Методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Казакова Александра Александровна

Тема "имя существительное" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное»

Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

     Планируемые результаты:

                  предметные:

    - первичное умение выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные  

    существительные;

метапредметные:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

  личностные:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование: учебник «Русский язык» Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В. (Москва: Просвещение, 2014)

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I. Орг. класса

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

II. Мин. чистописания

Способы: фронтальная работа

III. Словарная работа

Способы: фронтальная работа

Способы: 

индивидуальная работа обратная связь

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»;

ознакомление с обобщённым лексическим значением.

V. Первичная проверка понимания. 

Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания  из учебника.

V1. Физминутка («санпины»)

VII. Самостоятельная работа.

Цель: выявить степень усвоения изученного материала.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа

Взаимопроверка.

VIII. Работа в группах.

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

IX. Творческая работа.

       (работа в парах)

Цель: развитие речи учащихся, умение озаглавить текст, применять знания в практической деятельности.

Работа с текстом:

(разноуровневые задания)

X. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

XI. Дом. задание.

- Поприветствуйте наших гостей, молодцы.

- На столах лежат карточки, по мере возрастания номера – сложность задания увеличивается.

- Я желаю вам успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, если будете очень внимательными.

- Представьте, что вы разведчики, и вам необходимо по шифру узнать буквы для минутки чистописания. Тренируем внимание.

- Назовите буквы, которые вы нашли?

- Назовите общие элементы некоторых букв.

- Запишите буквы 1 раз

- Соберите из букв новое словарное слово.

- Поставьте ударение, правописание какой гласной необходимо запомнить?

- Как же запомнить правописание буквы «О» в слове?

- Посмотрите, правда, форма портфеля напоминает букву «о».

- К какой теме можно отнести это слово?

- Назови слова, которые мы выучили на тему «Школа»

Вставьте гласные в словарные слова.

- Предложите к данным словам задание (одну - выбирает учитель, разделить на 2 группы).

- На какие группы мы разделим слова?

- Ой, ребята, что произошло со словами? Были слова, а теперь что?

- К какой части речи относятся слова?

- На какие вопросы отвечают?

- Что ещё вы можете сказать о словах 1 столбика?

- О словах 2 столбика?

- Какая тема урока сегодня, как вы думаете?

- Верно, имя существительное.

- Придумайте предложение со словарным словом «портфель» или  несколькими словарными словами.

- Запишите предложение.

- Удалось ли нам построить предложение без существительных?

- Как вы думаете, существительные необходимы в нашей речи?

Учитель стирает все существительные в предложении.

- Теперь понятно о чем шла речь? Почему?

- Давайте скажем о существительном все, что запомнили.

- Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте докажем себе, что вы все умеете (упр.206)

- Обратите внимание на слова во 2 столбике, найдите слово – природное явление,

слово – событие?

- Какой вывод можно сделать?

- Если вам было легко, то нарисуйте солнышко с лучиками, если испытывали затруднение – не расстраивайтесь, оно скоро загорится.

- Теперь и я уверенна в ваших силах, выполните самостоятельно упр.207 (1-ый вариант - выписывает слова с вопросом «кто?», 2 – ой – «что?».

Найдите среди слов – лишнее.

Назовите, докажите свой выбор.

- Как называют такие существительные? А другие?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то нарисуйте облачко, а если не получилось, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.

- А бывает у вас чувство неудачи, когда вы расстраиваетесь?

- А можно ли у кого-нибудь попросить помощи, если не можете выполнить задание?

- А вы готовы кому – либо помочь?

упр.208

- Сейчас вы будете работать в группах, назовите правила дружной работы.

Да, когда есть друг, ничего не страшно. Сейчас вы в парах выполните задание

Дифференцированное:

         Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений с существительными.

Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений с существительными, озаглавь его.

          Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений так, чтобы в тексте были имена собственные.

- Ответьте каждый, чему вы научились?

-Что больше всего понравилось?

- Что запомнили об имени существительном?

Если вам было легко, то покажите зеленый кружок, если выполняли задания, но испытывали трудности, то желтый, а если было трудно, то красный.

из словаря стр.140, выписать 8 -10 слов:

            I в. -  одуш. сущ.

            II в. - неодуш. сущ.

- Дети находят буквы под цифрами (алфавит):17,20,18,16,22,13,6,30.

- Это буквы: п, т, р, о, ф, л, е, ь.

- Прямая линия с закруглением у букв п, т, л; прямая наклонная у букв р, ф;

- Слово – портфель.

- Нужно запомнить букву «о», ударение падает на 2 слог.

- Варианты ответов учеников.

- Тема «Школа»

- Пенал, карандаш, тетрадь, ученик, учитель, мальчик, девочка, линейка, ластик.

- Версии учащихся

- Слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?

-  предметы (учащиеся выходят по очереди и распределяют картинки по столбикам).

Ответы обучающихся.

Приводят примеры.

Записывают.

Отвечают.

Существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? и обозначает предмет.

- Читают, объясняют, находят сущ - ные, записывают по просьбе учителя,  выполняют у доски.

(ворона, лиса, заяц; небо, осень, встреча)

«мороз», «встреча»

- Существительные могут обозначать предметы, явления природы, события, чувства.

- Отвечают, приводят примеры.

- Два ученика у доски от каждого варианта, остальные в тетрадях выполняют самостоятельно.

Собственные, пишутся с большой буквы. Остальные нарицательные.

Проверяют, оценивают.

- Смотрят, сопереживают.

Работают в группах, выполняют задание.

Отвечают дети.

Выполняют, по истечении времени отвечают.

Отвечают, делают выводы.

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Вступительная беседа

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД:

(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации):

Работа с алфавитом, нахождение букв, соответствующих порядковому номеру  в алфавите.

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Подбор словарных слов по заданной  теме;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов, дать общую характеристику существительному, как части речи.

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения

асть речи –

самостоятельная часть речи –

имя существительное – одушевленное/неодушевленное

и т.д.);

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Распознавать существительные среди других частей речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Самостоятельное выполнение задания по учебнику:

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

– договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

Предметные:

- составлять небольшой по объему рассказ по сюжетному рисунку

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...