Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ____________ Е.А.Рымарь Протокол №____________ от «____»_________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Г.А. Османова
«_____»___________2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ М.Ф. Понкратова Приказ №_____ от «_____»________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3-Б КЛАСС
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «Русский язык»
КЛАСС: 3-Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 5; всего за год 170.
УЧИТЕЛЬ: Дерменджи Лиля Якубовна
КАТЕГОРИЯ : специалист
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ФГОС начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторских программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России). ISBN – 978-5-09-030199-2.
п. Почтовое, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета…………………………………………………………………………3
Содержание учебного предмета «Русский язык» в третьем классе…………………………………………………………………………..11
Тематический план…………………………………………………………….13
Календарно – тематическое планирование…………………………………..14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторских программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
– непроизносимые согласные;
– разделительный твёрдый знак (ъ);
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
– безударные родовые окончания имён прилагательных;
– раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
– соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
– безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
Резервные уроки( 8ч)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Наименование раздела | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1. | Язык и речь | 2 часа | ||
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 часов | 1 | Р/р - 2 |
3. | Слово в языке и речи | 19 часов | 1 | Р/р – 3 Проект – 1 |
4. | Состав слова | 16 часов | 3 | Р/р – 2 Проект – 1 |
5. | Правописание частей слова | 24 часа | 1 | Р/р – 3 Проект – 1 |
6. | Имя существительное | 31 час | 2 | Р/р – 7 Проект – 2 |
7. | Имя прилагательное | 19 часов | 1 | Р/р – 3 Проект – 1 |
8. | Местоимение | 5 часов | Р/р – 1 | |
9. | Глагол | 20 часов | 2 | Р/р – 2 |
10. | Повторение | 12 часов | 1 | Р/рр - 1 |
11. | Резервные уроки | 8 часов | ||
Итого: | 170 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (количество часов), темы урока | Формы и темы контроля | Примечание | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | |||
Язык и речь (2 ч) | ||||||
1 | 01.09 | Наша речь. Виды речи. | ||||
2 | 04.09 | Для чего нужен язык? | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | ||||||
3 | 05.09 | Текст. Признаки текста. | ||||
4 | 06.09 | Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. | ||||
5 | 07.09 | Предложение (повторение и углубление представлений). | ||||
6 | 08.09 | Виды предложений по цели высказывания. | ||||
7 | 11.09 | Р/р №1 Составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы». | ||||
8 | 12.09 | Виды предложений по интонации. | ||||
9 | 13.09 | Предложение с обращением. Словарный диктант №1 | Словарный диктант №1 | |||
10 | 14.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | ||||
11 | 15.09 | Распространенные и нераспространенные предложения. Разбор предложения по членам. | ||||
12 | 18.09 | Простое и сложное предложение. Общее представление. | ||||
13 | 19.09 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | ||||
14 | 20.09 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение главного и зависимого слова. | ||||
15 | 21.09 | Р/р №2 Составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | ||||
16 | 22.09 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение». | Контрольный диктант №1 | |||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||||
17 | 25.09 | Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. | ||||
18 | 26.09 | Лексическое значение слов. Синонимы и антонимы. | ||||
19 | 27.09 | Омонимы. Общее представление. Работа со словарем омонимов. | ||||
20 | 28.09 | Слово и словосочетание. | ||||
21 | 29.09 | Что такое фразеологизмы? Работа со словарем фразеологизмов. | ||||
22 | 02.10 | Страничка для любознательных. Р/р №3 Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова | ||||
23 | 03.10 | Части речи и их значение. Имя существительное. | ||||
24 | 04.10 | Части речи. Имя прилагательное. | ||||
25 | 05.10 | Части речи. Глагол. | ||||
26 | 06.10 | Части речи. Имя числительное. | ||||
27 | 09.10 | Р/р №4 Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | ||||
28 | 10.10 | Однокоренные слова. Словарный диктант №2 | Словарный диктант №2 | |||
29 | 11.10 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | ||||
30 | 12.10 | Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы для их обозначения. | ||||
31 | 13.10 | Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными. | ||||
32 | 16.10 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | ||||
33 | 17.10 | Р/р №5 Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану и вопросам. | ||||
34 | 18.10 | Проект «Рассказ о слове». Проверь себя. Тест. | Проект Тест №1 | |||
35 | 19.10 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | Контрольный диктант №2 | |||
Состав слова (16ч) | ||||||
36 | 20.10 | Корень слова. Однокоренные слова. | ||||
37 | 23.10 | Чередование согласных в корне. Страничка для любознательных. Сложные слова. | ||||
38 | 24.10 | Формы слова. Окончание. Что такое окончание? | ||||
39 | 25.10 | Как найти в слове окончание? Страничка для любознательных. | ||||
40 | 26.10 | Итоговая контрольная работа за I четверть. | Итоговая контрольная работа | |||
41 | 27.10 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | ||||
42 | 07.11 | Значение приставок. | ||||
43 | 08.11 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | ||||
44 | 09.11 | Значения суффиксов. Контрольное списывание №1 по теме «Состав слова». | Контрольное списывание №1 | |||
45 | 10.11 | Р/р №6 Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | ||||
46 | 13.11 | Что такое основа слова? | ||||
47 | 14.11 | Страничка для любознательных. Разбор слова по составу. | ||||
48 | 15.11 | Обобщение знаний о составе слова. Самостоятельная работа. | ||||
49 | 16.11 | Р/р №7 Подробное изложение по тексту В.Бианки. | ||||
50 | 17.11 | Проверь себя. Самостоятельная работа. Проект «Семья слов». | Проект | |||
51 | 20.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | Контрольный диктант №3 | |||
Правописание частей слова (24 ч) | ||||||
52 | 21.10 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. | ||||
53 | 22.10 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант №3 | Словарный диктант №3 | |||
54 | 23.11 | Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. | Тест №2 | |||
55 | 24.11 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | ||||
56 | 27.11 | Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. | ||||
57 | 28.11 | Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. | ||||
58 | 29.11 | Р/р №8 Составление текста по сюжетному рисунку. | ||||
59 | 30.11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||||
60 | 01.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||||
61 | 04.12 | Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант. | Словарный диктант №4 | |||
62 | 05.12 | Правописание слов с удвоенными согласными. Самостоятельная работа. | ||||
63 | 06.12 | Р/р №9 Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | ||||
64 | 07.12 | Правописание приставок и суффиксов. | ||||
65 | 08.12 | Правописание суффиксов –ек–, –ик–, –ок–. | ||||
66 | 11.12 | Правописание суффиксов –оньк–, –еньк–. | ||||
67 | 12.12 | Правописание суффиксов и приставок. | ||||
68 | 13.12 | Правописание приставок и предлогов. | ||||
69 | 14.12 | Правописание приставок и предлогов. | ||||
70 | 15.12 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | ||||
71 | 18.12 | Итоговая контрольная работа за II четверть. | Итоговая контрольная работа | |||
72 | 19.12 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | ||||
73 | 20.12 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. Составление объявления.
| ||||
74 | 21.12 | Р/р №10 Изложение по самостоятельно составленному плану. | ||||
75 | 22.12 | Проект «Составляем орфографический словарь». | Проект | |||
Имя существительное (31 ч) | ||||||
76 | 25.12 | Части речи (повторение и углубление представлений). | ||||
77 | 26.12 | Повторение и углубление знаний. Р/р №11 Работа с текстом. Письмо по памяти. | ||||
78 | 27.12 | Имя существительное как часть речи. | ||||
79 | 11.01 | Значение и употребление имен существительных в речи. | ||||
80 | 12.01 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Словарный диктант №5 | Словарный диктант №5 | |||
81 | 15.01 | Р/р №12 Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | ||||
82 | 16.01 | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
83 | 17.01 | Страничка для любознательных. Проект «Тайна имени». | Проект | |||
84 | 18.01 | Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант №6 | Словарный диктант №6 | |||
85 | 19.01 | Р/р №13 Работа с текстом. Письмо по памяти. | ||||
86 | 22.01 | Род имен существительных. | ||||
87 | 23.01 | Упражнения в определении рода имен существительных в косвенных падежах. | ||||
88 | 24.01 | Род имен существительных. | ||||
89 | 25.01 | Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода. | Тест №3 | |||
90 | 26.01 | Р/р №14 Подробное изложение повествовательного текста. | ||||
91 | 29.01 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | Контрольный диктант №4 | |||
92 | 30.01 | Изменение имен существительных по падежам. | ||||
93 | 31.01 | Упражнение в склонении имен существительных. | ||||
94 | 01.02 | Р/р №15 Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | ||||
95 | 02.02 | Именительный падеж имен существительных. | ||||
96 | 05.02 | Родительный падеж имен существительных. Словарный диктант №7 | Словарный диктант №7 | |||
97 | 06.02 | Дательный падеж имен существительных. | ||||
98 | 07.02 | Винительный падеж имен существительных. | ||||
99 | 08.02 | Упражнение в различении изученных падежей имен существительных. | ||||
100 | 09.02 | Творительный падеж имен существительных. | ||||
101 | 12.02 | Предложный падеж имен существительных. | ||||
102 | 13.02 | Р/р №16 Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану. | ||||
103 | 14.02 | Обобщение знаний о падежах имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | ||||
104 | 15.02 | Итоговая контрольная работа за III четверть. | Итоговая контрольная работа | |||
105 | 16.02 | Проект «Зимняя страничка». Проверь себя. Самостоятельная работа. | Проект | |||
106 | 19.02 | Р/р №17 Устное сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | ||||
Имя прилагательное (19 ч) | ||||||
107 | 20.02 | Имя прилагательное как часть речи. | ||||
108 | 21.02 | Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте. | ||||
109 | 22.02 | Художественное и научное описание. Страничка для любознательных. | ||||
110 | 23.02 | Р/р №18 Отзыв по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | ||||
111 | 26.02 | Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант №8 | Словарный диктант №8 | |||
112 | 27.02 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | ||||
113 | 28.02 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | ||||
114 | 01.03 | Изменение имен прилагательных по числам. | ||||
115 | 02.03 | Изменение имен прилагательных по числам. | ||||
116 | 05.03 | Р/р №19 Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. | ||||
117 | 06.03 | Изменение имен прилагательных по падежам. Общее представление. | ||||
118 | 07.03 | Упражнения в определении падежей имен прилагательных. | ||||
119 | 08.03 | Начальная форма имени прилагательного. | ||||
120 | 09.03 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||||
121 | 12.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | Контрольный диктант №5 | |||
122 | 13.03 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||||
123 | 14.03 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Самостоятельная работа. | ||||
124 | 15.03 | Р/р №20 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». | ||||
125 | 16.03 | Проект «Имя прилагательное в загадках». | Проект | |||
Местоимение (5 ч) | ||||||
126 | 19.03 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | ||||
127 | 20.03 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | ||||
128 | 21.03 | Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | ||||
129 | 22.03 | Морфологический разбор местоимений. Обобщение знаний о местоимении. | ||||
130 | 23.03 | Р/р №21 Составление письма. | ||||
Глагол (20 ч) | ||||||
131 | 02.04 | Повторение и углубление представлений о глаголе. Словарный диктант №9 | Словарный диктант №9 | |||
132 | 03.04 | Значение и употребление глаголов в речи. | ||||
133 | 04.04 | Упражнения в распознавании глаголов в речи. | ||||
134 | 05.04 | Неопределенная форма глагола. | ||||
135 | 06.04 | Упражнения в распознавании глаголов в неопределенной форме. | ||||
136 | 09.04 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | ||||
137 | 10.04 | Закрепление изученного. Контрольное списывание № 2 по теме «Глагол». | Контрольное списывание №2 | |||
138 | 11.04 | Р/р №22 Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | ||||
139 | 12.04 | Времена глаголов. | ||||
140 | 13.04 | Упражнения в определении времени глагола. | ||||
141 | 16.04 | Изменение глаголов по временам. | ||||
142 | 17.04 | Р/р №23 Подробное изложение по тексту Г. Скребицкого. | ||||
143 | 18.04 | Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). | ||||
144 | 19.04 | Упражнения в определении рода глаголов в прошедшем времени. | ||||
145 | 20.04 | Правописание частицы не с глаголами. | ||||
146 | 23.04 | Правописание частицы не с глаголами. | ||||
147 | 24.04 | Обобщение знаний о глаголе. | ||||
148 | 25.04 | Обобщение знаний о глаголе. | ||||
149 | 26.04 | Итоговая контрольная работа за IV четверть. | Итоговая контрольная работа | |||
150 | 27.04 | Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Самостоятельная работа. | ||||
Повторение (12 ч) | ||||||
151 | 30.04 | Повторение. Части речи. | ||||
152 | 01.05 | Повторение. Предложение. Текст. | ||||
153 | 02.05 | Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных. | ||||
154 | 03.05 | Повторение. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант №10 | Словарный диктант №10 | |||
155 | 04.05 | Повторение. Предложение. Грамматическая основа. | ||||
156 | 07.05 | Р/р №24 Составление предложений и текста. Стр.133 | ||||
157 | 08.05 | Повторение. Правописание безударных гласных. | ||||
158 | 09.05 | Повторение. Правописание значимых частей слов. | ||||
159 | 10.05 | Итоговый контрольный диктант за 3 класс. | Итоговый контрольный диктант | |||
160 | 11.05 | Повторение. Однокоренные слова. | ||||
161 | 14.05 | Повторение. Текст. Тема текста. Части текста. | ||||
162 | 15.05 | Повторение..Предложение. | ||||
163 | 16.05 | Резервный урок Повторение по теме: «Правописание безударных гласных». | ||||
164 | 17.05 | Резервный урок Повторение по теме: « Части речи. | ||||
165 | 18.05 | Резервный урок .Повторение теме : «Личные местоимения» . | ||||
166 | 21.05 | Резервный урок Повторение по теме: «Глагол.» | ||||
167 | 22.05 | Резервный урок Повторение по теме: « имя прилагательное.» | ||||
168 | 23.05 | Резервный урок. Повторение по теме: «Текст». | ||||
169 | 24.05 | Резервный урок Повторение по теме: « Имя существительное» | ||||
170 | 25.05 | Резервный урок Повторение по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...