. Наша речь и наш  язык
  2. Р\р. Составление текста по рисунку. Наша речь и наш язык.

Различать язык и речь.

 Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

  1. Текст. Признаки и построение текста.  
  2.   Типы текста.
  3.  Предложение. Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы».
  4. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, восклицательные, побудительные).  
  5.    Виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).
  6.    Знаки препинания в конце предложений.
  7.   Р\р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.  Предложения с обращением.
  8.    Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
  9.   Распространённые и нераспространённые члены предложения
  10.    Разбор предложения по членам.
  11.    Простое и сложное предложение.
  12. Словосочетание. Запятая внутри сложного предложения.
  13.   Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова  «Золотая осень» .  
  14. Проверочная работа № 1 по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание».

14 ч

14ч

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по пели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

работать с памяткой «Kaк разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Разделять запятой части сложного предложения.

Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольщой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»

3.

Слово в языке и речи

  1.  Работа над ошибками допущенными в проверочной работе. Лексическое значение слова.
  2. Работа с толковым словарём, словарями антонимов и синонимов.
  3. Омонимы. Работа со словарём омонимов
  4.  Слово и словосочетание.
  5.  Фразеологизмы. Значение и использование в речи.
  6. Р\р. Подробное изложение с языковым анализом текста.
  7.  Работа над ошибками. Части речи.  Р\р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого.
  8. Части речи.  
  9.  Части речи. Закрепление.
  10. Имя числительное (общее представление).
  11. Проверочная работа № 2 по теме: «Слово в языке и речи». 
  12. Однокоренные слова.
  13. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
  14. Слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
  15. Правописание слов с ударными  и безударными гласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь).
  16. Р\р. Изложение повествовательного текст по вопросам. 
  17. Проверочный диктант № 1  по теме: «Однокоренные слова».
  18. Работа над ошибками допущенными в диктанте  и в изложении. Обобщение и закрепление изученного
  19. Проект «Рассказ о слове».

19ч

19ч

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;

находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. т. Хруцкого «Цветы И плоды».

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.

Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации

4.

Состав слова

  1.   Корень слова. Однокоренные слова.
  2.   Чередование согласных в корне. Сложные слова.
  3.   Работа со словарём однокоренных слов.
  4. Формы слова. 
  5.   Окончание и его значение в слове.
  6.   Выделение окончаний в словах.
  7. Приставка и её значение в словах. 
  8. Выделение приставки в словах. 
  9.   Образование слов с помощью приставки.
  10. Суффикс и его значение в слове. Выделение суффиксов в словах. 
  11. Образование слов с помощью суффиксов. 
  12. Р\р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В  голубом просторе». 
  13. Работа над ошибками допущенными в сочинении. Основа слова. 
  14. Обобщение знаний о составе слова. Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов 
  15. Разбор слова по составу. Р\р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. 
  16. Проверочная работа № 3 по теме: «Состав слова». Проект: «Семья слов». 

16ч

16 ч

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег - бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя», по учебнику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

 Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному  плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов»  по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

5.

Правописание частей слова

  1.  Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
  2.  Правописание слов с безударными гласными в корне.
  3.  Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление.
  4. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение.
  5.  Правописание слов с безударными гласными в корне Слова старославянского происхождения .
  6.  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.
  7. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов. Закрепление.
  8.  Правописание слов с парными по глухости-звонкости пред согласными в корне.
  9. Правописание слов с парными по глухости-звонкости пред согласными в корне. Закрепление.
  10.  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов  и перед согласным в корне
  11.  Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
  12. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.
  13.   Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне
  14.  Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.
  15.   Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Обобщение
  16.  Правописание слов с удвоенными согласными.
  17.  Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление.
  18.   Правописание суффиксов.
  19. Правописание суффиксов. Закрепление.  
  20. Правописание приставок.  
  21.   Правописание приставок. Закрепление.
  22.   Правописание приставок и предлогов.
  23.   Правописание предлогов.
  24.   Правописание предлогов и  слов с разделительным твёрдым знаком..
  25. Правописание слов с разделительным твёрдым  и мягким знаком.  
  26.  Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками Р\Р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».
  27.  Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание частей слова»
  28.   Работа над ошибками.  Правописание слов с разделительным твёрдым  знаком.
  29.   Р\р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

29ч

29ч

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

 

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными  орфограммами.

Работать с орфографическим словарём.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старослаи- вянизмами).

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно  написанные слова и исправлять ошибки.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста,

составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению»

Составлять объявление

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно  написанные слова и исправлять ошибки.

6.

Части речи

  1.   Части речи (повторение и углубление представлений).

Имя существительное

  1. Значение и употребление имён существительных в речи.
  2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  3. Представление об устаревших словах в русском языке.
  4. Р\р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану
  5. Работа над ошибками. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
  6. Собственные и нарицательные имена существительные.
  7. Правописание имён собственных.
  8. Проект: «Тайна имени».
  9. Изменение имён существительных по числам
  10. Имена существительные имеющие форму одного числа. Р\р. Работа с текстом. Письмо по памяти.
  11. Род имён существительных. Имена существительные общего рода.

Род имён существительных.

  1. Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности
  2. Род имён существительных. Закрепление.
  3. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.
  4. Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин
  5. Проверочный диктант № 3 по теме: «Имя существительное»
  6. Работа над ошибками допущенными при написании диктанта и изложения.
  7. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа в котором стоит имя существительное.
  8. Неизменяемые имена существительные. Р\р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка-квакушка».
  9. Именительный падеж имён существительных.
  10. Родительный падеж имён существительных.
  11. Дательный падеж имён существительных.
  12. Винительный падеж имён существительных.
  13. Творительный падеж имён существительных.
  14. Предложный падеж имён существительных.
  15. Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
  16. Работа над ошибками допущенными при написании изложения. Проект: «Зимняя страничка»
  17. Все падежи. Начальная форма имени существительного.
  18. Р\р. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
  19. Работа над ошибками сочинения. Проверочный диктант № 4 по теме: «Падеж имён существительных».

Имя прилагательное

  1. Работа над ошибками диктанта. Лексическое значение имён прилагательных.
  2. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль прилагательных в тексте.
  3. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
  4. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Р\р. Составление текста-описания растения в научном стиле.
  5. Р\р. Сопоставление содержания и выразительных средств в  репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна- лебедь».
  6. Род имён прилагательных.
  7. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
  8. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
  9. Родовые окончания имён прилагательных (- ый, -ой, - ая, - яя)
  10. Изменение имён прилагательных по числам. Р\р. Составление текста- описания о животных по личным наблюдениям.
  11. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
  12. Изменение имён прилагательных по падежам.
  13. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
  14. Обобщение знаний об имени прилагательном.
  15. Морфологический разбор имени прилагательного.
  16. Р\Р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
  17. Работа над ошибками сочинения. Имя прилагательное. Обобщение.
  18. Контрольный диктант № 5 по теме: «Имя прилагательное».
  19. Проект: «Имена прилагательные в загадках». Работа над ошибками допущенными при написании диктанта.

Местоимение

  1. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
  2. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
  3. Морфологический разбор местоимений.
  4. Местоимение. Обобщение. Р\р. Составление письма.
  5. Проверочная работа № 4 по теме: «Местоимение».

Глагол

  1. Глагол. Значение и употребление в речи.
  2. Число. Изменение глаголов по числам
  3. Глагол. Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам.
  4. Формы глагола. Начальная форма глагола.
  5. Глагольные вопросы что делать?, что сделать?
  6. Число глаголов.
  7. Изменение глаголов по числам. Р\р. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.
  8. Времена глаголов.
  9. Изменение глаголов по временам.
  10. Изменение глаголов по временам. Закрепление.
  11. Р\р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
  12. Работа над ошибками изложения. Время глаголов.
  13. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
  14. Род глаголов. Р\р. Составление предложений и текста.
  15. Правописание частицы НЕ с глаголом.
  16. Правописание частицы НЕ с глаголом. Закрепление.
  17. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.
  18. Глагол. Обобщение знаний о глаголе.
  19. Проверочная работа № 5 на тему: «Глагол».
  20. Работа над ошибками проверочной работы. Контрольный диктант № 6 по теме: «Глагол».
  21. Работа над ошибками диктанта. Р\р. Проведение «конференции»  на тему: «Части речи в русском языке».

76ч

30ч

19 ч

5 ч

21ч

76ч

30ч

19ч

21 ч

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительн6ое, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять их лексическое значение

. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова- имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять рассказ о своём имени. Определять число имён существительных, изменять форму числа. Распознавать имена существительные имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

Определять род имён существительных, классифицировать их по роду.

Правильно употреблять в речи словосочетания. Подробно и письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции по репродукции картины.

Распознавать именительный падеж (родит. И др.). Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно подбирать план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Подбирать слова-имена существительные на тему- Зима, составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Определять начальную форму имени существительного

Составлять устно текст по репродукции картины пользуясь опорными словами. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять их лексическое значение. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. Определять каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над именами прилагательными в таких текстах. Составлять текст описание в научном стиле о растении.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных. Определять род имён прилагательных и классифицировать их по родам. Изменять имена прилагательные по родам. Образовывать словосочетания имён прилагательных с именем существительным. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имён прилагательных. Составлять текст-описание о животном (устно).Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имени существительного.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя по учебнику».

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять их грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3л., ед., ч.)

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять в тексте повторяющиеся имена существительные местоимениями. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глагола.  Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Обсуждать значение фразеологизмов. Распознавать число глаголов и изменять  их по числам.

Изменять глаголы по временам. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Трансформировать предложения, определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

7.

Повторение

  1. Обобщение и систематизация изученного о частях речи.
  2. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Закрепление.
  3. Обучающее изложение.
  4. Обобщение изученного о слове, предложении;
  5. Правописание окончаний имён прилагательных.
  6. Правописание приставок и предлогов.
  7. Правописание безударных гласных.
  8. Правописание значимых частей слов.
  9. Итоговая комплексная работа за учебный год.
  10. Анализ контрольных работ. Однокоренные слова.
  11. Обучающее изложение.
  12. Текст. Обобщение полученных знаний.
  13. Сочинение на тему: «Почему я жду летних каникул».
  14. КВН «Знатоки русского языка»

14 ч

14 ч

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительн6ое, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Повторить название падежей и вопросы к ним.

Уметь склонять имена существительные.

Уметь анализировать написание слов с изученными орфограммами.

Уметь склонять имена существительные.

Уметь анализировать написание слов с изученными орфограммами.

Уметь писать контрольную работу включающую изученные орфограммы.

ИТОГО:

170 ч

170ч

В том числе на:

- проекты – 5 ч;

- Развитие речи- 25 ч;

- изложения – 9 ч;

- Сочинения– 4 ч;

-диктанты -6 ч;

- проверочные работы – 5 ч.

Тематическое планирование

№ п.п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Язык речь (2 ч.)

Наша речь и наш язык.

1

Р\р. Составление текста по рисунку. Наша речь и наш язык.

1

Текст. Предложение. Словосочетание.  (14ч.)

Текст. Признаки и построение текста.

1

Типы текста.

1

Предложение. Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы».

1

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, восклицательные, побудительные).

1

Виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).

1

Знаки препинания в конце предложений.

1

Р\р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.  Предложения с обращением.

1

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

Распространённые и нераспространённые члены предложения

1

Разбор предложения по членам.

1

Простое и сложное предложение.

1

Словосочетание.  

Запятая внутри сложного предложения.

1

Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова  «Золотая осень» .

1

Проверочная работа № 1 по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание».

1

Слово в языке и речи (19 ч.)

Работа над ошибками допущенными в проверочной работе. Лексическое значение слова.

1

Работа с толковым словарём, словарями антонимов и синонимов.

1

Омонимы. Работа со словарём омонимов.

1

Слово и словосочетание.

1

Фразеологизмы. Значение и использование в речи.

1

Р\р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

Работа над ошибками. Части речи.  Р\р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого.

1

Части речи.

1

Части речи. Закрепление.

1

Имя числительное (общее представление).

1

Проверочная работа № 2 по теме: «Слово в языке и речи».

1

Однокоренные слова.

1

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

1

Слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Правописание слов с ударными  и безударными гласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь).

1

Р\р. Изложение повествовательного текст по вопросам.

1

Проверочный диктант № 1  по теме: «Однокоренные слова».

1

Работа над ошибками допущенными в диктанте  и в изложении. Обобщение и закрепление изученного

1

Проект «Рассказ о слове».

1

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Однокоренные слова.

1

Чередование согласных в корне. Сложные слова.

1

Работа со словарём однокоренных слов.

1

Формы слова.

1

Окончание и его значение в слове.

1

Выделение окончаний в словах.

1

Приставка и её значение в словах.

1

Выделение приставки в словах.

1

Образование слов с помощью приставки.

1

Суффикс и его значение в слове. Выделение суффиксов в словах.

1

Образование слов с помощью суффиксов.

1

Р\р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В  голубом просторе».

1

Работа над ошибками допущенными в сочинении. Основа слова.

1

Обобщение знаний о составе слова. Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов

1

Разбор слова по составу. Р\р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

1

Проверочная работа № 3 по теме: «Состав слова». Проект: «Семья слов».

1

Правописание частей слова (29 ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне Слова старославянского происхождения .

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов. Закрепление.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости пред согласными в корне.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости пред согласными в корне. Закрепление.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов  и перед согласным в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.

1

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Обобщение.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление.

1

Правописание суффиксов.

1

Правописание суффиксов. Закрепление.

1

Правописание приставок.

1

Правописание приставок. Закрепление.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание предлогов.

1

Правописание предлогов и  слов с разделительным твёрдым знаком..

1

Правописание слов с разделительным твёрдым  и мягким знаком.

1

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками Р\Р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание частей слова»

1

Работа над ошибками.  Правописание слов с разделительным твёрдым  знаком.

1

Р\р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

Части речи (76 ч)

Части речи (повторение и углубление представлений).

1

Значение и употребление имён существительных в речи.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Представление об устаревших словах в русском языке.

1

Р\р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану

1

Работа над ошибками. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Правописание имён собственных.

1

Проект: «Тайна имени».

1

Изменение имён существительных по числам.

1

Имена существительные имеющие форму одного числа. Р\р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

Род имён существительных. Имена существительные общего рода.

1

Род имён существительных.

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности

1

Род имён существительных. Закрепление.

1

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин

1

Проверочный диктант № 3 по теме: «Имя существительное»

1

Работа над ошибками допущенными при написании диктанта и изложения.

1

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа в котором стоит имя существительное.

1

Неизменяемые имена существительные. Р\р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка-квакушка».

1

Именительный падеж имён существительных.

1

Родительный падеж имён существительных.

1

Дательный падеж имён существительных.

1

Винительный падеж имён существительных.

1

Творительный падеж имён существительных.

1

Предложный падеж имён существительных.

1

Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

Работа над ошибками допущенными при написании изложения. Проект: «Зимняя страничка»

1

 Все падежи. Начальная форма имени существительного.

1

Р\р. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Работа над ошибками сочинения. Проверочный диктант № 4 по теме: «Падеж имён существительных».

1

Работа над ошибками диктанта. Лексическое значение имён прилагательных.

1

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль прилагательных в тексте.

1

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

1

Использование имён прилагательных в тексте-описании. Р\р. Составление текста-описания растения в научном стиле.

1

Р\р. Сопоставление содержания и выразительных средств в  репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна- лебедь».

1

Род имён прилагательных.

1

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

1

Родовые окончания имён прилагательных (- ый, -ой, - ая, - яя)

1

Изменение имён прилагательных по числам. Р\р. Составление текста- описания о животных по личным наблюдениям.

1

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Р\Р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

Работа над ошибками сочинения. Имя прилагательное. Обобщение.

1

Контрольный диктант № 5 по теме: «Имя прилагательное».

1

Проект: «Имена прилагательные в загадках». Работа над ошибками допущенными при написании диктанта.

1

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1

Морфологический разбор местоимений.

1

Местоимение. Обобщение. Р\р. Составление письма.

1

Проверочная работа № 4 по теме: «Местоимение».

1

Глагол. Значение и употребление в речи.

1

Число. Изменение глаголов по числам.

1

Глагол. Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам.

1

Формы глагола. Начальная форма глагола.

1

Глагольные вопросы что делать?, что сделать?

1

Число глаголов.

1

Изменение глаголов по числам. Р\р. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.

1

Времена глаголов.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Изменение глаголов по временам. Закрепление.

1

Р\р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

1

Работа над ошибками изложения. Время глаголов.

1

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

1

 Род глаголов. Р\р. Составление предложений и текста.

1

Правописание частицы НЕ с глаголом.

1

Правописание частицы НЕ с глаголом. Закрепление.

1

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

Глагол. Обобщение знаний о глаголе.

1

Проверочная работа № 5 на тему: «Глагол».

1

Работа над ошибками проверочной работы. Контрольный диктант № 6 по теме: «Глагол».

1

Работа над ошибками диктанта. Р\р. Проведение «конференции»  на тему: «Части речи в русском языке».

1

Повторение (14 ч)

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

1

Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Закрепление.

1

Обучающее изложение.

1

Обобщение изученного о слове, предложении

1

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание безударных гласных.

1

Правописание значимых частей слов.

1

Итоговая комплексная работа за учебный год.

1

Анализ контрольных работ. Однокоренные слова.

1

Обучающее изложение.

1

Текст. Обобщение полученных знаний.

1

Сочинение на тему: «Почему я жду летних каникул».

1

КВН «Знатоки русского языка»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...