Урок русского языка "Разделительные ь и ъ знаки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маркелова Надежда Анатольевна

Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_i_znaki.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «СОШ №1 пгт Палана»

Урок русского языка в 3 классе

по теме:

«Разделительные мягкий и твёрдый знаки»

Составила: учитель начальных классов

Маркелова Надежда Анатольевна

2017-2018 учебный год

Тема: Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Цель: создать условия,  которые помогут сформировать у учащихся умения различать в словах Ь и Ъ знаки и способ проверки данной орфограммы.

Задачи: Образовательные: формировать  умение различать разделительные ъ и ь, группировать, выделять подгруппы по определённым свойствам , пополнить словарный запас.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь учащихся:

Воспитывающие: воспитывать любовь к родине, уважение к её защитникам, бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: обучающийся получит возможность  формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные УУД: получат возможность учиться планировать (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, действовать по плану; оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД: получат возможность учиться   строить сообщения в устной и письменной форме, делать обобщения, выводы. 

Коммуникативные УУД: обучаемый получит возможность учиться в рамках инициативного сотрудничества работать в группе; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, памятки, карточки  с заданиями, карточки для рефлексии.

I  Мотивация  к учебной деятельности.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

Эпиграф:

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь.

Чтоб радовались этому ребята,

Отцы и деды, бывшие солдаты,

Умели за Отчизну постоять.

- О чём стихотворение? Какой праздник приближается? В этот день 1918 года родилась наша армия. За это время наша армия снискала себе почёт, уважение и благодарную память потомков.

Сегодня мы пройдем курс молодого бойца.

Мы должны ответить на все вопросы, написанные на доске. Это план нашего урока.

II  Актуализация знаний.

1 вопрос  «Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?»  (ь и ъ)

- Послушайте о них сказку.

Сказка-инсценировка

В стране Алфавит жили два братца. Были они похожи друг на друга, вот только первый был в кепочке и звали его Твёрдым знаком. Второй был без кепочки и звали его Мягким знаком. Мягкий знак был добрый и ласковый, все смягчить старался, а твердый знак отличался молчаливостью и твёрдостью.

Хотя и были Ъ и Ь знаки родными братьями, но характеры имели разные.

Тут вмешалась злая колдунья  Безграмотность и перепутала братьев.

Твёрдый и Мягкий  знаки стали  ссорился по пустякам. Каждому хотелось занять самое почётное место в алфавите.

Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

-Друзья! Ваш разговор – никчемные слова.

Услышав этот спор, сказала буква А.

-Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

III Сообщение темы и целей урока.

- Догадались, какая тема урока? Чему будем учиться на уроке?

- Ребята, сегодня на уроке мы должны помочь братьям найти своё место, чтобы они не ссорились и победить старуху Безграмотность.

IV Минутка чистописания.

Гимнастика для рук.

- Сначала разомнем наши пальчики.  Жизнь курсантов начинается на плацу. Строевая подготовка.

Маршируем пальцами под музыку. (Физминутка «Солдатики»)

Запишем число, классная работа. Построим мостик из букв ъ и ь.

V Выявление затруднения и выход из создавшегося затруднения.

- После строевой подготовки солдат ждёт учеба. Будьте внимательны, старательны.

-Что объединяет эти слова? (Все с Ь)

пальто

листья

деньки

тетрадь

вьюга

счастье

- На какие две группы можно разделить слова?

2 вопрос «Какую работу выполняет мягкий знак?»

Запишем слова с разделительным ь.  

 –Когда пишется разделительный Ь? Вопрос – ловушка:  Ь  и Ъ знаки не обозначают звуков, значит в этих словах звуков меньше, чем букв?

Следующая  группа слов:

Отъезд

Съел

Объяснил

-Что их объединяет? Когда пишется разделительный Ъ? (запись слов)

- Как отличить разделительный Ь и Ъ знаки? Давайте разберём слова по составу.

-Что заметили?

VI Работа в группах.

Составление памятки – правила правописания:

 1) группа – разделительного Ь      

 2) группа – разделительного Ъ

(Дети каждой группы показывают памятку и рассказывают правило)

Итог

3 вопрос   «Когда пишется разделительный Ь?»

4 вопрос   « Когда пишется разделительный Ъ?»

VII Первичное закрепление.

«Огневая подготовка» стрельба по мишеням.

(Дети берут карточки со словами и помещают их под схемой с Ь или Ъ знаками.

Ловушка – слово без твердого ъ и ь)

VIII Физминутка.

Презентация  «У солдата выходной»

IХ Закрепление полученных знаний.

5 вопрос  «Указывает разделительный Ъ на твёрдость согласного?» Фонетический разбор слов на доске

Вывод:  Разделительный твёрдый знак не указывает на твёрдость предшествующего согласного, перед ним согласный может произноситься и твёрдо и мягко.

Минутка для любознательных.   Буква ЕР

Название «Твёрдый» знак возникло тогда, когда эту букву писали на конце слов после твёрдого согласного: миръ, домъ.

Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной.

А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.

Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.

Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что только в одном дореволюционном издании романа Л. Толстого "Война и мир" на 2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы 70 с лишним страниц.

А сколько же это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? А если ещё представить, что на набор "Войны и мира" требовалось в то время примерно 100 рабочих дней, то 3,5 дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни только твёрдые знаки.

А сколько бумаги лишней тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира. Поэтому после 1918 года, 100 лет назад, Ъ – выполняет только функцию разделительную.

6 вопрос  «Кого в старые времена  называли «бездельником»?»

Упр. 356. (самостоятельная работа) Минное поле

1 в. команда «Вата» выписывает слова с ь

2в. команда «Камень» с твердым ъ

Проверка

Упр. 358. Отгадайте загадку. Обед

Найди слова с Ъ, объясни  написание.

- Как думаете всегда ли наших столах было такое хлебобулочное изобилие? Как думаете, а какой хлеб кушали солдаты в военное время? Из  чего делали хлеб в это непростое время?

Сообщение ученика о хлебе.

7 вопрос  «Что в военное время ценилось наравне с оружием?»

Дифференцированная работа:

 1группа – Списать загадку, выделить приставку и ъ

2 группа – творческое задание на карточках 

Игра – тренажер «Собери солдата»

Выбрать слово,  где пропущен  разделительный Ъ.

Х Итог урока.

- Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы. Подведем итог. Что мы закрепляли сегодня? Что нового узнали?

Это ваша маленькая победа над колдуньей Безграмотностью.

Наш курс молодого бойца окончен.

ХI Рефлексия.

- Поднимите карточку

Красная карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Зелёная  карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал, но могу и лучше. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Синяя карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

- Кто выбрал красную карточку, те молодцы.  Я назначаю вас командирами. Кто синюю карточку- пройти курс молодого бойца еще раз.

Оценивание.

Д.з. упр. 365, по желанию: сочинить сказку о Ъ и Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....