Однородные члены предложения 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК: Перспектива

Учебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина

Класс: 4 Б

Тема: «Однородные члены предложения»

Тип урока: Повторение

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: показать роль однородных членов предложения в речи, вырабатывать навык нахождения однородных членов в простых предложениях, познакомить со знаками препинания при однородных членах предложения.

Планируемые результаты образования:

А) предметные – устанавливают соответствие между терминами и символами, находят и выделяют однородные члены предложения, составляют схемы.

Б) личностные – проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

В) метапредметные

Регулятивные самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные ставят тему и цели урока, находят ответы на вопросы учителя в учебнике, осознано строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают связи между заданиями и темой, отличают мягкие и твердые звуки

Коммуникативные устанавливают рабочие отношения, развивают умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование:

  1. Русский язык 4 класс ч.1 Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_11.10.docx36.27 КБ
Файл ustinova_russkiy_yazyk_2.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

По предмету «Русский язык»

Класс 4 «Б» МБОУ «НОШ №19» г. Астрахани

Тема: «Однородные члены предложения»

Студентки 4 «А» группы

Устиновой Евгении Павловны

Допуск к проведению урока:

Студентка: Устинова Е.П.

____________________(Подпись)

Методист: Шалдаева В.В.

Учитель: Буслова Ю.А.

____________________(Подпись)

Оценка за урок___________

Астрахань, 2018

Конспект урока

УМК: Перспектива

Учебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина

Класс: 4 Б

Тема: «Однородные члены предложения»

Тип урока: Повторение

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: показать роль однородных членов предложения в речи, вырабатывать навык нахождения однородных членов в простых предложениях, познакомить со знаками препинания при однородных членах предложения.

Планируемые результаты образования:

А) предметные – устанавливают соответствие между терминами и символами, находят и выделяют однородные члены предложения, составляют схемы.

Б) личностные – проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

В) метапредметные –

Регулятивные самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные ставят тему и цели урока, находят ответы на вопросы учителя в учебнике, осознано строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают связи между заданиями и темой, отличают мягкие и твердые звуки

Коммуникативные устанавливают рабочие отношения, развивают умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование: 

  1. Русский язык 4 класс ч.1 Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Мы будем хорошо работать,  и у нас всё получится.

- Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку?

- Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Готовятся к уроку.

РегулятивныеУУД: (организовать свое рабочее место под руководством учителя).

Личностные УУД:

(правильная посадка за партой).

Словарная работа.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Сейчас мы с вами проведем словарную работу, я буду диктовать слова, а вы их записывайте в тетрадь через запятую.

Тревога, билет, горизонт, теперь, сейчас, тревожный, телефон, багаж, портрет, железо, газета, здесь, тревожно, заря.

- Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

  Трево́га, биле́т,  горизо́нт,  тепе́рь,  сейча́с,  трево́жный,  телефо́н,  бага́ж,  портре́т,  желе́зо,  газе́та, здесь, трево́жно,  заря́.

- Проверьте по эталону. Если у вас все правильно поставьте +, если есть ошибки- перепишите слово правильно, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Записывают.

Минутка чистописания.

-Прочитайте пословицу.  Терпенье и труд все перетрут.

- Какой смысл данной пословицы?

- Напишите каллиграфическим подчерком эту пословицу в тетрадь. Соблюдайте наклон и соединения.

Смысл данной пословицы заключается в том, что терпение и настойчивость в работе победят все препятствия.

Коммуникативные УУД:

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками).

Актуализация знаний. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации:

- Следующее задание – сделать синтаксический разбор этого предложения.

Выделение главных членов предложения.

По цели высказывания:

повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации:

невосклицательное, восклицательное.

По количеству грамматических основ

простое, сложное

По наличию второстепенных членов:

распространённое, нераспространённое.

По наличию осложняющих членов:

осложнённое: однородными членами предложения;

- Как вы думаете, может ли быть

в предложении несколько одинаковых членов, например, несколько сказуемых, несколько подлежащих, несколько второстепенных членов предложения, которые отвечали бы на один и тот же вопрос?

- Как они называются?

- Чем же осложнено это предложение?

- Как вы определили, что это однородные члены предложения?

- Чем связаны между собой однородные члены в этом предложении?

- Кто сможет сказать тему сегодняшнего урока?

- Эта тема для вас новая?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Давайте прочитаем слова профессора Самоварова на стр. 67.

- Назовите главные признаки однородных членов предложения.

- Давайте устно выполним номер 102.

- Что нам необходимо сделать?

- Давайте составим алгоритм наших действий. С чего начнем?

Предлагаемый алгоритм работы:

а) найти в предложениях члены, которые отвечают на один и тот же вопрос;

б) определить, какими членами предложения являются данные слова;

в) определить, с помощью чего они связаны (интонация или союзы);

г) определить, как эта связь выражается в устной речи (интонация перечисления) и на письме (запятая или её отсутствие).

- Прочитаем первое предложение (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись).

- Найдите  однородные члены и объясните свой выбор по алгоритму.

-  Прочитаем второе предложение (Долго бегала девочка по полям, по лесам).

- Прочитаем третье предложение (Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше).

Наблюдение над постановкой знаков препинания

при однородных членах — чтение высказывания Самоварова на с. 68

- Прочитайте выделенные предложения, объясните постановку знаков препинания при однородных членах.

- Совенок составил схемы однородных членов.

Расскажите, опираясь на схемы о знаках препинания при однородных членах.

- Давайте выполним задание номер 103.

- Нам нужно списать загадку. Найти однородные члены. Составить схему и объяснить постановку знаков препинания при однородных членах.  

Давайте спишем первую загадку. Какие тут однородные члены?

Давайте составим схему.

        ,

Почему перед срубили стоит запятая?

Так же выполняют следующие предложения.

Работа в парах. Каждой паре даем карточку.

 На ней слева схемы, справа предложения.

Задание:  расставить знаки препинания, соединить схему и предложение.

1.Весной обильно цветут сирень, черемуха, жасмин.

2. Под ногами шелестят золотые и пурпурные листья.

3. В вазе лежали яблоки, и груши, и апельсины.

4. Дом был маленький, но уютный.

5. Лес стоял сказочно красивый,  спокойный , золотой и густой.

        , , .

 и .

, и , и.

, но .

, ,  и .

Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами предложения - подлежащими.

Да.

Однородные члены предложения.

Однородными членами предложения - подлежащими.

Они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, одинаково подчеркиваются.

Союзом и.

Предложения с однородными членами.

Нет.

Повторить, что называют однородными членами предложения, узнать, чем могут быть связаны они в предложении.

Однородные члены предложения  являются одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении.

Однородные члены связаны между собой или с помощью интонации перечисления и союзов и, а, но, да, или только с помощью интонации перечисления (без союзов).

Найти в предложениях однородные члены и поставить к ним вопросы.

Подлежащее: Лебедь, Рак да Щука.

Однажды (Кто?).

Перечислительной интонацией и союзом да.

Подлежащее: По полям, по лесам.

Бегала (Где? По чему?)

Интонацией перечисления.

Однородные сказуемые - вышел, постучал, пробежал.

Ветер (что сделал?).

Интонацией перечисления.

Выражено одним и тем же членом предложения.

Отвечают на  один и тот же вопрос.

С помощью интонации перечисления или с помощью интонации перечисления и союза.

 С помощью союза а.

Однородные сказуемые пришли, срубили

Они соединяются при помощи интонации перечисления

Сирень, черемуха, жасмин. (Интонацией перечисления).

Запятые, кружок.

Золотые и пурпурные.

(Союзом и).

Нет запятых.

Нет.

Яблоки, груши, апельсины. (Союзами и).

Стоит запятая перед союзом и.

Маленький, уютный

(Союз но).

Стоит запятая перед союзом но.

Красивый, спокойный, золотой и густой. (Союзом  и).

Интонацией перечисления.

Перед союзом а всегда ставим запятую.

Однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов).

Познавательные УУД:

(умение строить речевое высказывание).

Регулятивные УУД:

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено).

Коммуникативные УУД:

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками).

Самостоятельная работа.

- Работаем самостоятельно в  рабочей тетради на странице 45.

Задание 1. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? На выполнение даю 5 минут.

Проверка по эталону.

Оцените себя.

Рефлексия и итог урока.

Какая была тема нашего урока?

Продолжите фразы:

1.Однородные члены являются…

2.Отвечают…

3. Относятся ….

4.Связаны…

- Всегда ли однородные члены предложения разделяются запятой?

- Какие правила постановки

знаков препинания при однородных членах надо знать?

Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления, то что мы ставим между ними запятую.

Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится.

Перед союзами а и но запятая ставится всегда .

Были ли у вас затруднения на уроке, и в чем они выражались?

-На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке.

Предложения с однородными членами.

Одинаковыми членами предложения.

Отвечают на один и тот же вопрос.

Относятся к одному слову.

Однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.

Не всегда. Если они соединяются неповторяющимся союзом и.

Регулятивные УУД:

(осознание качества и уровня освоения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Одиннадцатое октября. Классная работа. Тр е во́га , б и ле́т , г о р и зо́нт , т е пе́рь , с е йча́с , тр е во́жный , т е л е фо́н , б а га́ж , п о ртре́т , ж е ле́зо , г а зе́та , з десь, тр е во́жно , з а ря́.

Слайд 3

Терпенье и труд все перетрут.

Слайд 5

А лгоритм работы: а) найти в предложениях члены, которые отвечают на один и тот же вопрос; б) определить, какими членами предложения являются данные слова; в) определить, с помощью чего они связаны (интонация или союзы); г) определить, как эта связь выражается в устной речи (интонация перечисления) и на письме (запятая или её отсутствие).

Слайд 7

Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. ,

Слайд 8

1.Весной обильно цветут сирень, черемуха, жасмин. , , 2. Под ногами шелестят золотые и пурпурные листья. и 3. В вазе лежали яблоки, и груши, и апельсины. , и , и 4. Дом был маленький, но уютный. , но 5. Лес стоял сказочно красивый, спокойный , золотой и густой. , , и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....