Урок русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

открытый урок

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема урока. Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

Цель: закрепить умение определять падежи имен прилагательныхмужского и среднего рода с твёрдой основой; орфографическую зоркость.

Задачи: Формировать умение обосновывать написание окончаний, правильно употреблять и писать падежные окончания.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

      Содействовать формированию УУД:

  1. Регулятивных: учить  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
  2. Познавательных: развивать способность к познанию,  понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
  3. Коммуникативных: учить детей работать парами, группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Ход урока.

1.Оргмомент

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

– Сегодня мы проведем урок в форме квеста. А для этого отправимся в город Прилагательное. Этот город большой, поэтому нам придётся посетить несколько станций, а на каждой станции выполнять задания, связанные с именем прилагательным. За выполненное задание мы будем получать жетоны.

Согласны?

Но чтобы попасть в этот чудесный город мы должны вспомнить все что мы знаем про имена прилагательные.

2.Актуализация знаний.

Если вы согласны с высказыванием вы ставите +, а если не согласны -.

Имя прилагательное самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное служебная часть речи

Отвечает на вопросы  Какой? Какое?

Отвечает на вопрос как где почему

В предложении является дополнением

В предложении является определением

Прилагательные обозначают  признак предмета.

+-+--++     самооценка 8-5,6-7-4,5-3 3 мин

3.Минутка чистописания.

Ребята, Что можете сказать об этих буквосочетаниях? (Это окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с твердым согласным на конце основы).  Здесь не хватает одного падежного окончания, допишите его.

ый, ой, ое, ого, ому, ым, … ом

-Пропишите эти буквосочетания. (Дети прописывают каллиграфически) 1.5 мин

4.Сообщение темы и цели урока.

Какой вывод мы сделали?  

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание окончаний имен прилагательных)

- Какую цель мы поставим вначале нашего урока? (закрепить умение Правильно писать окончания имен прилагательных и определять их падежи)0,5 мин

5.Работа над темой урока.

Ну что же начинаем наше путешествие по городу Прилагательное.

Первая станция: «Думай-ка». На этой станции мы поработаем в парах и проведем орфографическую минутку. Прочитайте слова, что их объединяет? Какое из этих слов лишнее?  Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы , вставьте пропущенные орфограммы, и поставьте

КАКОЕ окончание имеют прилагательные  в творит.падеже?

орфографическая минутка (безударные гласные в корне)  на карточках

Л…дяной    (взгляд) -

н…чной (сторож)-

доброе (дело) -    безуд гл в оконч прил

п…левые ______________-        мн.ч                                

 3 мин

Взаимопроверка.

Физминутка.

-А сейчас мы отдохнем и побываем на станции «Играй-ка». Если я назову прилагательное мужского рода, вы должны постараться дотянуться до потолка, если среднего рода- должны присесть.

-Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, голубое озеро, широкий двор, высокий человек.         1 мин

Станция «Запиши-ка» на этой станции вы должны поработать парами.

Каждой паре раздаю по листочку

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

Упражнение в распознавании падежей им прил мужского и среднего рода. 

Работа в группах.

Станция «Отвечай-ка». Упражнение в определении падежей имен прилагательных.  

Для следующего задания откройте учебники на стр.37 упр 65

Найдите словосочетания с эпитетами.  Что же такое эпитеты?

 ЭПИ́ТЕТ

Мужской род

В поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Ваша задача выписать прилагательные с безударными окончаниями в падежном порядке.

Золотой сентябрь, трудового дня, к лесному ручью, ржаное поле, выходным днем, в седом тумане.

Пестрый дятел, почтового ящика, прозрачному неторопливому ручью, первый месяц, знакомое село, крупным почерком, на старом толстом дубе.

Обратите внимание на безударные окончания имен прилагательных.

Физминутка для глаз

Станция «Упражняй-ка»

 упражнение в определении падежей прилагательных.

Запишите подходящие прилагательные в нужном падеже, определите падеж, выделите окончания.

Хорошо в ___________ лес. Деревья стоят в __________ инее. Всё засыпано _________ снегом. Особенно хороши ели в _________ уборе. 

 Повторение и закрепление материала.

Станция «Конечная»: Работа с тестами.

  1. Определите падеж имени прилагательного.

Школьник получил новый учебник.

  И.п.

  Р.п.

  Д.п.

  В.п.

  1. Какое имя прилагательное употреблено в творительном падеже?

  красивого залива

  красивому заливу

  красивым заливом

  красивом заливом

  1. У имени прилагательного нельзя определить:

  род

  число

  падеж

 время

  1. * В какой строке верно указаны падежи всех выделенных имён прилагательных по порядку?

До старого вокзала дед шел под проливным дождем.

  Д.п., Т.п.

     Р.п., П.п

     П.п., В.п.

Выполните тесты.

6.Итог урока. Рефлексия.

-Какую цель ставили в начале урока? Как вы думаете, мы достигли этой цели? Поставьте оценку своей деятельности на шкале, на полях.

7.Д/з

Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы, вставьте пропущенные орфограммы.

  • Л…дяной    (взгляд) -
  • н…чной (сторож)-
  • добр…  (дело) -    
  • п…левые (мыши) -    

           Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы, вставьте пропущенные орфограммы.

  • Л…дяной    (взгляд) -
  • н…чной (сторож)-
  • добр…  (дело) -    
  • п…левые (мыши) -    

Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы, вставьте пропущенные орфограммы.

  • Л…дяной    (взгляд) -
  • н…чной (сторож)-
  • добр…  (дело) -    
  • п…левые (мыши) -    

           

Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы, вставьте пропущенные орфограммы.

  • Л…дяной    (взгляд) -
  • н…чной (сторож)-
  • добр…  (дело) -    
  • п…левые (мыши) -    

Поставьте их в Творительном падеже, Подберите к этим словам антонимы, вставьте пропущенные орфограммы.

  • Л…дяной    (взгляд) -
  • н…чной (сторож)-
  • добр…  (дело) -    
  • п…левые (мыши) -    

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

  1. Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж.

В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото

  1. Составить с одним словосочетанием предложение.

_____________________________________________________

Выписать прилагательные с безударными окончаниями в падежном порядке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.п _____________________

Р.п. _____________________

Д.п. _____________________

В.п. _____________________

Т.п. _____________________

П.п. _____________________

Выписать прилагательные с безударными окончаниями в падежном порядке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.п _____________________

Р.п. _____________________

Д.п. _____________________

В.п. _____________________

Т.п. _____________________

П.п. _____________________

Выписать прилагательные с безударными окончаниями в падежном порядке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.п _____________________

Р.п. _____________________

Д.п. _____________________

В.п. _____________________

Т.п. _____________________

П.п. _____________________

Допишите подходящие окончания и определите их падеж.

Весною степь как зелен… море. А летом когда загустеют белые ковыли, станет степь морем бел….

Но чудо чудн… - степь на закате! Стелются пушистые метелки навстречу закатн… солнцу, как розовые языки холодн…  прозрачн…  огня.

Допишите подходящие окончания и определите их падеж.

Весною степь как зелен… море. А летом когда загустеют белые ковыли, станет степь морем бел….

Но чудо чудн… - степь на закате! Стелются пушистые метелки навстречу закатн… солнцу, как розовые языки холодн…  прозрачн…  огня.

Запишите подходящие прилагательные в нужном падеже, определите падеж, выделите окончания.

Хорошо в ___________ лес. Деревья стоят в __________ инее. Всё засыпано _________ снегом. Особенно хороши ели в _________ уборе.  

Запишите подходящие прилагательные в нужном падеже, определите падеж, выделите окончания.

Хорошо в ___________ лес. Деревья стоят в __________ инее. Всё засыпано _________ снегом. Особенно хороши ели в _________ уборе.  

  1. У имени прилагательного нельзя определить:
  •   род
  •   число
  •   падеж
  •  время
  1. Определите падеж имени прилагательного.

Школьник получил новый учебник.

  •   И.п.
  •   Р.п.
  •   Д.п.
  •   В.п.

  1. Какое имя прилагательное употреблено в творительном падеже?
  •   красивого залива
  •   красивому заливу
  •   красивым заливом
  •   красивом заливом

4* В какой строке верно указаны падежи всех выделенных имён прилагательных по порядку?

До старого вокзала дед шел под проливным дождем.

  •  Д.п., Т.п.
  • Р.п., П.п
  • П.п., В.п.

  1. У имени прилагательного нельзя определить:
  •   род
  •   число
  •   падеж
  •  время
  1. Определите падеж имени прилагательного.

Школьник получил новый учебник.

  •   И.п.
  •   Р.п.
  •   Д.п.
  •   В.п.

  1. Какое имя прилагательное употреблено в творительном падеже?
  •   красивого залива
  •   красивому заливу
  •   красивым заливом
  •   красивом заливом

4* В какой строке верно указаны падежи всех выделенных имён прилагательных по порядку?

До старого вокзала дед шел под проливным дождем.

  •  Д.п., Т.п.
  • Р.п., П.п
  • П.п., В.п.

В 4 классе обучается 9 учащихся 4 девочки и 5 мальчиков. 22% на высоком уровне, 22 на среднем уровне и 56% ниже среднего.

Урок в разделе 2 из 3.

Тип урока урок закрепления изученного материала.

Тема урока. Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

Цель: закрепить умение определять падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

Задачи: Формировать умение обосновывать написание окончаний, правильно употреблять и писать падежные окончания, развивать  орфографическую зоркость.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

     При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.

Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса 2 в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».

В процессе работы над темой давала задания которые так или иначе были связаны с предыдущими темами. Межпредметная связь русского языка и литературы …

Для решения цели использовался репродуктивный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.

Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию опорных знаний и мини тестирование ранее изученного материала.

Поиск способа решения учебной задачи опирался на парную работу. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Для снижения утомляемости учащихся была проведена физкультминутка.

 Тестирование в конце урока позволило проконтролировать уровень усвоения знаний у учащихся.

Цель урока достигнута, план реализован, немного вышла за временные рамки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

С танция «Думай-ка » Поставьте имена прилагательные в Творительном падеже. Подберите к этим словам антонимы , вставьте пропущенные орфограммы . Л… дяной (взгляд) - н… чной (сторож)- д обр… (дело) - п…левые (мыши) -

Слайд 4

Станция «Играй-ка »

Слайд 5

Станция «Запиши-ка» 1)Поставить вопрос к прилагательным и указать падеж. В густом ельнике, по глубокому оврагу, с крутого обрыва, прямым путем, лесным воздухом, по длинному мосту, торфяное болото. 2) Составить с одним словосочетанием предложение .

Слайд 6

Станция « Отвечай-ка» ЭПИ́ТЕТ ( Мужской род) - В поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Слайд 7

Упражнение 65 И.п . пёстрый дятел Р.п . почтового ящика Д.п . прозрачному неторопливому ручью В.п . первый месяц, знакомое село Т.п. крупным почерком П.п . на старом толстом дубе

Слайд 8

Станция «Упражняй-ка »

Слайд 9

Станция «Конечная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....