Главные вкладки

    Урок русского языка
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе

    на тему:

    «Наречие, как часть речи.»

     

    УРОК-РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПОБЕДЫ!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narechie_4_klass.docx25.38 КБ
    Файл narechie.pptx747.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе

    на тему:

    «Наречие, как часть речи.»

    УРОК-РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПОБЕДЫ!


    Форма проведения: открытый урок с использованием мультимедийной презентации.  

    Цели и задачи:

    1. Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия: 

         а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);

         б) в предложении чаще всего относится к глаголу и его поясняет;

         в) неизменяемость наречий;

    2) Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

    3) Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
    Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.      

    Ход урока:

    1. Организация на урок. Слайд 1,2.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    II. Актуализация опорных знаний

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льёт печально свет она.

    - Прочитайте стихотворение выразительно.

    - Назовите первое выделенное слово.

    - С каким словом оно связано в предложении?

     - Что оно обозначает выделенное слово, какой частью речи является? ( Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

    - Выпишите словосочетание. Укажите связь главного и зависимого слов.

    -Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос.( Льёт (как?) печально)

    -Что обозначает эта часть речи – признак предмета или признак действия? (

    признак действия)

    III. Постановка учебной проблемы.

    - Предположите, какой частью речи является это слово?

    - Предположите, какой будет тема урока?

    - Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.

    - С какой целью будем изучать эту часть речи?

    - А для этого нам придётся на уроке … Слайд 5.

    НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

    - Проведём исследовательскую работу.

    IV. Поиск решения. Слайд 6.

    -Почитайте и сравните предложения:

    1.Зазеленеют деревья.

    2. Забегают по кочкам муравьи.

    1.Скоро зазеленеют деревья.

    2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

    -Чем отличаются предложения?

    -Какую роль играют эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее.)

    -Каким членом предложения являются? В предложении являются  обстоятельством.

    - Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами.(один ученик выполняет работу на доске).

    Зазеленеют (когда?) скоро,

    Забегают (как?) хлопотливо,

    - Что обозначают эти слова?

    - На какие вопросы отвечает?

    Я предлагаю познакомиться с другими вопросами, которые мы можем поставить к словам этой части речи.

    - Слайд 7.(хором)

    Где? Куда? Когда? Откуда?

    Почему? Зачем? и Как?

    Каким образом?

    _А сейчас мы познакомимся с другими свойствами наречий.

    Для этого поработаем в группах.

    V. Работа в группах.(на карточках) Слайд 9.

    -Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

    1 карточка- 1 группа.

     Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                         ед.ч.                                              мн.ч.

    Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                     запел            (               ?)                 -  запели             (______?)                  ;

                     проснулся   (________?)   _______-  проснулись     (______?)  ________;  

    Сделайте вывод!

    Наречия по числам _____________________________________________________.

    2 карточка -2 группа.

    Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                        м.р.                        

    Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                     пришла   (_______?)    _________;

                     пришло   (_______?)    _________;

    Сделайте вывод!

    Наречия по родам _______________________________________________________.

    3 карточка- 3 группа

    Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

    Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                       разольются     (________?)      ___________;

                       цветут            (________?)      ___________;

       Сделайте вывод!

     Наречия по временам ___________________________________________________.

    4 карточка -4 группа

    Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

    Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                      2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                      3 л:   он встает         (_______?)    _________;

       Сделайте вывод!

     Наречия по лицам ___________________________________________________.

    5 карточка – 5 группа

    Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

    Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                      2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                      3 л:   они встают    (_______?)    _________;

       Сделайте вывод!

     Наречия по лицам ___________________________________________________.

    6 карточка -6  группа

    Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

    Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

    Что? ___________________________________________________________________

    Чего? __________________________________________________________________

    Чему? __________________________________________________________________

    Чем? ___________________________________________________________________

    О чем? __________________________________________________________________

    Сделайте вывод!

    Наречия по падежам ______________________________________________________

    А сейчас работу группы представляет консультант.

    Проверка исследовательской работы. Слайды 10-15

    Предлагаю провести игру доскажи словечко

    Наречие не изменяется по числам!

    Наречие не изменяется по родам!                 Наречие неизменяемая         Слайд 16.

    Наречие не изменяется по временам!          часть речи.(хором)

    Наречие не изменяется по лицам!

    Наречие не изменяется по падежам!

    Мы с вами выяснили, что наречие неизменяемая часть речи, не изменяется форма слова. Значить у наречия нет окончания.

    - Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.74. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

    VI. Закрепление знаний.

    Работа в паре.

    Закрепим умения заменять фразеологизмы наречиями.

    Фразеологизмы

    Работать спустя рукава -        Небрежно

    Рукой подать –   Близко

    Навострить уши –  Внимательно

    Зарубить на носу– Крепко

    В мгновение ока – Моментально

    На глазок – Приблизительно

    За тридевять земель – Далеко

    Проверяем контрольную пару.

    С какой целью выполняли задание?

    - Вы хотите проверить свои знания?

    Предлагаю провести тест.

    VII. Итог урока.

    -Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий! Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?

    1. На какие вопросы отвечают наречия?
    2. Что обозначают наречия?                                            Слайд 17.
    3. С какой частью речи связаны наречия?
    4. Какую роль играют в нашей речи наречия?

    VIII. Рефлексия

    - Урок я хочу закончить словами Горького:

    «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь

    точной, образной, выразительной.»

                                                                                                    М.Горький


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль порядке – Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»!

    Слайд 2

    Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. А.С.Пушкин

    Слайд 3

    Тема урока: Наречие, как часть речи.

    Слайд 4

    Наблюдать Размышлять Делать выводы

    Слайд 5

    - Прочитайте и сравните предложения. Зазеленеют деревья. Забегают по кочкам муравьи. Скоро зазеленеют деревья. Хлопотливо забегают по кочкам муравьи.

    Слайд 6

    Как лучше запомнить вопросы. где? куда? когда? откуда? как? почему? зачем? каким образом? и

    Слайд 7

    Самостоятельная работа в группах Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам

    Слайд 8

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец : прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел (_____?)______ - запели (_____?)_____; проснулся (_____?)______ - проснулись (_____?)_____. Наречия по числам _________________________________. 1 карточка - 1 группа Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод ! когда рано когда рано когда рано когда рано не изменяется

    Слайд 9

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец : пришел (когда?) рано пришла (_____?)______ пришло (_____?)______ Наречия по родам _________________________________. 2 карточка - 2 группа Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод ! когда рано когда рано не изменяется

    Слайд 10

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец : 1 л.: я встаю (когда?) рано 2 л .: ты встаешь ( _____?)______ 3 л.: он встает (_____?)______ Наречия по лицам _________________________________. 3 карточка – 3 группа Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод ! когда рано когда рано не изменяется

    Слайд 11

    Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Образец : 1 л.: мы встаем (когда?) рано 2 л .: вы встаете ( _____?)______ 3 л.: они встают (_____?)______ Наречия по лицам _________________________________. 4 карточка – 4 группа Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод ! когда рано когда рано не изменяется

    Слайд 12

    Можно ли изменить форму наречий рано, вперед,назад , быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что?___________________________________________ Чего?__________________________________________ Чему?_________________________________________ Чем?__________________________________________ О чем?_________________________________________ Наречия по падежам _________________________________. 5 карточка – 5 группа Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод ! не изменяется

    Слайд 13

    Проверка исследовательской работы. Наречие не изменяется по числам! Наречие не изменяется по родам! Наречие не изменяется по временам! Наречие не изменяется по лицам! Наречие не изменяется по падежам! Наречие неизменяемая Часть речи

    Слайд 14

    Физминутка . Встаньте прямо , поверните голову налево , направо , посмотрите вверх , вниз ; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль , сядьте правильно , слушайте внимательно , пишите аккуратно .

    Слайд 15

    Самостоятельная работа в парах Цель: закрепить умение заменять Фразеологизмы наречиями.

    Слайд 16

    Замените фразеологизм наречием. работать спустя рукава - небрежно рукой подать - близко навострить уши - внимательно зарубить на носу - крепко на глазок – приблизительно за тридевять земель - далеко Работа в паре

    Слайд 17

    Утверждения 1.Наречие –это часть речи, которая обозначает признак действия. 2. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? о ткуда? 3.Наречие изменяется по родам, числам и падежам. 4. В предложении наречие является сказуемым? 5. Слова вокруг, вблизи, грустно, радостно являются наречиями.

    Слайд 18

    На какие вопросы отвечают наречия? Что обозначают наречия? С какой частью речи связаны наречия? Каким членом предложения являются наречия? Какую роль играют в нашей речи наречия? Итог урока

    Слайд 19

    На уроке мне было: Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

    Слайд 20

    Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М.Горький


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

    Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....