Урок русского языка Учимся писать суффиксы -ОНОК, -ЕНОК
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балданова Дулма Дашидоржиевна

    Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века". Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_suffiksy_onok_yonok.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1.Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2.Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3.Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4.Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;
  • знакомство с правилом написания;
  • отработка алгоритма применения правила.

Познавательные:

  • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

  • формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
  • применять алгоритм;
  • поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные:

  • формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • контроль и оценка учебных действий;

Коммуникативные:

  • развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Организационная структура урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Орг. момент.

Мотивация

-Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Минутка чистописания

-Посмотрите и отгадайте, с какой буквой сегодня мы будем работать на минутке чистописания. Слайд 1

Эта буква обозначает согласный звук, он бывает мягким, твердым, звонким, встречается в словах мед, малина, мама.

-Правильно, это буква м

- Какую цель поставим на минутке чистописания?

- Пропишем заглавную, строчную буквы.

-Запишите это слово.

Назовите других животных на букву М. Запишите слова в тетрадь.

- Давайте, поиграем в игру.«Как зовут детенышей?» Слайд 2

-С помощью какой части слова вы образуете эти слова?

-Что такое суффикс?

- С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

  1. Определение темы урока  

- Определите тему нашего урока.Слайд 3

  1. Постановка цели урока

Чем же мы будем заниматься?

Какова цель урока?

Дети отгадывают букву, с которой будут работать на минутке красивого письма.

- Это буква м.

- Вспомнить и закрепить каллиграфическое письмо буквы м

- Дети прописывают буквы м М.

- Дети отвечают на вопросы.

- Медведь, мышка, морж.

- Медвежонок, волчонок, котенок, зайчонок.

- С помощью суффиксов.

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Суффиксы -онок, -енок.

- Как правильно записать эти суффиксы.

- Мы знакомимся с новыми суффиксами

-онок-, ёнок-.

- Должны научиться писать суффиксы

-онок-, ёнок-.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного,осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других;

Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить;

Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  1. Выявление места и причины затруднения

  1. Работа по учебнику

Стр. 120 упр.1

Давайте определим, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-. Слайд 4

Лосёнок

Телёнок

Лисёнок

Тигрёнок

Медвежонок

Мышонок

Галчонок

Бельчонок

- Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

- Учащиеся делают вывод

После мягких согласных, кроме [ч҆], пишется -енок-, после твердых и [ч҆] – онок-

- Работают с каждым словом (лосенок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный [с]и т. д)

Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы;

Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113.

- Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

- Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

- Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

- Как закрепить полученные знания?

- Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

- Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, составьте алгоритм действий:

Определяю суффикс -онок- или-ёнок-

  1. Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед

  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

       Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок- (волчонок).

Дети читают правило и сравнивают со своими выводами.

- Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-.

- Нет, т.к. еще и после [ч’].

- Выполнить упражнения

- Нет, знания надо закрепить.

- Тренироваться.

Читают слова, подбирают к каждому слову алгоритм.

Дописывают суффиксы –онок-, ёнок-

Выполняют в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи записи на доске

Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий;

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом;

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера;

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Откроем учебник на странице 121 и выполним упражнение 1.

Задание:Записать слова буквами.

Даны слова:

Стри[жонок], бель[ч’онок], цып[л’онок], сло[н’онок], гра[ч’онок], ли[с’онок], индю[шонок], ры[с’онок], мы[шо]нок, коз[л’о]нок, сквор[ч’о]нок, ре[б’о]нок, у[т’о]нок, лягу[шо]нок.

Проверка.  

Стрижонок, бельчонок, цыпленок, слонёнок, грачонок, лисенок, индюшонок, рысенок, мышонок, козленок, скворчонок, ребенок, утенок, лягушонок.

Познавательные: сравнение способа действия;

Регулятивные: самоконтроль и самооценка;

  1. Физминутка

Физминутка. Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок-  подпрыгнуть

- Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

- Молодцы.

Дети выполняют физминутку.

  1. Самостоятельная работа с проверкой

Откройте тетрадь на с. 68, самостоятельно выполните упр. № 1.

- Дети самостоятельно выполняют упражнение.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного,осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

  1. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Оцените свою работу

1. Я все понял, но есть вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу работать, объяснять другим.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Личностные: проявление ценностного отношения к полученным знаниям, первичные рефлексивные навыки;

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

9) Домашнее задание

- Выучить правило, стр.69 упр. 2 или 3упражнение по выбору.

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен.

- Дети записывают и разбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка для 2 класса (4 четверть) по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС и с применением здоровьесберегающей технологии Базарного....

Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"

Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"

Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...