Русский язык 3 класс. "Употребление ь в имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чернова Арина Александровна

конспект урока и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет: русский язык     Класс: 3 в    Учебник (УМК) : Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык 3 класс. 1 часть»

Тема урока : употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

 Оборудование: учебник, тетрадь.

 Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

повторить все изученные сведения о существительном,

 выявить грамматическую функцию «ь» как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

 умение анализировать, прививать навыки самостоятельной работы, развитие внимания, речи, логического мышления.

1 уровень – адекватное применение навыков на деле, понимание.

2 уровень – понимание.

2 уровень -  применение навыков

Метапредметные

Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

способствовать умению правильно употреблять мягкий знак на конце имён существительных;

2 уровень – овладение навыками

3 уровень – адекватное применение знаний на практике

 

Личностные

формировать умение работать с дополнительной литературой  - словарями, статьями из периодической печати.

3 уровень – понимание

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время \ мин

Задача

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Форма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

приветствие

2

Эмоционально настроить на урок

Дополнительный материал

Вступительное слово

ф

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Подготавливаются к уроку

Языковая разминка

7

Проверить знания

Дополнительный материал

Работа у доски и в тетради

и

-Отгадайте загадку:

  Чёрненькие птички

  Сели на странички.

       (Буквы)

 -Сегодня минутку чистописания посвятим  буквам :ж, ш, ч, щ.

-Что их объединяет?

       

-На какие группы можно разделить?

       

-Составьте из этих букв цепочку и запишите.

 -Эти буквы на уроке присутствуют не случайно.

 Прочтите слова, которые вы видите на доске, подберите к ним синонимы- словарные слова, чтобы в них присутствовала шипящая:

        сестра             корова        день недели

        автомобиль    приятель     школьник

       -Что вы можете о них сказать?

     

 -Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

       

  -Выполним задание, которое предложил один из учеников: запишите эти слова, определите род имён существительных. Напомните, как определить род имени существительного.

Они согласные, шипящие, строчные.

Глухие – звонкие; Всегда твёрдые – всегда мягкие.

дев_чка           ж_вотное      ч_тверг  м_шина           т_варищ     уч_ник  

Это имена существительные,  употреблены в единственном числе, словарные, во всех есть шипящие.

Списать, разделить на группы одушевлённые и неодушевлённые и т.д.

Род имени существительного определяют по опорным словам: он, мой – мужской род; она, моя – женский род; оно, моё -  средний род.

Актуализация изученного

3

Повторить изученный материал

Дополнительный материал

Устная работа

г

В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов:

         рожь      речь     тишь            вещь    

         нож       плач      карандаш   овощ    

 -Прочитайте и сравните их. Что вас удивило?

 

 

 -Какой вопрос возник?

 

В одних словах есть ь на конце, а в других после этих же букв нет ь.

Почему  в одних случаях пишется ь, а в других - нет ?

Формулирование проблемы

7

Выход на тему урока

Работа с предыдущим материалом

беседа

г

- В чём  затруднения?

 -Определите цели урока.

Определите тему урока.

 - Позднее тему уточним.

 Как вы думаете  в каком случае после шипящих нужно писать мягкий знак?

 

1 предположение – неверное, все  эти слова являются существительными, но в одних есть ь, в других - нет.

2  предположение – неверное, все слова употреблены в единственном  числе, но в одних есть ь, в других - нет.

3 предположение – верное, в  словах  женского рода на конце пишется ь .

Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь?

 

-Сравните его с правилом в учебнике на стр. 52

Сформулируйте обратное правило.

-Уточним тему урока.

На конце слов в каждой паре  шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем.

Выяснить, в каких случаях после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, научиться правильно писать такие слова.

Тема урока –  «Мягкий знак после шипящих на конце ….»

1 предположение: Это зависит от части речи:  если  это слово существительное, то пишем ь.

 2 предположение:  Это зависит от числа: если слово употреблено в единственном числе, то пишем ь.

 3 предположение: Это зависит от рода: если слово  женского рода, то будем употреблять ь.

Мягкий знак пишется на  конце имён существительных женского рода после шипящих.

Вывод совпадает с правилом в учебнике.

Если на конце существительного после шипящей есть мягкий знак, то это существительное женского рода.

Тема урока –  «Мягкий знак после шипящих на конце …имён существительных женского рода»

Поиск решения

18

Применение знаний на практике

Работа с учебником

Работа у доски и в тетрадях

и

Чтоб в знаниях не было сомнений,

 Приступаем к закреплению.

Записываем упражнение 42. Кто хочет к доске?

Что нам нужно выполнить в этом упражнении?

Остальные выполняют в тетрадях самостоятельно, а после мы все вместе проверим .

Следующее упражнение 43.

Прочитайте задание, один из вас выходит к доске для выполнения, а остальные выполняют в тетрадях.

Давайте устно выполним задание 47 на странице 54.

Отвечают на вопросы.

Приступают к выполнению.

рефлексия

3

Подведение итогов

самооценка

беседа

г

Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?

Какое задание понравилось больше всего?

Были ли у вас затруднения при выполнении заданий? Если да, то какие?

Понравилось ли вам на уроке? Да-большой палец  вверх, нет-вниз.

Давайте запишем домашнее задание – упражнение 50, 54 на странице 55.

Всем спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ж ш ч щ

Слайд 2

Сестра Корова День недели Автомобиль Приятель Школьник Уч_ник Ж_вотное М_шина Ч_тверг Дев_чка Т_варищ

Слайд 3

Сестра Корова День недели Автомобиль Приятель Школьник Ученик Животное Машина Четверг Девочка Товарищ

Слайд 4

Рожь речь тишь вещь Нож плач карандаш овощ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. русский язык. Единственное и множественное число имен существительных.

Отличительные признаки ед.и мн. числа имен существительных....

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...