Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Дерменджи Лиля Якубовна

Русский язык 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_rab_progr_3_kl.docx77.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО 

на заседании ШМО

Руководитель  ШМО

____________ Е.А.Рымарь

Протокол №____________ 

от   «____»_________2017  г. 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель директора по УВР       _____________ Г.А. Османова  

 

«_____»___________2017  г. 

УТВЕРЖДЕНО 

Директор

____________ М.Ф. Понкратова

Приказ №_____ 

от  «_____»________2017 г. 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3-Б  КЛАСС

НА 2017/2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ «Русский язык»

КЛАСС: 3-Б

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:    в неделю 5;      всего за год 170.

УЧИТЕЛЬ:  Дерменджи Лиля Якубовна

КАТЕГОРИЯ : специалист

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ФГОС начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной   программы   образовательного    учреждения,     авторских     программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России).                                      ISBN – 978-5-09-030199-2.

п. Почтовое, 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………3

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета…………………………………………………………………………3

Содержание учебного предмета «Русский язык» в третьем классе…………………………………………………………………………..11

Тематический план…………………………………………………………….13

Календарно – тематическое планирование…………………………………..14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной   программы   образовательного    учреждения,     авторских     программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•          ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•         формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

–         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

–         развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

–         развитие коммуникативных умений;

–         развитие нравственных и эстетических чувств;

–         развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

•          развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:

непроизносимые согласные;

разделительный твёрдый знак (ъ);

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

безударные родовые окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

раздельное написание частицы не с глаголами;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Язык и речь

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Имя существительное

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение

Резервные уроки( 8ч)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Наименование

раздела

Учебные часы

Контрольные

работы

Практическая

часть

1.

Язык и речь

2 часа

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

14 часов

1

Р/р - 2

3.

Слово в языке и речи

19 часов

1

Р/р – 3

Проект – 1

4.

Состав слова

16 часов

3

Р/р – 2

Проект – 1

5.

Правописание частей слова

24 часа

1

Р/р – 3

Проект – 1

6.

Имя существительное

31 час

2

Р/р – 7

Проект – 2

7.

Имя прилагательное

19 часов

1

Р/р – 3

Проект – 1

8.

Местоимение

5 часов

Р/р – 1

9.

Глагол

20 часов

2

Р/р – 2

10.

Повторение

12 часов

1

Р/рр - 1

11.

Резервные уроки

8 часов

Итого:

170 ч


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

По плану

Фактически

По плану

Фактически

Язык и речь (2 ч)

1

01.09

Наша речь. Виды речи.

2

04.09

Для чего нужен язык?

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

05.09

Текст. Признаки текста.

4

06.09

Типы текстов. Повествование.

Описание. Рассуждение.

5

07.09

Предложение (повторение и углубление представлений).

6

08.09

Виды предложений по цели высказывания.

7

11.09

Р/р №1 Составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы».

8

12.09

Виды предложений по интонации.

9

13.09

Предложение с обращением.

Словарный диктант №1

Словарный диктант №1

10

14.09

Главные и второстепенные члены предложения.

11

15.09

Распространенные и нераспространенные предложения. Разбор предложения по членам.

12

18.09

Простое и сложное предложение. Общее представление.

13

19.09

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

14

20.09

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение главного и зависимого слова.

15

21.09

Р/р №2 Составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». 

16

22.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение».

Контрольный диктант №1

Слово в языке и речи (19ч)

17

25.09

Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова.

18

26.09

Лексическое значение слов. Синонимы и антонимы.

19

27.09

Омонимы. Общее представление.

Работа со словарем омонимов.

20

28.09

Слово и словосочетание.

21

29.09

Что такое фразеологизмы? Работа со словарем фразеологизмов.

22

02.10

Страничка для любознательных.

Р/р №3 Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова

23

03.10

Части речи и их значение. Имя существительное.

24

04.10

Части речи. Имя прилагательное.

25

05.10

Части речи. Глагол.

26

06.10

Части речи. Имя числительное.

27

09.10

Р/р №4 Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

28

10.10

Однокоренные слова.

Словарный диктант №2

Словарный диктант №2

29

11.10

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

30

12.10

Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы для их обозначения.

31

13.10

Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными.

32

16.10

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

33

17.10

Р/р №5 Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану и вопросам.

34

18.10

Проект «Рассказ о слове».

Проверь себя.  Тест.

Проект

Тест №1

35

19.10

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

Контрольный диктант №2

Состав слова (16ч)

36

20.10

Корень слова. Однокоренные слова.

37

23.10

Чередование согласных в корне. Страничка для любознательных. Сложные слова.

38

24.10

Формы слова. Окончание. Что такое окончание?

39

25.10

Как найти в слове окончание?

Страничка для любознательных.

40

26.10

Итоговая контрольная работа за I четверть.

Итоговая контрольная работа

41

27.10

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

42

07.11

Значение приставок.

43

08.11

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44

09.11

Значения суффиксов.

Контрольное списывание №1 по теме «Состав слова».

Контрольное списывание №1

45

10.11

Р/р №6 Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

46

13.11

Что такое основа слова?

47

14.11

Страничка для любознательных. Разбор слова по составу.

48

15.11

Обобщение знаний о составе слова.

Самостоятельная работа.

49

16.11

Р/р №7 Подробное изложение по тексту В.Бианки. 

50

17.11

Проверь себя. Самостоятельная работа.

Проект «Семья слов».

Проект

51

20.11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Контрольный диктант №3

Правописание частей слова (24 ч)

52

21.10

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова.

53

22.10

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Словарный диктант №3

Словарный диктант №3

54

23.11

Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи.

Тест №2

55

24.11

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

56

27.11

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными.

57

28.11

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными.

58

29.11

Р/р №8 Составление текста по сюжетному рисунку.

59

30.11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

60

01.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

61

04.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

Словарный диктант.

Словарный диктант №4

62

05.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

Самостоятельная работа.

63

06.12

Р/р  №9 Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». 

64

07.12

Правописание приставок и суффиксов.

65

08.12

Правописание суффиксов –ек–, –ик–,

–ок–.

66

11.12

Правописание суффиксов –оньк–,

–еньк–.

67

12.12

Правописание суффиксов и приставок.

68

13.12

Правописание приставок и предлогов.

69

14.12

Правописание приставок и предлогов.

70

15.12

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

71

18.12

Итоговая контрольная работа за II четверть.

Итоговая контрольная работа

72

19.12

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

73

20.12

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Составление объявления.

 

74

21.12

Р/р №10 Изложение по самостоятельно составленному плану.

75

22.12

Проект «Составляем орфографический словарь».

Проект

Имя существительное (31 ч)

76

25.12

Части речи (повторение и углубление представлений).

77

26.12

Повторение и углубление знаний.

Р/р №11  Работа с текстом. Письмо по памяти.

78

27.12

Имя существительное как часть речи.

79

11.01

Значение и употребление имен существительных в речи.  

80

12.01

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.  

Словарный диктант №5

Словарный диктант №5

81

15.01

Р/р №12  Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. 

82

16.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

83

17.01

Страничка для любознательных.

Проект «Тайна имени».

Проект

84

18.01

Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант №6

Словарный диктант №6

85

19.01

Р/р №13 Работа с текстом. Письмо по памяти. 

86

22.01

Род имен существительных.

87

23.01

Упражнения в определении рода имен существительных в косвенных падежах.

88

24.01

Род имен существительных.

89

25.01

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода.

Тест №3

90

26.01

Р/р №14  Подробное изложение повествовательного текста. 

91

29.01

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант №4

92

30.01

Изменение имен существительных по падежам.

93

31.01

Упражнение в склонении имен существительных.

94

01.02

Р/р  №15 Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». 

95

02.02

Именительный падеж имен существительных.

96

05.02

Родительный падеж имен существительных. Словарный диктант №7

Словарный диктант №7

97

06.02

Дательный падеж имен

существительных.

98

07.02

Винительный падеж имен

существительных.

99

08.02

Упражнение в различении изученных падежей имен существительных.

100

09.02

Творительный падеж имен

существительных.

101

12.02

Предложный падеж имен

существительных.

102

13.02

Р/р №16 Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану. 

103

14.02

Обобщение знаний о падежах имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

104

15.02

Итоговая контрольная работа за III четверть.

Итоговая контрольная работа

105

16.02

Проект «Зимняя страничка».

Проверь себя.  Самостоятельная работа.

Проект

106

19.02

Р/р №17 Устное сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». 

Имя прилагательное (19 ч)

107

20.02

Имя прилагательное как часть речи.

108

21.02

Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте.

109

22.02

Художественное и научное описание. Страничка для любознательных.

110

23.02

Р/р №18 Отзыв по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». 

111

26.02

Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант №8

Словарный диктант №8

112

27.02

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

113

28.02

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

114

01.03

Изменение имен прилагательных по числам.

115

02.03

Изменение имен прилагательных по числам.

116

05.03

Р/р №19 Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

117

06.03

Изменение имен прилагательных по падежам. Общее представление.

118

07.03

Упражнения в определении падежей имен прилагательных.

119

08.03

Начальная форма имени

прилагательного.

120

09.03

Морфологический разбор имени прилагательного.

121

12.03

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант №5

122

13.03

Обобщение знаний об имени прилагательном.

123

14.03

Обобщение знаний об имени прилагательном. Самостоятельная работа.

124

15.03

Р/р  №20 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». 

125

16.03

Проект «Имя прилагательное в загадках».

Проект

Местоимение (5 ч)

126

19.03

Личные местоимения

1, 2, 3-го лица.

127

20.03

Личные местоимения единственного и множественного числа.

128

21.03

Изменение личных местоимений  3-го лица в единственном числе по родам.

129

22.03

Морфологический разбор  местоимений.

Обобщение знаний о местоимении.

130

23.03

Р/р №21 Составление письма.

Глагол (20 ч)

131

02.04

Повторение и углубление представлений о глаголе. Словарный диктант №9

Словарный диктант №9

132

03.04

Значение и употребление глаголов в речи.

133

04.04

Упражнения в распознавании глаголов в речи.

134

05.04

Неопределенная форма глагола.

135

06.04

Упражнения в распознавании глаголов в неопределенной форме.

136

09.04

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

137

10.04

Закрепление изученного.

Контрольное списывание № 2 по теме «Глагол».

Контрольное списывание №2

138

11.04

Р/р №22 Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. 

139

12.04

Времена глаголов.

140

13.04

Упражнения в определении времени глагола.

141

16.04

Изменение глаголов по временам.

142

17.04

Р/р  №23 Подробное изложение по тексту Г. Скребицкого.

143

18.04

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

144

19.04

Упражнения в определении рода глаголов в прошедшем времени.

145

20.04

Правописание частицы не с глаголами.

146

23.04

Правописание частицы не с глаголами.

147

24.04

Обобщение знаний о глаголе.

148

25.04

Обобщение знаний о глаголе.

149

26.04

Итоговая контрольная работа за IV четверть.

Итоговая контрольная работа

150

27.04

Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Самостоятельная работа.

Повторение (12 ч)

151

30.04

Повторение. Части речи.

152

01.05

Повторение. Предложение. Текст.

153

02.05

Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных.

154

03.05

Повторение. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант №10

 Словарный диктант №10

155

04.05

Повторение. Предложение. Грамматическая основа.

156

07.05

Р/р №24 Составление предложений и текста. Стр.133

157

08.05

Повторение. Правописание безударных гласных.

158

09.05

Повторение.  Правописание значимых частей слов.

159

10.05

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.

Итоговый контрольный диктант

160

11.05

Повторение. Однокоренные слова.

161

14.05

Повторение. Текст. Тема текста. Части текста.

162

15.05

Повторение..Предложение.

163

16.05

Резервный урок Повторение  по теме:  «Правописание безударных гласных».

164

17.05

Резервный урок Повторение по теме: « Части речи.

165

18.05

Резервный урок .Повторение теме : «Личные местоимения» .

166

21.05

Резервный урок Повторение  по теме:  «Глагол.»

167

22.05

Резервный урок Повторение по   теме:       « имя  прилагательное.»

168

23.05

Резервный урок. Повторение по теме: «Текст».

169

24.05

Резервный урок Повторение  по теме: « Имя существительное»

170

25.05

Резервный урок Повторение по теме:  «Собственные и нарицательные имена существительные».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...