Безударные гласные в корне слова для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тен Павел Ильич

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

 

  • Усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов.
  • Овладение способами проверки.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развитие внимание, мышление, речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye-3.docx29.21 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_1.pptx1.06 МБ
Файл kartochka_no1.docx48.9 КБ
Файл kartochka_no2.docx235.78 КБ
Файл kartochka_no3.docx11.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Цели:

Ход урока:

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

результат выносится на доску

Слайд №15

Слайд №16

На доску выносятся проверочные слова:

пляска

зимушка

снег

ходят

стрелы

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

  • Усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов.
  • Овладение способами проверки.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развитие внимание, мышление, речь.

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

  1. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

  1. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Десятое декабря.

Классная работа.

- Какое сейчас время года?

- Какие зимние явления природы вы знаете?

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. Что вы заметили?

- Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений.

____________________________________________________________________________________________________________________

- Ребята, а какой праздник у нас скоро?

- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

  1. Словарная работа.

- Снеговик приготовил для вас загадки. Отгадаем и запишем в тетрадь.

НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ,
ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ
И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ
СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.

ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ
ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОЙ!
И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ  -
УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВЫ

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ
ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ,
ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО…
НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА.

КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ,
СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ?
А ПРОСНУВШИСЬ БРОДИТ,
УЛЬЯ ВОРОШИТ.

ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ!
РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ.
НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ
И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!

- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, л…сица, м…дведь, …втобус.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

  1. Постановка проблемы урока.

- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с  м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой  проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

Что

Где                                          надо проверять?

Как

Чем

  1. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Для этого ответим на вопросы.

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять?

Гласные А, О, И, Е, Я в слабой позиции

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять?

В корне слова

- Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять?

Надо подобрать однокоренное слово , где гласная в корне в сильной позиции

- Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять?

Проверяем ударением

  1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, где ещё могут быть безударные гласные в слове?

- Чтобы ответить на этот вопрос Снеговик предлагает вам выполнить задание.

- Разберите слова по составу. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную и узнайте в какой части слова она находится. (работа в группах)

походка

маленький

снежок

старенький

посадка

- А теперь проверим. Посмотрите внимательно и скажите, где ещё может встретиться безударная гласная в слове? (в приставке, в суффиксе и в окончании)

- Прочитаем, как проверить безударный гласный в приставке или в суффиксе

Если безударный гласный звук – в приставке или в суффиксе, вспомни, как пишется эта приставка или суффикс

по-, пере-, под-, про-, до-

-очк-, -ечк-, еньк-, -оньк-

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной.

АЛГОРИТМ

  • Прочитай слово.
  • Поставь ударение.
  • Выдели корень.
  • Определи безударную гласную.
  • Подбери проверочное слово.

  1. Упражнения. Работа в группах.

- Используя алгоритм, выполните задания которые принёс Снеговик.

  • Какое слово является проверочным. Найдите и подчеркните.

плясать, пляска, плясун

зимушка, зима, зимовье

снег, снежок, снеговик

ходят, ходок, ходули

стрелок, стрелы, стрелять

- А теперь проверим.

- Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Назовите проверочные слова в каждой группе?

- Почему эти слова являются проверочными?

- Молодцы , ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

  • Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

гр..за

мал…нький

дяд…нька

н…ходка

х…дьба

труб…чка

мам…чка

п…чтовый

пр…бег

д…леко

п…лезный

н…сильщик

- Прочитайте слова. Определите, в какой части слова пропущена безударная гласная. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Самопроверка.

гроза,  далеко, ходьба, почтовый, полезный, носильщик

- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

  1. Физкультминутка.

  1. Работа с текстом.

- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте. Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

- Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

Проверка.

- Прочитайте первое предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте второе предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте третье предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте четвёртое предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Что необычного вы заметили в этом тексте? Кто из вас знает, что это за знак -  многоточие?

- Давайте спросим у наших гостей, что этот знак обозначает?

- А это ваше домашнее задание: закончите текст, придумав 4 – 5 предложений.

- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Наше путешествие заканчивается у новогодней ёлки.

  1. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

- Кто хочет ответить?

- Где ещё встречается безударная гласная в слове?

  1. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные…

Слайд 3

Минутка чистописания

Слайд 5

НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ, ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.

Слайд 6

ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОЙ! И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ - УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВЫ

Слайд 7

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ, ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО … НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА .

Слайд 8

КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ, СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ? А ПРОСНУВШИСЬ БРОДИТ, УЛЬЯ ВОРОШИТ.

Слайд 9

ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ! РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ. НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!

Слайд 10

Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем.

Слайд 11

/ / / С М…ЧОМ – М Я Ч - С М Я ЧОМ

Слайд 12

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Слайд 13

надо проверять? Что Где Как Чем

Слайд 14

Что Где Как Чем надо проверить а, о, и, е, я , подобрать однокоренное слово ударением в корне

Слайд 15

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе , вспомните, как пишется эта приставка или суффикс: по-, пере-, под-, про-, до-, во- - очк -, - ечк -, - еньк -, - оньк -

Слайд 16

Алгоритм

Слайд 17

гр о за, д а леко, х о дьба, п о чтовый, п о лезный, н о сильщик

Слайд 18

Заискрился сн … жок цв … тными ог … ньками . Осв … тило п…ля и л… са . Выб …жали во двор р… бята … Выгл … нуло из-за облаков со… нце .

Слайд 19

Выгл я нуло из-за облаков со л нце. Осв е тило п о ля и л е са. Заискрился сн е жок цв е тными ог о ньками. Выб е жали во двор р е бята…

Слайд 20

- Кто считает, что он сегодня постарался и у него всё получилось? - Кто недоволен своей работой? - Что в работе показалось трудным? - Что вы выполнили с лёгкостью ?



Предварительный просмотр:

Плясать, пляска, плясунья

Зимушка, зима, зимовье

Снег, снежок, снеговик

Ходят, ходок, ходули

Стрелок, стрелы, стрелять



Предварительный просмотр:

Прочитайте слова. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

гр…за

н…ходка

мам…чка

д…леко

мал…нький

х…дьба

п…чтовый

п…лезный

дяд…нька

труб…чка

пр…бег

н…сильщик

Прочитайте слова. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

гр…за

н…ходка

мам…чка

д…леко

мал…нький

х…дьба

п…чтовый

п…лезный

дяд…нька

труб…чка

пр…бег

н…сильщик

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.

_______________________________________________________________________________________________

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.

_______________________________________________________________________________________________

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.



Предварительный просмотр:

пляска

______________________________________________________________________________________________________

зимушка

снег

_____________________________________________________________________________________________________

ходят

стрелы

_________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

«Правописание безударных гласных в корне слова».(2 класс)

Тема урока: «Правописание  безударных гласных в корне слова».(2 класс)  Цели  для учителя:-Развивать умения проверять написание  безударных гласных в корне  слова (овладе...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

Упражнения в написании слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.2 класс

Урок русского языка во 2 классе (VII вида) по теме "Упражнения в написании слов с проверяемой безударной гласной в корне слова". Разработан в соответствии стребованиями ФГОС....

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Правописание слов с безударной гласной в корне слова. 2 класс

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова». На данном уроке используются различные формы работы для закрепления...