Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по русскому языку
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Игра-соревнование по русскому языку

    «Путешествие в страну Фразеологию»

    4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_frazeologiyu.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра-соревнование по русскому языку

    «Путешествие в страну Фразеологию»

    4 класс

                                                                       

    Оборудование.

    1. Плакаты с надписями «Этимология – наука о значении и происхождении слов» и «Фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений».

    2. Эмблемки в виде букв А и Б.

    3. Карточки с заданиями.

    I. Вступительное слово учителя.

    - Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.

            Класс делится на две команды: А и Б. За каждый правильный ответ команда получает одну эмблемку со своей буквой. Выигрывает та команда, у которой к концу игры будет больше эмблемок.

    II. Ход игры-соревнования.

    1. Разминка.

    - Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.

     

    Для команды А

    Для команды Б

    Стоит дом, кто в него войдёт,

     тот ум приобретёт. (школа)

    Белый зайчик прыгает по чёрному

    полю. Следы проливает. Дети их

    читают и стирают. (мел и доска)

    Одной рукой всех встречаю,

    другой провожаю. (дверь)

    Человечки чёрные, умные, учёные,

    друг за другом встали в ряд, молча

     с нами говорят. (буквы)

    1. Объяснить смысл пословиц.

    Для команды А

    Для команды Б

    Аппетит приходит во время еды.

    Скупой платит дважды.

    Делано наспех – сделано не смех.

    Без грамматики нет и математики.

    1. Слово–змейка.

    Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

    Для команды А

    Для команды Б

    Адрес, салют,….

    Колос, сапог,….

    1. Минутка отдыха. (ученик читает наизусть стихотворение)

    Рано утром мама-квочка

    В класс отправила сыночка.

    Говорила: - Не дерись,

    Не дразнись, не петушись!

    Поспеши, уже пора!

    Ну, ни пуха, ни  пера!

    Через час, едва живой,

    Петушок идёт домой.

    Ковыляет еле-еле

    Он со школьного двора,

    А на нём и в самом деле

    Нет ни пуха, ни пера!

    1. Объяснить смысл фразеологических оборотов.

    Для команды А

    Для команды Б

    - бить баклуши;

    - знать назубок;

    - рукой подать;

    - морочить голову;

    - прикусить язык.

    - зарубить на носу;

    - шиворот-навыворот;

    - в час по чайной ложке;

    - во весь дух;

    - ни пуха, ни пера.

    1. Закончить предложения. (один человек из команды)

     

    Для команды А

    Для команды Б

    Голоден как…

    Труслив как…

    Здоров как…

    Упрям как…

    Изворотлив как…

    Нем как…

    Грязный как …

    Колючий как…

    1. Загадки-складки «Доскажите словечко».

    Для команды А

    Для команды Б

    Дружнее этих двух ребят

    На свете не найдёшь.

    О них обычно говорят:

    Водой…

    Фальшивят, путают слова,

    Поют, кто в лес, кто…

    Ребята слушать их не станут:

    От этой песни уши…

    Мы исходили городок

    Буквально вдоль и…

    И так устали мы в дороге,

    Что еле…

    Товарищ твой просит украдкой

    Ответы списать из тетрадки.

    Не надо! Ведь этим ты другу

    Окажешь…

    1. Театральная минутка.

    Можно разыграть следующее стихотворение С. Маршака.

    Знаки препинания.

    У последней точки

    На последней строчке

    Собралась компания

    Знаков препинания.

    Прибежал чудак

    Восклицательный знак.

    Никогда он не молчит,

    Оглушительно кричит:

    - Ура!

    - Долой!

    - Караул!

    - Разбой!

    Притащился кривоносый

    Вопросительный знак.

    Задаёт он всем вопросы:

    - Кто?

    - Кого?

    - Откуда?

    - Как?

    Явились запятые,

    Девицы завитые.

    Живут они в диктовке

    На каждой остановке.

    - Мы особы занятые,

    Не обходится без нас

    Ни диктовка, ни  рассказ.

    - Если нет над вами точки,

    Запятая – знак пустой.

    Прискакало двоеточие,

    Прикатило многоточие…

    - Нет, постой!

    Я важней, чем запятая

    Или точка с запятой,

    Потому что я в два раза

    Больше точки одноглазой.

    В оба глаза я гляжу,

    За порядком я слежу.

    Но сказало многоточие,

    Еле глазками ворочая:

    - Если вам угодно знать,

    Я важней, чем прочие.

    Там, где нечего сказать,

    Ставят многоточие…

    Вопросительный знак

    Удивился:

    - То есть как?

    Восклицательный знак

    Возмутился:

    - То есть как!?

    И сказала точка,

    Точка-одиночка:

    - Мной кончается рассказ,

    Значит, я важнее вас.

    1. Что это?

    Для команды А

    Для команды Б

    Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

    Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные. (уши)

    1. Замените фразеологизмы словами-синонимами. (один человек из команды)

    Для команды А

    Для команды Б

    В час по чайной ложке -  (медленно).

    Рукой подать – (близко).

    Повесить нос – (загрустить).

    Раз, два – и обчёлся – (мало).

    Куры не клюют – (много).

    Кожа да кости – (худой).

    1. Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву. (один человек из команды)

    Для команды А

    Для команды Б

    Трус своей лени боится.

    Сашу маслом не испортишь.

    Терпение и пруд всё перетрут.

    Два сапога – тара.

    1. Диктант. (по одному человеку из команды) А остальные пока составляют слова из букв слова грамматика.

    Русский язык.

            Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

            Русский язык помогает нам дружить.

    1. Объясни значение и происхождение (образование) слов.

    Для команды А

    Для команды Б

    Пылесос

    Водоворот

    Паровоз

    Самолёт

    Вездеход

    Вертолёт

           III. Подведение итогов. Вручение призов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

    Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

    Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

    внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

    Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

    Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

    Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

    -расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

    Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

    Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...