Приставки на о и а
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

УМК: Школа 21 века

Класс: 2

Тема: «Различаем приставки с буквами о, а»

Тип урока: Изучение нового знания

Цель урока: учить различать приставки с буквами о и а; орфографический тренинг написания гласных оа в приставках; обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты образования:

А) предметные – различают приставки с о, а.

Б) личностные – проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

В) метапредметные

Регулятивные самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные ставят тему и цели урока, находят ответы на вопросы учителя в учебнике, осознано строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают связи между заданиями и темой, отличают мягкие и твердые звуки

Коммуникативные устанавливают рабочие отношения, развивают умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование:

1.                Учебник

2.                Презентация

Раздаточный материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustinova_e_4_a_pristavki.docx424.6 КБ
Файл pristavki.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

УМК: Школа 21 века

Класс: 2

Тема: «Различаем приставки с буквами о, а»

Тип урока: Изучение нового знания

Цель урока: учить различать приставки с буквами о и а; орфографический тренинг написания гласных оа в приставках; обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты образования:

А) предметные – различают приставки с о, а.

Б) личностные – проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

В) метапредметные –

Регулятивные самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные ставят тему и цели урока, находят ответы на вопросы учителя в учебнике, осознано строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают связи между заданиями и темой, отличают мягкие и твердые звуки

Коммуникативные устанавливают рабочие отношения, развивают умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование: 

  1. Учебник
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Евгения Павловна. Рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу.

- Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку?

- Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Готовятся к уроку.

РегулятивныеУУД: (организовать свое рабочее место под руководством учителя).

Личностные УУД:

(правильная посадка за партой).

Минутка чистописания.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания

Составление алгоритма выбора буквы при написании приставок.

Наш урок мы начнем с минутки чистописания.

Откройте ваши тетради. Отступите от предыдущей записи 2 стоки. Посередке красиво запишите число, классная работа.

Чтобы узнать, какие буквы мы будем писать, надо отгадать загадки.

 В голове она одна,
А в кармане сразу две,
В барабане целых три,
Повнимательней смотри! 

– Какая эта буква? 

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла. 
До того она кругла, 
Покатиться бы могла.

– Какая это буква? 

– Какие звуки обозначают буквы А и О?

Правильно мы с вами будем писать букву а и о.

Посмотрите на закономерность.

А О а о за до над под

Какое соединение в сочетании букв

за

До

Над

Под

Повторите эту закономерность до конца строки, красивым каллиграфическим подчерком.

- Ребята, я спешила к вам с заданиями, но нечаянно уронила один из конвертов и карточки высыпались, а что они обозначают и какое задание я хотела вам предложить, забыла. Что же обозначают схемы на карточках?

- Какое задание я хотела предложить?

- Выполните его в парах.

- Проверьте. Оцените себя.

- Молодцы! Вы быстро определили местоположение каждой части слова.

- Ребята, а ведь с другой стороны одной из карточек написаны буквы а и о.

- Какая часть слова на ней?

- Что эти буквы  могут обозначать?

- Давайте сформулируем тему и цели урока. (лучше отдельно: Как вы считаете, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой?)

Тема: Приставки с буквами а и о.

Цель: Учиться различать приставки с буквами а, о.

- Посмотрите на слайд. Ваша задача, работая в паре, распределить приставки на группы. Записать их на листочках.

- Сколько групп получилось?

-  Что послужило основанием  для разделения их на группы? (проще: почему приставки разделены на две группы именно так?)

1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-

2) за-, на-, над-

-Переверните листочек, попробуйте восстановить приставки, в которых пишется о (1 вариант), в которых пишется а (второй вариант)

- Молодцы

Посмотрите, у меня на слайде слова, которые начинаются с транскрипции. с частичной транскрипцией

[за]грустить

[па]грустить

– Что вы заметили?

Что вам предстоит сделать?

- С чего начнём рассуждение?

- Какая часть в слове самая главная?(подсказка)

(далее  в процессе обсуждения появляется алгоритм)

1.Выделим корень.

2.Поставим ударение.

3. Определим «опасное место».

4. Если безударный гласный в приставке, то вспоминаем, как пишется данная приставка.

Рассуждения:

В словах [за]грустить, [па]грустить корень

 –груст-, безударный гласный в приставке.

В приставке за- всегда пишется  буква а, пишем: загрустить.

В приставке по- всегда пишется  буква о, пишем: погрустить

Давайте откроем учебник на странице 154. Давайте сравним наше рассуждение с рассуждением в учебнике. Правильно ли мы с вами его построили?

Прочитайте,  что необходимо сделать в упражнении 1.

Запишите упр.1 в тетрадь.

Разделите свою тетрадь на 2колонки, примерно в 3 строки.

Давайте первые слова выполним все вместе, пользуясь нашим алгоритмом.

(Один ученик у доски, остальные в тетради)

 (4-5 выполняем вместе, остальные слова самостоятельно)

Давайте проверим. (Ученики по алгоритму объясняют написание букв) 

Подведение к словам прабабушка прадедушка правнук правнучка

Это словарные слова.

Пр…бабушка

Пр…дедушка

Пр…внук

Пр…внучка

 Давайте все вместе произнесем эти слова.

(Дети проговаривают вместе с учителем слова)

Кто произнесет эти слова с ударением. (произносят по одному слову)

 Посмотрите,  в какой части слова ошибкоопасное место?  

– Что, на ваш взгляд, объединяет все эти слова? 

Если бы мы писали букву, исходя из нашего алгоритма, то какую бы букву мы бы написали?

Но эти слова являются исключениями и в этих приставках ? (словах?) всегда пишется буква а. Запомните:

ПРА..., приставка, обозначающая:

–  отдаленную степень родства по прямой линии:

Прадедушка, прабабушка, правнук, правнучка.

Спишите эти слова, подчеркните орфограмму.

Кто попробует составить предложения с этими словами. Давайте проверим. Запишите одно предложение в тетрадь (лучше выберите вместе «лучшее»  предложение и чтоб на доске написали (например, можно ученика вызвать) 

 

Буква а

Буква о

?

?

?

?

Части слова

Правильно расположить карточки

Проверка по эталону.

Приставка

Правописание букв а, о в приставках

2

Приставки с о, а

Выяснить, какая буква пишется на месте гласного звука

корень

Да

Приставка

Букву о

Коммуникативные УУД:

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками).

Самостоятельная работа.

Сейчас мы с вами побудем в роли учителей.  Достаньте красный карандаш или красную ручку.

У вас на столах лежат карточки. Вам нужно найти ошибки в словах, которые допустил ученик и отметить их. Но будьте внимательны, ученик мог некоторые слова написать правильно.  Так же выделите корень и поставьте ударение.

Добежать, аткрыл, памогать, нолетели, азолотить, обдумать, падплыть, проход, зодумать, надпилить.

Объясните,  почему вы подчеркнули эти ошибки. Как нужно написать правильно?

Проверьте: Добежать, открыл, помогать, налетели, озолотить, обдумать, подплыть, проход, задумать, надпилить.

Теперь вам нужно разделиться на 6 групп.

Вам будет дано 3 задания.

1) Напишите по 5 слов с каждой приставкой, используя слова-подсказки.

1 группа. До-

2 группа. От-

3 группа. По-

4 группа. Про-

5 группа. За-

6 группа. На-

2) Допишите подходящую приставку.

1 группа.  

2 группа.

3 группа.

4 группа.

5 группа.

6 группа.  

3) Какая приставка подойдет ко всем словам.

 

Досыпать

Засыпать

Дописать

Записать

Занести

Отнести

Занести

Нанести

Дополнить

Заполнить

Наполнить

Засыпать

Познавательные УУД:

(умение строить речевое высказывание).

Регулятивные УУД:

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено).

Коммуникативные УУД:

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками).

Рефлексия и итог урока.

Это разные этапы.

Назовите  тему нашего урока?

Что нового по этой теме вы узнали на уроке?

– Достигли ли вы целей? 

Были ли у вас затруднения на уроке, и в чем они выражались?

-На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке.

Рефлексию желательно сделать с использованием «вспомогательных» средств: цветные кружочки и т п, можно метод неоконченных предложений добавить…

Регулятивные УУД:

(осознание качества и уровня освоения).


  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

21 декабря. Классная работа. А О а о за до над под

Слайд 3

А О

Слайд 4

Приставки с буквой О Приставки с буквой А До- О- Об- От- По- Под- Про- За- На- Над-

Слайд 5

[ за ] грустить [ па ] грустить За По

Слайд 6

Алгоритм. 1.Выделим корень. 2.Поставим ударение. 3. Определим «опасное место». 4. Если безударный гласный в приставке, то вспоминаем, как пишется данная приставка.

Слайд 7

Вася Маша Папа Мама Дедушка Бабушка Пр..дедушка Пр …бабушка

Слайд 8

[ пра ] дедушка [ пра ] бабушка [ пра ] внук [ пра ] внучка

Слайд 9

ПРА-приставка, обозначающая отдаленную степень родства по прямой линии. прадедушка прабабушка правнук правнучка

Слайд 10

Найди ошибки. * Выдели корень. Подчеркни орфограмму. Добежать , аткрыл , памогать , нолетели , азолотить , обдумать, продедушка , падплыть , проход, зодумать , надпилить, правнучка.

Слайд 11

Добежать, открыл, помогать, налетели, озолотить, обдумать, прадедушка, подплыть , проход, задумать, надпилить, правнучка.

Слайд 13

1. Напишите 5 и более слов с приставкой , используя слова-подсказки. 2. Допишите подходящую приставку. 3. Какая приставка подойдет ко всем словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Части слова. Приставка. Определение приставки.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]]    ...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....