Технологическая карта урока "Знаки препинания" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Скакунова Анастасия Николаевна

Технологическая карта урока "Знаки препинания в конце предложения" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

.

Слайд 3

Тема урока: ? ! . «Знаки препинания в конце предложения»

Слайд 4

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Слайд 6

Проверь себя. Эй, бобёр, купи топор ! (побудит., воскл .) А зачем бобру топор ? (вопросит., невоскл ) У работника бобра Зубы вместо топора . ( повест ., невоскл )

Слайд 7

РУССКИЙ ЯЗЫК



Предварительный просмотр:

Дата проведения: 24.10.2018

Класс: 3 «Е»

Образовательная программа: «Планета знаний»

Тема урока: «знаки препинания в конце предложения.»

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые предметные результаты:

Цель: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.

Задачи урока:

1.Образовательная: учить правильно расставлять знаки препинания в конце предложения, различать предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

2.Развивающая: развивать умение различать предложения по цели высказывания и интонации, развивать орфографическую письменную речь и пунктуационную зоркость, внимание, устную речь.

3.Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, воспитывать у обучающихся чувства товарищества и взаимопомощи.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: формировать умение различать предложения по интонации и правильно их употреблять в речи, овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации; оценивать ход и результат выполнения задания.

Коммуникативные: адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Планируемые личностные результаты:

1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

2. широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка;

3. навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский

Оборудование: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. Учебник «Русский язык. 3 класс» часть 1– М.: Дрофа; презентация, раздаточный материал.

№ этапа

Название этапа урока, время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Учащихся

I

Организационный момент

Цель: эмоциональная подготовка к усвоению изучаемого материала

(1-2 мин)

-На уроке мы познакомимся с новой темой, а с какой вы определите сами.

-Приветствуют.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

II

Минутка чистописания

(3-4)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа,обозначьте орфограммы.

-Обратите внимание, на доске записан ряд слов, прочтите его и запишите в тетрадь (Скоро в школу) .

-Скажите, в это предложение? Чего не хватает?

- Давайте повторим признаки предложения. ( Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения стоит знак препинания, слова в предложении связаны по смыслу)

-Поставьте у себя в тетради точку после предложения.

Записывают:

Двадцать четвертое ноября. Классная работа.

-Нет,потому что в конце не стоит знак препинания.

Регулятивные: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные: -формирование умения слушать и понимать других;

 -использовать правила вежливости в различных ситуациях;

 -контролировать свои действия в коллективной работе, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учет различных мнений , оформление своей речи в устной форме; Личностные: 

-внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

III

Новая тема

(5-6 мин)

-А теперь, чтобы понять тему урока отгадаем загадки. Ответы на них-знаки препинания.

1)Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (?)

2) Бурным чувствам,

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (!)

1) Загораживает

Путь,

Предлагает

Отдохнуть. (.)

-А какое место они занимают в предложении?

-А что вы знаете о каждом из этих знаков? Когда мы их употребляем?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Наша тема: знак препинания в конце предложения.

-Мы узнали, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске, от чего это зависит?

-Эмоции. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте прослушаем короткий текст

-О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

(Читаю выразительно текст, затем включаю запись этого текста, воспроизведённого роботом)

-Скажите, в чьем исполнении вам понравился текст? Почему?

-А давайте узнаем точное значение слова «эмоции»? Прочитаем в толковом словаре.

Чувства, если бы мы с вами не пользовались чувствами-эмоциями, то речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи наши эмоции мы выражаем при помощи интонации. Сегодня на уроке вы узнаете, как оформляются на письме эмоционально окрашенные предложения.

-Вопросительный знак.

-Восклицательный знак.

-Точка.

-Это знаки препинания, ставятся в конце предложения.

-Точку мы употребляем, когда ходим кому-то сообщить о чем-нибудь; восклицательный знак употребляем, когда выражаем сильные чувства, эмоции, а вопросительный знак-когда хотим что-то спросить.

-Знаки препинания в конце предложения.

-От знака, который стоит в конце и от того, что мы хотите сказать.

-Чувства, интонационно окрашенные слова

-В исполнении учителя, потому что речь эмоциональная, чувственная.

1 ученик читает значение слова «эмоция»

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные: 

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные:

 -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

IV

Закрепление изученного материала  

(13-15 мин)

Физкультминутка

(2-3 мин)

-Откройте учебник на стр 72 упр 103 ( устно)

-Прочитает задание….

-Какие нужно вставить слова?

(Слова и словосочетания называют предметы, действия признаки, а предложения выражают мысли и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной — с помощью знаков препинания)

-Прочитает правило в красной прямоугольнике…

-Что вы поняли из этого правила? Какие это знаки препинания?

-Какой раздел изучает правила постановки знаков препинания?

-А кто полностью повторит определение?

-Разберем таблицу в упр 105.

-Скажите, отчего зависит выбор знака?

-А какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

-Что значит повествовательное предложение?

-Какие знаки могут ставится в конце повествовательного предложения?

-Верно, например: «Наступила осень золотая!» Это повествовательное восклицательное предложение.

-А как вы понимаете побудительное предложение? Какой ставится знак?

-А вы можете привести примеры?

- Ну и вопросительное, когда мы кого-то спрашиваем. Какие знаки могут ставиться у вопросительного предложения?

-Верно.

-Проведем физкульминутку.

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает.(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

А теперь пора нам, братцы,

За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)

-Выполним упражнение 106 (письменно), чтобы закрепить знание. Прочитайте задание. Как будете выполнять упражнение?

-Вам нужно определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. После предложения в скобках запишите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске).

-Первое предложения я выполню сама в качестве примера.

 1.Малыша звали Лоськой.(повествовательное, невосклицательное)

Вызываю 1 ученика к доске (2-3 предложение), затем 2-ой ученик выполняет (4-5)

-Молодцы. Повторите, какие предложения бывают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?

-Теперь выполним упражнение 108. Что нам нужно в нем сделать?

 

-Кто хочет попробовать прочитать?

-Что нам помогло правильно выбрать интонацию при чтении?

-Запишите теперь эти предложения, расставив правильно знаки, а в скобках укажите вид предложения.

Ученик читает задание

Ученик читает правило.

-Знаки препинания называют знаками пунктуации. Это точка, восклицательный и вопросительный знаки  Правила постановки знаков препинания изучает раздел науки о языке, который называется пунктуацией.

Ученик повторяет определение, не используя учебник.

Один ученик читает таблицу.

-От цели высказывания и от эмоциональной окраски.

-Восклицательные и не восклицательные

-Это предложение, заключающее в себе сообщение о каком либо-факте.

-Если это не восклицательное предложение, то точка, а если восклицательное-то восклицательный знак.

-Когда мы кого-то просим о чем-то, призываем. Ставится восклицательный знак

-Маша, возьми зонт!

-Знак вопроса, если это невосклицательное предложение, а если восклицательное, то вопросительный и восклицательный знак.

-Прочитаем предложение, выберем правильный знак в конце предложения и в скобках укажем его вид.

2. Какие хорошие у Лоськи были слух и чутьё!(повествовательное, восклицательное)

3. Что сделалось с лосёнком?(вопросительное, невосклицательное)

4. Лоська, угостись морковкой!(побудительное, восклицательное)

5. Как любил он

полакомиться ветками ивы! (повествовательное, восклицательное)

По цели высказывания: повествовательное, побудительное и вопросительное, а по эмоциональной окраске: восклицательное и невосклицательное

-Нам нужно правильно выбрать интонацию, чтобы прочитать. А затем списать, поставив правильно знаки препинания.

Наступил вечер(.)    Разве уже наступил вечер(?)   Какой чудный вечер(!)

( Слова помощники: во втором предложении вопросительная частица разве, а в 3 прилагательное какой чудный)

Наступил вечер. (повест.,невоскл)    Разве уже наступил вечер?(вопросит., невоскл)

Какой чудный вечер! (повест.,воскл)

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

-формировать умение различать предложения по интонации и правильно их употреблять в речи;

Регулятивные:

 -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные: 

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

- широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

V

Самостоятельная работа

(5-6 мин)

-А теперь поработаем в парах. Но для начала каждый возьмет карточки, которые у вас лежат на парте. Вам нужно будет после предложения поставить знак препинания, напротив написать, какое это предложение по интонации и по эмоциональной окраске. Приготовьтесь прочитать это стихотворение с выражением.

-Напомните правила работы в парах.

-Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения. Если предложение выполнено правило-поставьте «плюс», если не правильно – «минус».

Выполняют

Эй, бобёр, купи топор!   (?!.) (побуд.,воскл.)

А зачем бобру топор ? (?!.) (вопросит.,невоскл)

У работника бобра

Зубы вместо топора .     (?!.) (повест.,невоскл)

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Регулятивные:

 -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

-оценивать ход и результат выполнения задания.

VI

Итог, рефлексия

(2-3 мин)

-Над какой темой мы работали на уроке? А еще над чем?

-Что нового узнали?

-У вас на партах лежат 3 знака-восклицательный, вопросительный и точка. Если вам на уроке было все понятно и интересно-поднимете восклицательный знак, если у вас остались вопросы- поднимите вопросительный знак, а если у вас остались вопросы и вам было трудно-точку.

-Мне очень понравилось с вами работать, вы проявляли активность, четко следовали моим инструкциям, уважительно относились к своим одноклассникам. Спасибо!

-Работали над темой: «Знаки препинания в конце предложения

Работали над правильной интонацией предложений

-Узнали о знаках препинания в конце предложения и от чего они зависят.

Личностные:

- навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Коммуникативные:

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

VII

Домашнее задание

(1-2 мин)

-Откройте дневники и запишите домашнее задание, стр 73 упр 107. Вам нужно будет списать отрывки, поставить правильно знаки препинания в конце и уметь объяснить почему вы их поставили.

-Записывают

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи;

 -формулировать собственное мнение и позицию;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...