Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Гладкова Наталья Ивановна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx227.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное ( коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

г.Усть –Катава.

                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                    Директор МКСКОУ С(К)ОШ-И

Замдиректора по УВР                                                                              _______ /Г.И.Коротина/

 _______/Л.И. Баранова/                                                                                                                                                             

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по учебному предмету «Русский язык»

3 класс

на 2018 - 2019 учебный год

Разработчик программы : учитель начальных классов Гладкова Н.И., учитель высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

Протокол № 1 от «10 сентября » 2018г

Руководитель МО:            /М.С.Фёдорова /

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане
  4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  5. Содержание учебного предмета
  6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  7. Тематическое планирование учебного предмета с определением основ- ных видов учебной деятельности
  8. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
  9. Реализация  национальных,  региональных  и  этнокультурных  особенно- стей Южного Урала

10.Характеристика контрольно-измерительных  материалов  учебного  пред- мета

11. Контрольно- измерительные материалы.

  1. Критерии оценивания предметных результатов учебного предмета
  2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образова- тельной деятельности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого- медико-педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, локальных актов МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И

Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И

В 2017-2018 учебном году в МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ и от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38).

3. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).

Региональный уровень

1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Приказа МОиН Челябинской области от 25.08.2014 №01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для учащихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».

Методические материалы

Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от17.06.2016 года № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году».

2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.03.2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях».

6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. Г. Зуева; Министерство образования и науки Челябинской области; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск, ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

Институциональные документы

  1. Устава Учреждения. МКС(К)ОУ С(К) ОШ-И   - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  2.  Учебный план МКС(К)0У «Специальной ( коррекционной) школы - интерната на 2018- 2019 уч. год.


Цель изучения учебного предмета: формирование первоначальных ба- зовых знаний по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуацион- ных навыков в воспитании интереса к родному языку.

Задачи изучения учебного предмета:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся,
  • прививать общепринятые нормы общественного поведения,
  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их по- ниманию текст,
  • выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правиль- но и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В процессе обучения русского языка у учащихся формируются первона- чальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой, элементарные представления о русском (родном) языке как средстве общения и источнике по- лучения знания; представление о частях речи, навык оформления деловых бу- маг и пользования словарем; учащиеся учатся писать под диктовку текст с со- блюдением знаков препинания, небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, образовывать слова с по- мощью приставок и суффиксов, использовать письменную коммуникацию для решения практико-ориентированных задач.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального госу- дарственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответ- ствии с целями изучения данного учебного курса.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

  • рекомендована Министерством образования РФ для специальных (коррекци- онных) классов;
  • соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преем- ственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учиты- вает возрастные особенности учащихся;
  • адресована обучающимся, которым рекомендовано обучение по программе федерального государственного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании зада- ний направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опира- ется на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала к уроку для таких детей строится на принципе мини- мального числа вводимых специфических понятий, которые будут использо- ваться.


Учебный материал к уроку будет отбираться таким образом, чтобы объ- яснение было доступным.

Программа учебного предмета «Русский язык» реализуется в урочное время.

Основной формой обучения является урок. Основные типы уроков:

  1. Урок освоения новых знаний (имеет целью изучение и первичное за- крепление новых знаний).
  2. Урок закрепления знаний (имеет целью выработку умений по приме- нению знаний).
  3. Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку уме- ний самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
  4. Урок обобщения и систематизации знаний (имеет целью обобщение единичных знаний в систему).
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками).

Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравне- ние, работа с учебником, дидактические игры.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцирован- ного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллек- туальных возможностей учащихся.

Структура программы учебного предмета «Русский язык» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ин- теллектуальными нарушениями).

      Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно- тематическом планировании, утверждаемом директором МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И


Особенности преподавания данного учебного предмета в 3 классе

В классе на начало года обучается 8 детей по решению ПМПК. Состав обучающихся класса не однороден, так как дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у обучающихся индивидуален. Разный уровень развития фонематического и ре- чевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: ана- лиза и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Исходя из вышеперечисленных положений, программный материал по предмету делится на 3 варианта, исходя из зоны ближайшего развития обучающихся. Каждый вариант так же требует индивидуального подхода, так как психофизические особенности обучающихся каждой группы индивидуальны.

Класс по степени усвоения учебного предмета «Русский язык» 2 класса по программе ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) условно можно разделить на 3 группы:

I группа

II группа

III группа

1

2

3

Учащиеся I группы характеризуются сформированными предпосылками школьно-значимых функций для обучения по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), достаточ- но успешным усвоением программного материала 2 класса по данной програм- ме. Они достаточно свободно владеют связной речью, могут под руководством учителя прийти к элементарным выводам, самостоятельно установить про- стейшие причинно-следственные связи. Им доступен анализ приобретённых ранее представлений и условий их протекания. Соотносят звук и букву, могут составить слоги, простые слова с помощью разрезной азбуки по изучаемой те- ме. В тетради записи оформляют каллиграфически правильным почерком, со- блюдая рабочую строку, не искажая структуру буквы, слога, слова. Формиру- ются первоначальные навыки списывания с рукописного и печатного текста.

Учащиеся II группы характеризуются более медленным усвоением про- граммного материала по русскому языку, чем ученики из I группы. Им наибо- лее детально и дольше необходимо объяснение нового материала. В целом, трудности в усвоении характеризуются полиморфным нарушением звукопро- изношения, что негативно сказывается при аналитико-синтетическом методе обучения: дети соотносят звук и букву, могут записать некоторые слоги, часто путают буквы, звуки. Требуется многократное повторение изученного материа- ла, большего привлечения наглядных схем, таблиц, дидактического материала в целом, чем для I группы.

Наиболее сложной в обучении является III группа обучающихся. Они не имеют обобщенных представлений, не умеют использовать свой прошлый опыт, полученный в период дошкольного обучения и воспитания. Накопление


сведений об окружающей действительности у них происходит достаточно мед- ленно. С большим трудом запоминают, а затем воспроизводят предметные дей- ствия. Знания и умения у данной группы обучающихся формируются и закреп- ляются в крайне низком объеме. Буквы запоминают с трудом, часто их путают, часто не могут соотнести звук и букву. Обучение происходит при тотальном контроле учителя и только при индивидуальном подходе, так как внимание у этих учеников в основном непроизвольное, низкий уровень познавательного интереса к предмету, незаинтересованность в получении конечного результата. На уроках часто пассивны, отрешенны, отказываются от выполнения письмен- ных работ, либо выполняют их механически. Ввиду грубого нарушения мелкой моторики и несформированности графомоторных функций письменные задания выполняют по опорным линиям (обводке). Также учащиеся данной группы не участвуют в устной беседе по предмету, не отвечают на вопросы учителя. Нуж- даются в привлечении средств наглядности на многих этапах учебной деятель- ности.

Чтобы все обучающиеся смогли успешно усвоить изучаемый материал, учитываются их возможности, дифференцированно используются наглядные пособия, требования к действиям обучающихся, к степени их самостоятельно- сти. На уроках уделяется большое внимание закреплению и повторению веду- щих знаний по русскому языку.

Ввиду психологических особенностей учащихся, которым рекомендовано обучение по программе ФГОС образования обучающихся с умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями), с целью усиления практической направленности обучения на уроках проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие вос- приятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, фор- ма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; разви- тие представлений о времени;
  • развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умения видеть и уста- навливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анали- зировать, развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение ра- ботать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планиро- вать деятельность;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; форми- рование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности при- нятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  • формирование умения анализировать свою деятельность, воспитание правильного отношения к критике;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» изучается в течение 1 года обучения в течение 33 учебных недель, далее со 2го по 4й класс предмет изучается в тече- ние 34 учебных недель.

В 1 классе учебный предмет «Русский язык» изучается в объеме 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.

Во 2, 3 и 4 классах предмет «Русский язык» изучается в объеме 4 часа в неделю (1 час из обязательной части учебного плана, 1 час из части, формируе- мой участниками образовательных отношений ), что составляет 136 часов в год соответственно.

За весь период обучения (1 - 4 класс) – 470 часов.

Предметная область

Учебный предмет

Класс

Количество часов в неделю (по годам обучения)

Всего

1

2

3

4

Язык и ре- чевая прак- тика

Русский язык

3

3

4

4

14

Итого:

3

3

4

4

14

Предметная область


Учебный предмет


Класс


Количество часов в год (по годам обучения)

1        2        3        4


Всего

Язык и ре- чевая прак- тика


Русский язык        99        99        136        136        470

Итого:        99        99        136        136        470


Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» с определением основных видов учебной деятельности на 3 класс

пп

Содержание учебного предмета

Вид учебной дея- тельности

Раздел

Кол- во

часов

I

Повторение. Предложение.

Предложение. Выборочное написание предложений о предмете.

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

Работа с деформированным предложением. Составление предложений по опорным картинкам. Расчленение сплошного текста на предложения.

Составление предложений, используя вопросы. Составление предложений по картинке.

Деление текста на предложения.

11

Личностные УД:

  • учится идентифи- цировать себя как член общества, классного коллекти- ва, семьи;
  • принимает и ис- пользует правила поведения в коллек- тиве, основам со- трудничестве в кол- лективе;
  • идентифицирует правила поведения в семье и школе; раз- личает их.
  • учится идентифи- цировать себя как член общества, классного коллекти- ва, семьи;
  • принимает и ис- пользует правила поведения в коллек- тиве, основам со- трудничестве в кол- лективе;
  • идентифицирует правила поведения в семье и школе; раз- личает их.

Познавательные УД:

  • соблюдает

рабочую строку в тетради, работает в рабочей печатной тетради;

  • работает с индиви- дуальными карточ- ками;
  • соблюдает правила письма в тетради, правила посадки за партой.
  • соблюдает   рабо-

II

Звуки и буквы.

18

2.1.

Определение звуков и букв. Слова сходные по звучанию. Сходные по буквам слова.

2

2.2.

Порядок букв в русском алфавите.

Алфавит (порядок букв в русском языке). Расположение слов в алфавитном порядке. Знаком- ство        с        книгой        «Орфографический        словарь        для школьников».

5

2.3.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Сопоставление гласных и согласных звуков. Работа с деформированным текстом.

3

2.4.

Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я.

2

2.5.

Ударение в слове.

Ударение в слове. Знак ударение. Гласные ударные и безударные.

Упражнения в постановке ударения в словах.

6

III

Слог как часть слова.

Слог как часть слова. Слогообразующая роль глас- ных.

Деление слов на слоги.

Перенос части слова при письме.

Правило переноса, где слог – гласная буква.

2

IV

Твердые и мягкие согласные.

Различение твердых и мягких при обозначении мяг- кости гласными е, ё, ю, я, и.

Упражнения в написании слов с твердыми и мягки- ми согласными.

8

V

Мягкий знак на конце и в середине слова. Мягкий знак на конце слов. Образование слов с ь. Мягкий знак в середине слова.

Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь.

8

VI

Гласные после шипящих.

9

Правописание жи – ши. Правописание ча – ща. Правописание чу – щу.

чую строку в тетра- ди, работает в рабо- чей печатной тетра- ди;

  • работает с индиви- дуальными карточ- ками;
  • соблюдает правила письма в тетради, правила посадки за партой.

Регулятивные УД:

  • слушает обращен- ную речь взрослого, воспринимает ин- формацию на слух и выполняет неслож- ную инструкцию;
  • организует рабочее место с помощью учителя;
  • соблюдает режим работы и отдыха (урок, перемена).
  • слушает обращен- ную речь взрослого, воспринимает ин- формацию на слух и выполняет неслож- ную инструкцию;
  • организует рабочее место с помощью учителя;
  • соблюдает режим работы и отдыха (урок, перемена).

Коммуникативные УД:

  • вступает в диалог, беседу с  взрослым на уроке;
  • формулирует эле- ментарные обраще- ния к взрослому (с просьбой, вопросом и т.д.);
  • слышит просьбы и обращения взросло- го и выполняет эле- ментарные требова- ния на уроке;
  • проявляет интерес к общению со взрослым.

VII

Парные звонкие и глухие согласные.

Различие слов с парными звон. и глух. согласными Б-П, Д-Т, К-Г.

Произношение и правописание слов с парными со- гласными Ж – Ш,

З-С, В-Ф.

8

VIII

Звонкие и глухие согласные на конце слова. Сопоставление согласных букв на конце слова и пе- ред гласными в форме одних и тех же слов.

Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

4

IX

Разделительный мягкий знак.

Понятие о разделительном мягком знаке.

Правило переноса слов с разделительным Ь знаком. Разделительный мягкий знак в словах, обозначаю- щих много предметов.

Правописание слов с разделительным Ь знаком. Дифференциация разделительного Ь и Ь как показа- теля мягкости согласного.

4

X

Слово. Название предметов.

Слова, обозначающие названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов к сло- вам кто это? что это?

Изменение слов, обозначающих названия предме- тов, по числам.

Изменение слов, обозначающих названия предме- тов, по вопросам.

6

XI

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках, в названиях городов, сел. Закрепительные упражне- ния.

6

XII

Название действий.

Понятия о словах, которые обозначают названия действий.

Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.

Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка во- просов. Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

10

XIII

Слова, обозначающие признак предмета. Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.

Дописывание слов отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Сравнивание предметов по признакам. Дополнение предложений названием признаков и названием предметов.

12

Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков.

  • вступает в диалог, беседу с  взрослым на уроке;
  • формулирует эле- ментарные обраще- ния к взрослому (с просьбой, вопросом и т.д.);
  • слышит просьбы и обращения взросло- го и выполняет эле- ментарные требова- ния на уроке;- про- являет активный ин- терес к общению

XIV

Предлоги.

Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Составление предложений по деформированному тексту.

Ответы на вопросы. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.

Правильное употребление предлогов в речи.

6

XV

Предложение.

Согласование слов в предложении.

Деление текста на предложения. Работа с деформи- рованным предложением.

Составление предложений по вопросам.

12

XVI

Повторение за год.

12

ИТОГО

136


Характеристика контрольно-измерительных материалов

Формирование учебных компетенций у школьников с умственной от- сталостью (нарушением интеллекта) – обязательное условие успешности не только освоения ими образовательной программы, но и успешности даль- нейшей социальной адаптации выпускников образовательных организаций, осуществляющих образование по адаптированной общеобразовательной про- грамме для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Пока- зателем уровня сформированности учебных компетенций является качество выполнения контрольных работ.

В образовательных организациях, осуществляющих образование детей по адаптированной образовательной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), контрольные ра- боты выполняются в обязательном порядке по всем основным образователь- ным учебным предметам в начале учебного года (входной срез или вводный контроль), в конце I, II учебных триместров и в конце учебного года. Данная мониторинговая оценка самостоятельных письменных работ обучающихся позволяет грамотно строить коррекционный учебно-воспитательный про- цесс.

Также контроль планируется на каждый урок, может быть с индивиду- альным, групповым и фронтальным оцениванием. Основные формы кон- троля: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарный диктант, орфографический диктант, работа по карточкам, графические работы (чертежи, рисунки, схемы) - находят отражение в кален- дарно-тематическом планировании.

Контроль за уровнем достижений учащихся по итогам изучения раздела по русскому языку, а также по итогам учебного триместра и по итогам года проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания уча- щимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навы- ков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаружи- вать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.


Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей Южного Урала

На выполнение национально-регионального и этнокультурного компо- нента отводится 10-15% учебного времени. Региональный подход направлен на расширение кругозора, развитие наблюдательности, привитие любви к ма- лой родине, патриотических чувств, на формирование общеучебных умений и навыков школьников. Формой включения НРиЭК ЮУ является элемент урока (5-10 минут).

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Формирование учебных компетенций у школьников с умственной от- сталостью (нарушением интеллекта) – обязательное условие успешности не только освоения ими образовательной программы, но и успешности даль- нейшей социальной адаптации выпускников образовательных организаций, осуществляющих образование по адаптированной общеобразовательной про- грамме для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Пока- зателем уровня сформированности учебных компетенций является качество выполнения контрольных работ.

В образовательных организациях, осуществляющих образование детей по адаптированной образовательной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), контрольные ра- боты выполняются в обязательном порядке по всем основным образователь- ным учебным предметам в начале учебного года (входной срез или вводный контроль), в конце I, II учебных триместров и в конце учебного года. Данная мониторинговая оценка самостоятельных письменных работ обучающихся позволяет грамотно строить коррекционный учебно-воспитательный про- цесс.

Контроль за уровнем достижений учащихся по итогам изучения раздела по русскому языку, а также по итогам учебного триместра и по итогам года проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания уча- щимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навы- ков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаружи- вать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Также контроль планируется на каждый урок, может быть с индивиду- альным, групповым и фронтальным оцениванием. Основные формы кон- троля: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарный диктант, орфографический диктант, работа по карточкам, графические работы (чертежи, рисунки, схемы) - находят отражение в кален- дарно-тематическом планировании.

Контрольно- измерительные материалы

Контрольное списывание текста «Хвосты».

     Лошади и коровы хвостом отгоняют мух. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.

Контрольное списывание текста «Гнёзда».

     У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.

Контрольное списывание текста «Правила беседы по телефону».

     Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.

Контрольное списывание текста «Правила беседы».

     Учись говорить спокойно. Умей слушать собеседника. Не доводи спор до ссоры.

Контрольный диктант по теме

 «Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я в начале слова и после гласных».

В лесу.

     В лесу играют и гуляют ребята. Ира и Зоя искали грибы. Егор и Эдик под ёлкой нашли ежат. Ёжики колючие. А это ползает змея. (26 слов)

Контрольное списывание текста «Правила игры».

     Я уважаю правила игры. Не обижаю противника. Не прогоняю малышей. Я не обижусь, если проиграю.

Контрольное списывание текста «Птицы».

     Много разных птиц в наших лесах. Это дрозды, сойки, зяблики, дятлы. Добрый лес кормит всех птиц.

Контрольное списывание текста «Корм птиц».

     Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.

Контрольный диктант за I четверть.

Осень.

     Наступила осень. Стало холодно. По небу плывут серые тучи. Идут дожди. Трава завяла. Кусты голые. Птицы улетели в тёплые края. На огороде убрали овощи. (25 слов)

Контрольное списывание текста «Чудо-птичка».

     Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.

Контрольное списывание текста «Бусы».

     На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.

Контрольный диктант по теме «Обозначение мягкости согласных буквами и, ю, я, е, ё, ь».

Игры.

     Ребята играют у крыльца. Алёша и Витя катят снежный ком. Они лепят зайца. Вася взял лыжи. Он идёт на горку. Там Ольга и Игорь. (25 слов)

Контрольное списывание текста «Угощение».

     Принесла крольчиха деткам-крольчаткам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.

Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих».

Кот.

     Кот Рыжик сидит в углу. Под полом пищат мыши. Чует кот добычу. Весь день сидит Рыжик у норы. А добыча ушла. Кот остался голодный. (25 слов)

Контрольное списывание текста «Змейки».

     У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты.

Контрольный диктант за I полугодие.

Зима.

     Стоит чудесный зимний день. Часто на землю падают снежинки. Снег лежит пушистым ковром. Шура взял лыжи. Мальчик спешит. Он быстро бежит. Товарищи ждут Шуру. (25 слов)

Контрольное списывание текста «Сказка».

     Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

В лесу.

     Ребята пошли в поход. Дети сделали шалаш. На берёзе сидит дрозд. У него длинный клюв. В траве шуршит ёж. Вот в небе чиж. Он звонко поёт. (28 слов)

Контрольное списывание текста «Волк».

     Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак (ь)».

Братья.

     Братья Гриша и Илья пошли в лес. Гриша собирал сучья. Илья нашёл грибы.  Сели братья у ручья. Пели соловьи. Деревья шумели. Вечером мама будет жарить грибы. (27 слов)

Контрольное списывание текста «Речка».

     Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.

Контрольное списывание текста «Дуб».

     Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.

Контрольное списывание текста «Новичок».

     В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.

Контрольный диктант по теме «Большая буква в именах собственных».

Дела.

     Катя Орлова читала книгу. Брат Вася писал письмо товарищу. Собака Пальма грызла кость. А кот Барсик спал. Ему снилось тёплое молоко. (22 слова)

Контрольный диктант за III четверть.

Весна.

     Пришла весна. Тает снег. Сегодня ясный день. Весело журчат ручьи. У крыльца лужи. У дома спит пушистый кот. Ольга и Дарья посадили на огороде лук. (26 слов)

Контрольное списывание текста «Весна».

     Пришла весна. Весело свистит ветер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют птицы. Весёлая пора!

Контрольное списывание текста «Ворона».

     На голой ветке сидит ворона и хрипло каркает. Может, у неё горлышко болит? Отнесу бедняге тёплой водички и хлебушка.

Контрольный диктант по теме «Названия признаков».

Ранняя весна.

   Наступила ранняя весна. Стоит хорошая погода. Летят с юга птицы. Грачи вьют гнёзда. Воробьи и вороны ищут пищу на дворах. Мычат коровы. Все рады весне. (27 слов)

Контрольное списывание текста «Утро жука».

     Под листочком проснулся жук. С листка свисала капля росы. Жук умылся и побежал искать завтрак.

Контрольный диктант по теме «Предлоги».

     У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Под деревьями они нашли грибы. Началась гроза. Дети с корзинами побежали домой. (27 слов)

   Задание: в тексте подчеркнуть предлоги.

Итоговый контрольный диктант.

Весной.

     Пришла весна. Сегодня хорошая погода. Солнышко сильно греет. Журчат ручьи. В саду весь день поют птицы. На деревьях листья. Вася и Коля по дороге идут в лес. Там ландыши. За мальчиками бежит собака Жулька. (35 слов)

Контрольное списывание текста «Рыбалка».

     Удит Федя рыбу. Поймал – и в ведро. А за кустом кот Рыжик. И он рыбу ловит. Из ведра!

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить.

     Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, жёлтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костёр, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, ранец, рассказ, рисовать, родина, русский, сапоги, сегодня, среда, суббота, товарищ, четверг, чёрный, шёл, яблоко, язык (46 слов).


Критерии оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык»

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразова- тельных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.

Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I-IV классов по русскому языку и математике должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофи- зического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отста- лому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объек- тивная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учите- лю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обна- руживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устра- нению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся,  выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведении я текущих и ито- говых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изуча- емого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных дан- ных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдель- ных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения пе- регрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а те- чение недели – не более двух.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день чет- верти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со II полугодия, с целью проверки определенных про- граммой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы.

Наряду с вновь изучаемым материалом в итоговые работы включают- ся и по ранее изученным разделам программы. В специальной (коррекцион- ной) школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний,


умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индиви- дуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоциональ- но-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует сни- жать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомен- дуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

В соответствии с Уставом школы, в классах с умеренно выраженной умственной отсталостью введена безотметочная система оценивания знаний.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

  1. Грамматика, правописание и развитие речи

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, уме- ний и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осо- знанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание ма-

териала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформу- лировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требо- ваниям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении пра- вил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основ- ных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» не ставится.


Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняе- мые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного ха- рактера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написани- ем изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижа- ется на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим призна- кам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с граммати- ко-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных пред- ложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, ко- торые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную по- становку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов, Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими за- даниями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написа- ния контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимо- сти от индивидуального продвижения детей.


Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особен- ностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следу- ющими нормами:

 I класс - безотметочная система оценивания, но ведется условное обо- значение уровня достижений ученика по предмету определенными знаками (смайлы, флажки, звездочки и т.п.) для развития у учащихся навыка рефлек- сии собственных достижений и недостатков в знаниях и умениях оформле- ния и ведения письменных работ.

II-IV классы:

  • Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
  • «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
  • «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

Если ребенок не справляется с работой (с заданиями), учитель предла- гает ему индивидуальное задание в соответствии с его психофизическими возможностями и особенностями.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправления или 1 пункту- ационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лы- жи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
  • недописывание слов;
  • пропуск одной части слова при переносе;
  • повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, сле-

дует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое ис- кажение структуры слова). При выставлении отметки все однотипные спе- цифические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться сле- дующими нормативами:

«5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамма- тических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамма-


тического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправ- ления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изучен- ного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

«2» не ставится.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также пе- речень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 1-3.

Дидактическое и методическое обеспечение


Таблица 1

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Якубовская Э.В., Русский язык.3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы спец.Москва «Просвещение», 2017
  2. Рабочая тетрадь по русско- му языку для учащихся  3 класса специальных (коррекцион- ных) школ VIII вида. В 2 частях. Просвещение, 2017.

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Начальное общее образование. Федераль- ный компонент государственного стандарта обще- го образования.
  3. Начальная школа. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования/ Мини- стерство образования и науки Российской Федера- ции. – М., 2005. – 74с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подгото- вительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2014г
  5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомога- тельной щколы В.Г.Петрова Москва «Просвеще- ние»
  6. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. М.: «Просвещение», 1991.


Материально-техническое обеспечение

Для отражения количественных показателей в требованиях использует- ся следующая система обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной напол- няемости класса);

Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчиты- вающих несколько учащихся.

Таблица 2

Наименования объектов и средств материаль- но-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического мате- рила, содержащегося в программе по русскому языку.

Д

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответ- ствии с тематикой, определённой в программе по рус- скому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д

Словари по русскому языку: толковый словарь, сло- варь фразеологизмов, морфемный и словообразова- тельный словари.

Д

Репродукции картин в соответствии с тематикой и ви- дами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифро- вой форме)

Д

Технические средства обучения

Экранно - звуковые пособия

Интерактивная доска.

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

К

Стол учительский с тумбой.

К

Шкафы для хранения учебников, дидактических мате- риалов, пособий и пр.

К

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

К


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Н-Р.К.

Примечание

1 четверть - 36 часов.

Повторение

1

Употребление простого предложения.

1

Растениеводство в нашем крае

2

Употребление простого предложения.

1

3

Большая буква в начале предложения.

1

4

Большая буква в начале предложения.

1

5

Составление предложений по вопросу.

1

6

Составление предложений по картинке.

1

7

Составление предложений по картинке.

1

8

Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1

Цветоводство в нашем крае

9

Выделение предложений из речи и текста.

1

10

Входной контрольный диктант.

1

11

Работа над ошибками.

1

Звуки и буквы

12

Звуки и буквы.

1

13

Звуки и буквы.

1

14

Порядок букв в русской азбуке.

1

15

Алфавит.

1

16

Расположение нескольких слов в алфавитном порядке.

1

17

Составление списков учащихся по алфавиту.

1

18

Нахождение слов в словаре.

1

19

Звуки гласные и согласные.

1

20

Слогообразующая роль гласных.

1

21

Деление слова на слоги.

1

Растения лесов Челябинской области

22

Гласные буквы и, е, ё, ю, я,э в начале слова и после гласных.

1

23

Гласные буквы и, е, ё, ю, я,э в начале слова и после гласных.

1

24

Перенос части слова при письме.

1

25

Перенос части слова при письме.

1

26

Ударение.

1

27

Ударение.

1

28

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1

29

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1

30

Гласные ударные и безударные.

9

31

Гласные ударные и безударные.

1

32

Согласные твёрдые и мягкие.

1

Животноводство нашего края

33

Согласные твёрдые и мягкие.

1

34

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

35

Работа над ошибками.

1

36

Повторение пойденного.

1

2 четверть- 28 часов

37

Согласные твёрдые и мягкие.

1

38

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

1

39

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

1

40

Обозначение мягкости согласных в конце и всередине слова буквой ь.

1

41

Обозначение мягкости согласных в конце и всередине слова буквой ь.

1

42

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

Овощеводство в нашем крае

43

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

44

Шипящие согласные.

1

45

Сочетание гласных с шипящими.

1

46

Првописание жи-ши.

1

47

Првописание ча-ща.

1

48

Првописание ча-ща.

1

49

Првописание чу-щу.

1

50

Првописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

51.

Контрольный диктант по теме «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1

52.

Работа над ошибками.

1

53.

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Мы живём в городе Усть Катаве

54.

Парные звонкие и глухие согласные.

1

55.

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

56.

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

57.

Проверка написания путём изменения форм слова (гриб - грибы).

1

58.

Проверка написания путём изменения форм слова (гриб - грибы).

1

Растения лесов нашего края

59.

Проверка написания путём изменения форм слова (гриб - грибы).

1

60.

Проверка написания путём изменения форм слова (гриб - грибы).

1

61.

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

62.

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

63.

Контрольный диктант за I полугодие..

1

64.

Работа над ошибками.

1

3 четверть- 40 часов

Слово

65.

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

1

66.

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

1

67.

Изучение слов, обозначающих предметы: название предметов и различение их по вопросам кто? что?

1

Растения лесов нашего края

68.

Изучение слов, обозначающих предметы: название предметов и различение их по вопросам кто? что?

1

69.

Правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи предметов с другими словами.

1

70.

Правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи предметов с другими словами.

1

71

Расширение кругозора имён собственных.

1

72.

Расширение кругозора имён собственных.

1

73.

Большая буква в именах собственных.

1

74

Большая буква в именах собственных.

1

75.

Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

1

76.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия предметов.

1

77.

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

1

Животноводство нашего края

78.

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

1

79.

Правильно согласовывать слова, обозначающие действия в речи со словами, обозначающими предметы.

1

80.

Правильно согласовывать слова, обозначающие действия в речи со словами, обозначающими предметы.

1

81

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

1

82.

Контрольный диктант по теме «Названия предметов и действий»».

1

Сезонные изменения в природе нашего края

83.

Работа над ошибками.

1

84.

Правильное составление сложных предложений с союзом и.

1

85.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.

1

86.

Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

1

87.

Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

1

88.

Нахождение слов, обозначающих признаки, в тексте и правильное отнесение и к словам, обозначающих предметы

1

89.

Нахождение слов, обозначающих признаки, в тексте и правильное отнесение и к словам, обозначающих предметы

1

90.

Подбор и название ряда признаков данного предмета и определение предмета по ряду признаков.

1

91.

Сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный).

1

Животные нашего края. Белка.

92.

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

1

93.

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

1

94.

Контрольный диктант по теме «Признаки предметов».

1

95.

Работа над ошибками.

1

96.

Предлог.

1

97.

Умение находить предлоги к, от, под, о(об) и писать их раздельно со словами.

1

98.

Разделительный ъ.

1

99.

Разделительный ъ.

1

100.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

101.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

102.

Контрольный диктант за 3четверть..

1

103.

Работа над ошибками.

1

4 четверть- 32 часа

104.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

105.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

106.

Предлог. предлоги к, от, под, о(об) и выделение их в тексте.

1

Полезные ископаемые нашего края.

107.

Раздельное написание предлогов со словами.

Предложение

1

108.

Практическое знакомство с построением простого предложения.

1

Сезонные изменения в природе. Весна.

109.

Практическое знакомство с построением простого предложения.

1

110.

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа.

1

111.

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа.

1

112.

Составление предложений с употреблением формы дательного падежа.

1

Животные лесов нашего края.

113.

Составление предложений с употреблением формы дательного падежа.

1

114.

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа.

1

115.

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа.

1

116.

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа.

1

117.

Контрольный диктант за год.

1

118.

Работа над ошибками.

1

119.

Выделение в тексте или составление предложений на заданную тему.

1

120.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному - двум вопросам.

1

121.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному - двум вопросам.

122.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

1

123.

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопрса и записать ответ.

1

124.

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопрса и записать ответ.

1

125.

Повторение

Употребление простого предложения.

1

126.

Употребление простого предложения.

1

127.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

128.

Расширение круга имён собственных. Большая буква в этих названиях.

1

129.

Расширение круга имён собственных. Большая буква в этих названиях.

1

130.

Расположение нескольких слов в алфавитном порядке.

1

131.

Составление списков учащихся по алфавиту.

1

132.

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь.

1

133.

Закрепление знаний о словах, обозначающих предмет, признак и действие.

1

Природа г.Усть-Катава

134.

Составление предложений по картинкам.

1

135.

Контрольный диктант за 4 четверть.

1

136.

Работа над ошибками.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...