Урок русского языка по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Наталья Ивановна Лысенко

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Учитель: Лысенко Наталья Ивановна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Род имен существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: актуализация знания учащихся о роде имен существительных как постоянном признаке имен существительных

Задачи:

- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;

- развивать и обогащать речь учащихся;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки учащихся;

- развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

- развивать самооценку учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока;

- развивать умение различать род имен существительных.

 Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

- контроль, коррекция, оценка своих действий и действий партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Предметные результаты:

Владеть приемами определения рода имен существительных; понимать, что это постоянная грамматическая категория.

Основное содержание темы, понятия и термины: имя существительное; род имени существительного: мужской, женский, средний; слова-помощники (местоимения: он мой, она моя, оно моё); постоянный признак (неизменяемость рода имен существительных)

Технологии: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие

Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в паре, работа в группе, работа по учебнику

Оборудование:

Для детей: учебники «Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/(авт. сост.: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина); рабочие тетради; карточки для групповой и парной работы (смотри Приложение); смайлики для этапа урока «Рефлексия», карточки со словами для игры «Поезд»

Для учителя: рисунок  «Волшебник Имя существительное»; карточки с понятиями (РОД, МУЖСКОЙ РОД, ЖЕНСКИЙ РОД, СРЕДНИЙ РОД)

Технические средства: компьютер, проектор, экран, электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной Русский язык. 3 класс (ЭОР школьной библиотеки (CD- диски)

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

- способствовать подготовке к  продуктивной работе на уроке (создать эмоционально-положительный настрой; напомнить о важности правильной посадки, аккуратности при письме)

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность,

развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Хочу поздороваться с вами глазками. А теперь вы поздоровайтесь глазками с соседом по парте, подарите ему улыбку на весь день!

- Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро

солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро!

- У меня хорошее настроение. Надеюсь, у вас оно тоже замечательное. Покажите, пожалуйста, свои смайлики настроения, а теперь сядьте за парты.

- Делай раз, два, три…

- Начнем урок с записи даты. Напомните, сколько строк нужно отступить от предыдущей работы, какие орфограммы встретятся нам при записи числа и названии работы?

(На доске выставляется картинка «Волшебник Имя существительное»)

- Ребята, что это за герой? Почему я прикрепила на доску рисунок этого героя?

- Давайте вспомним все, что мы уже знаем об имени существительном. Будем работать по вариантам в парах: отвечать на мой вопрос соседу по парте

- Что такое имя существительное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как может изменяться?

- На какие группы можно разделить имена существительные?

- Как вы думаете, все ли секреты имени существительного нам известны?

- Вы правильно предположили. Как раз сегодня на уроке мы познакомимся  еще с одним из секретов! А каким – узнаем чуть позже!

Здороваются с учителем и друг с другом глазками и дарят улыбку.

Показывают свой смайлик настроения (с широкой улыбкой,  несмелой улыбкой или грустный смайлик), садятся за парты, принимая правильную позу.

На счет 1,2,3 проверяют правильную посадку, положение тетради на парте, правильность держания ручки.

Проговаривают, сколько строк отступить, орфограммы; записывают в тетрадь.

- Это Волшебник Имя существительное. На уроках русского языка мы говорим об имени существительном

Дети отвечают на вопросы учителя (прием «Щадящий опрос»)

- Это часть речи,

- Обозначает предмет,

- Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?,

- Может изменяться по числам

- Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные

- Наверное, не все

Личностные:

Выражать положительное  отношение  к учебной деятельности

Регулятивные:

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. «Открытие» новых знаний (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии).

Цель:

- организовать работу над каллиграфией письма учеников, попутно повторяя понятия «согласные парные и непарные по звонкости-глухости, сонорные»

 - организовать лексическую работу с пословицами

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

- создать условия для определения учащимися темы урока

-Начнем с минутки чистописания. Догадайтесь, какую букву мы будем писать: при написании строчной используется элемент «прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу».

Учитель записывает буквы на доске.

- Назовите «лишнюю» в этом ряду.

- Запишите на первой строке сочетания ор оро ро, на второй – заглавную Р

- Прочитайте предложение (записано на доске): «Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь». Что можете о нем сказать?

-Запишите  пословицу в тетрадь.

-Назовите родственные слова. Какие? Почему?

-Какими однокоренными словами можно дополнить данные? Назовите, какие из них являются именами существительными?

- Назовите существительное, которое состоит лишь из корня и окончания.

- Что такое РОД?

- А имеет ли существительное род?

- Вот этот секрет имени существительного мы постараемся сегодня раскрыть

 (Рядом с картинкой «Волшебника» прикрепляется слово РОД)

- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Дети предполагают: г, п, т, р

Дети называют свои предположения, в том числе: «буква р, т.к. обозначает звуки, которые не имеет пары по звонкости-глухости», «самые звучные (сонорные) согласные»

Дети записывают буквы

Дети высказываются:

- Это пословица, в ней заключена мудрость народа. В чужой стране нет родителей, все чужое (традиции, условия жизни), нет друзей  и т.д.

Дети записывают в тетрадь пословицу

- Родина, родителей – т.к. они имеют одинаковый корень и близки по значению.

- Родня, родной, родительский, родить, родинка, род  и др.

- Род

Род – это родные люди, семья, родня

- Наверное, да

- Род имени существительного!

Познавательные: 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. «Открытие» новых знаний (Построение проекта выхода из затруднения).

Цель: 

- организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

- Подумайте, какие задачи можем перед собой поставить?  (Помогут опорные слова)

- Послушайте текст (на листочке):

«Трещал сильный мороз. Но мороз не испугал Катюшу. Катюша вышла на улицу и прикрепила к ветке берёзы кусочек сала. Сало очень любят синички. Сало согревает птичек зимой и не даёт им погибнуть от холода и голода».

- Что вам не понравилось в тексте?

- Запишем эти слова в 3 столбика в ТАБЛИЦЕ1

- Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов?

- Замените данные слова местоимениями

- Запишите под каждым словом в ТАБЛИЦЕ1 подходящее местоимение

- Давайте попробуем распределить имена существительные в три столбика в ТАБЛИЦЕ1, выполнив упражнение 1,с.4 (Уч.)

- Какие еще слова, помимо местоимений ОН, ОНА, ОНО, помогают правильно распределить слова?

- Кто-нибудь догадался, к какой части речи они относятся?

- Проверим, как получилось

- Ребята, вы удивитесь, но сами того не подозревая, вы только что распределили имена существительные по родам! Этих родов у существительного три: мужской род, женский и средний.

- Кто догадался, в чем заключается секрет такого распределения?

- Правильно, а теперь послушаем, что по этому поводу говорит Иван Иванович (ЭОР: анимация 1-5, диск)

- Сверху над каждым столбиком в свободной ячейке напишем род: М.р., Ж.р., Ср.р.

- Что мы сделали, распределив имена существительные по группам с помощью местоимений?

- Узнать больше…(об им.сущ)

- Научиться определять… (род им. сущ.)

Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту

- Повторяются существительные МОРОЗ, КАТЮША, САЛО.

Дети записывают слова в таблицу

- Местоимения

- Мороз – он, Катюша – она, Сало – оно.           (В тексте простым карандашом зачеркивают повторяющиеся слова, сверху надписывают подходящие по смыслу местоимения)

Дети записывают слова в таблицу

Работают в паре: распределяют слова по родам, записывая их в таблице в три столбика, выделяя окончания

(ТАБЛИЦА1)

- МОЙ, МОЯ, МОЁ

- Это тоже местоимения

Трое учеников читают по одному столбику слов, после каждого слова выдерживая паузу. После каждого правильного ответа (слова) – учащиеся выражают согласие хлопком в ладоши, несогласие – скрещенными руками

- Можно каждое имя существительное заменить местоимениями  ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ

Просмотр видеоролика, в котором рассказывается про то, как определить каждый из родов имени существительного. Слушают стишок-правило:

Женский род запомню я 

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой»

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Дети вписывают в ячейки таблицы род (М.р., Ж.р., Ср.р.)

- Разделили по родам

Регулятивные: 

- уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- аргументировать свою позицию

4. «Открытие» новых знаний

(Реализация построенного проекта).

Цель:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

(У каждого из детей на парте карточка со словом, ПРИЛОЖЕНИЕ1)

- Ребята, давайте немного подвигаемся, а заодно и проверим, сможете ли вы правильно определить род имен существительных. Мы отправляемся в дорогу на «поезде»; по пути будем делать остановки на станциях «Мужской род», «Женский род» и «Средний род». Каждый из вас вместе со своим словом должен «выйти» (к доске) на своей станции.

- Давайте вместе с Иваном Ивановичем проговорим еще раз стишок, который поможет вам запомнить правило, как определять род имен существительных (ЭОР: анимация 5, диск)

- Молодцы! Хорошо у вас получается.

Дети «передвигаются от станции к станции», выполняя движения руками и ногами, имитируя движение поезда, под физкультминутку со словами:

- Поезд мчится и свистит,

 И колесами стучит:

 Я стучу, стучу, стучу,

 Всех до дачи докачу…

На каждой «станции» на места садятся все, кроме тех, что должны «выйти». К доске выходят дети с карточками словами, объясняют, почему. Затем свои карточки прикрепляют на доску (в столбик) под названием своей станции

Вместе проговаривают стишок-правило:

Женский род запомню я 

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой»

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: 

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Теперь поработаем в группах (по 2 соседние парты)

ТАБЛИЦА2 «Найди лишнее слово»

- В каждой строке нужно найти и зачеркнуть «лишнее» слово (другого рода), вместо многоточия записать род

- Ребята, может, не нужно было вычеркивать слова? Почему слово КРЫЖОВНИК не может быть женского рода, ведь это же ягода (она, моя)?

- Какой вывод можно сделать?

Выполняют задание в группах (по 4 человека).

При проверке командир каждой группы зачитывает ответ.

Проверка правильности выполнения задания: верно – все хлопают в ладоши, есть ошибки – скрещивают руки. Ошибки отмечают на листочке знаком « - », верные ответы –  знаком «+»

- Нет, крыжовник – он мой – мужской род! Не может поменять род мужской на женский. Что получится: « вкусная крыжовника – она моя»? Ерунда получится!

- Существительные по родам не изменяются!

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

- А сейчас проверим, как вы научились определять род существительных. В ТАБЛИЦЕ3 нужно распределить слова по родам с помощью стрелок.

Дети работают самостоятельно.

Проверка с помощью упражнения «Умный Совенок» (ЭОР, «Род имен существительных»). Рядом с каждым правильным ответом «+». Самооценка с помощью «смайлика».

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 - Как вы считаете, удалось ли нам решить поставленные задачи на уроке? Обратимся к опорным словам.

- Кто может рассказать наизусть стишок-правило?

- Оцените с помощью смайлика свою работу на уроке

- Домашнее задание: упр.3, с. 5

- Узнали больше…(об им.сущ)

- Научились определять… (род им. сущ.)

Проговаривают хором, кто запомнил правило в стихах.

Показывают свой смайлик настроения (с широкой улыбкой,  несмелой улыбкой или грустный смайлик)  в зависимости от того, все ли получилось на уроке

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: 

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: 

- уметь осуществлять самооценку.



Предварительный просмотр:

Приложение

Смайлики

      

Волшебник Имя существительное

     РОД

Узнать… Научиться…

Таблица1

Таблица1

Таблица1

Таблица1

Таблица1

Приложение1

Мужской  род

Женский  род

Средний  род

ЯБЛОКО                ГРУША                БАНАН

СУФЛЕ                КОНФЕТА                ЖАРА

КОЛЬЦО                ЧУПА-ЧУПС

ЦЕПОЧКА                БРАСЛЕТ

ТЕПЛО                ХОЛОД                КРЕСЛО

КРОВАТЬ                ДИВАН                ЛУНА

МОЛОКО                СМЕТАНА

ЙОГУРТ                ЭЛЕКТРИЧКА

МЕТРО                ПОЕЗД                ПИЦЦА

ПИРОЖНОЕ                СОЛНЦЕ

ТОРТ                        МЕСЯЦ

Таблица2

Таблица2

Таблица2

Вычеркните «лишнее» слово

Род?

+ или -

Вычеркните «лишнее» слово

Род?

+ или -

Смородина, крыжовник, вишня, земляника

Смородина, крыжовник, вишня, земляника

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Мыло, полотенце, зеркало, расчёска

Мыло, полотенце, зеркало, расчёска

Таблица2

Таблица2

Вычеркните «лишнее» слово

Род?

+ или -

Вычеркните «лишнее» слово

Род?

+ или -

Смородина, крыжовник, вишня, земляника

Смородина, крыжовник, вишня, земляника

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Мыло, полотенце, зеркало, расчёска

Мыло, полотенце, зеркало, расчёска

Таблица3

КОФЕЙНИК                ПОЛОТЕНЦЕ        САХАРНИЦА        ЗЕФИР                

                

Мужской

род

Женский

род

Средний

род

ВАРЕНЬЕ        ЧАЙНИК        СКАТЕРТЬ        ЯБЛОКО        ЛОЖКА

Таблица3

КОФЕЙНИК                ПОЛОТЕНЦЕ        САХАРНИЦА        ЗЕФИР                

                

Мужской

род

Женский

род

Средний

род

ВАРЕНЬЕ        ЧАЙНИК        СКАТЕРТЬ        ЯБЛОКО        ЛОЖКА



Предварительный просмотр:

План оценивания урока русского языка  

Учитель: Лысенко Наталья Ивановна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Род имен существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: актуализация знания учащихся о роде имен существительных как постоянном признаке имен существительных

Задачи:

- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;

- развивать и обогащать речь учащихся;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки учащихся;

- развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

- развивать самооценку учебной деятельности.

Ожидаемые результаты обучения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока;

- развивать умение различать род имен существительных.

 Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

- контроль, коррекция, оценка своих действий и действий партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Предметные результаты:

Владеть приемами определения рода имен существительных; понимать, что это постоянная грамматическая категория.

Предметные:

Этап

Цель оценивания

Стратегия оценивания

Метод оценивания

Ссылка на инструмент оценивания

Инструкция по использованию

Мотивация к учебной деятельности.

1.Оценить знания по изученным вопросам темы.

2.Определить личное отношение к теме

Мониторинг процесса.

Выявление потребностей учащихся

 «Щадящий опрос»

Приёмы мотивации по А.Гину

Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте - ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их выслушивают.

«Открытие» новых знаний (Построение проекта выхода из затруднения).

1.Обеспечить восприятие, осмысление нового способа действий

2.Формирование умений его применять.

Развитие самостоятельности и взаимодействия

Коллективная проверка

Правильный ответ – хлопок в ладоши, неправильный – скрещенные руки

Трое учеников читают по одному столбику слов, после каждого слова выдерживая паузу. После каждого правильного ответа (слова) – учащиеся выражают согласие хлопком в ладоши, несогласие – скрещенными руками

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение полученных знаний на практике

Развитие самостоятельности и взаимодействия

самопроверка по эталону

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной Русский язык. 3 класс

В ТАБЛИЦЕ3 нужно распределить слова по родам с помощью стрелок. Дети работают самостоятельно.

Проверка с помощью упражнения «Умный Совенок» (ЭОР, «Род имен существительных»). Рядом с каждым правильным ответом «+». Самооценка с помощью «смайлика».

Рефлексия учебной деятельности

1.самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

2.Осознание метода построения и границ применения нового способа действия

1.Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

2.осознание метода построения и границ применения нового способа действий

Смайлики

Показывают свой смайлик настроения (с широкой улыбкой,  несмелой улыбкой или грустный смайлик)  в зависимости от того, все ли получилось на уроке

Подводятся итоги работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...