Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Игра-соревнование по русскому языку

«Путешествие в страну Фразеологию»

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_frazeologiyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-соревнование по русскому языку

«Путешествие в страну Фразеологию»

4 класс

                                                                   

Оборудование.

1. Плакаты с надписями «Этимология – наука о значении и происхождении слов» и «Фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений».

2. Эмблемки в виде букв А и Б.

3. Карточки с заданиями.

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.

        Класс делится на две команды: А и Б. За каждый правильный ответ команда получает одну эмблемку со своей буквой. Выигрывает та команда, у которой к концу игры будет больше эмблемок.

II. Ход игры-соревнования.

  1. Разминка.

- Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.

 

Для команды А

Для команды Б

Стоит дом, кто в него войдёт,

 тот ум приобретёт. (школа)

Белый зайчик прыгает по чёрному

полю. Следы проливает. Дети их

читают и стирают. (мел и доска)

Одной рукой всех встречаю,

другой провожаю. (дверь)

Человечки чёрные, умные, учёные,

друг за другом встали в ряд, молча

 с нами говорят. (буквы)

  1. Объяснить смысл пословиц.

Для команды А

Для команды Б

Аппетит приходит во время еды.

Скупой платит дважды.

Делано наспех – сделано не смех.

Без грамматики нет и математики.

  1. Слово–змейка.

Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

Для команды А

Для команды Б

Адрес, салют,….

Колос, сапог,….

  1. Минутка отдыха. (ученик читает наизусть стихотворение)

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись!

Поспеши, уже пора!

Ну, ни пуха, ни  пера!

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

  1. Объяснить смысл фразеологических оборотов.

Для команды А

Для команды Б

- бить баклуши;

- знать назубок;

- рукой подать;

- морочить голову;

- прикусить язык.

- зарубить на носу;

- шиворот-навыворот;

- в час по чайной ложке;

- во весь дух;

- ни пуха, ни пера.

  1. Закончить предложения. (один человек из команды)

 

Для команды А

Для команды Б

Голоден как…

Труслив как…

Здоров как…

Упрям как…

Изворотлив как…

Нем как…

Грязный как …

Колючий как…

  1. Загадки-складки «Доскажите словечко».

Для команды А

Для команды Б

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто…

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и…

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

  1. Театральная минутка.

Можно разыграть следующее стихотворение С. Маршака.

Знаки препинания.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура!

- Долой!

- Караул!

- Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

- Кто?

- Кого?

- Откуда?

- Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

- Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни  рассказ.

- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие…

- Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

- Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился:

- То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился:

- То есть как!?

И сказала точка,

Точка-одиночка:

- Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

  1. Что это?

Для команды А

Для команды Б

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные. (уши)

  1. Замените фразеологизмы словами-синонимами. (один человек из команды)

Для команды А

Для команды Б

В час по чайной ложке -  (медленно).

Рукой подать – (близко).

Повесить нос – (загрустить).

Раз, два – и обчёлся – (мало).

Куры не клюют – (много).

Кожа да кости – (худой).

  1. Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву. (один человек из команды)

Для команды А

Для команды Б

Трус своей лени боится.

Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.

Два сапога – тара.

  1. Диктант. (по одному человеку из команды) А остальные пока составляют слова из букв слова грамматика.

Русский язык.

        Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

        Русский язык помогает нам дружить.

  1. Объясни значение и происхождение (образование) слов.

Для команды А

Для команды Б

Пылесос

Водоворот

Паровоз

Самолёт

Вездеход

Вертолёт

       III. Подведение итогов. Вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...