Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
    Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»

    Косарева Ирина Викторовна

     В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют  заложить в каждом ученике механизмы самореализации,саморазвития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, правильное написание сочетаний жи--- ши. Индивидуальные задания предполагают дифференцированный подход, что соответствует ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravopisanie_zhi-shi.docx29.16 КБ

    Предварительный просмотр:

        Урок по русскому языку в 1 классе  на тему:     «Правописание  гласных после шипящих в  сочетаниях ЖИ-ШИ»

    Цель: 

    -создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши;

    -научить писать слова с сочетаниями жи – ши;

    -вырабатывать навыки грамотного письма;

    -продолжить формирование умений оформлять предложения на письме; анализировать их и составлять схему.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

      - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

     - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

     - выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

     - находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).

    Познавательные УУД:

     - осуществлять поиск необходимой информации;

     - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

     - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

     - проводить сравнение изученных фактов языка;

     - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

    Личностные УУД:

     - проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес   к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

    Коммуникативные УУД:

      - принимать участие в игровой групповой работе;

     - допускать существование различных точек зрения;

     - договариваться, приходить к общему решению;

     - доказывать своё мнение.

    Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели, шаблоны для составления схем предложений, картинки-отгадки, конверт со слогами,  презентация, УМК  «Начальная школа 21 века».

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Громко прозвенел звонок −

    Начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем!

    Ребята! На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.

    II.Сообщение темы урока. 

    Прочитайте слова  на доске:

    Лыжи, мыши и ужи
    Шины, ёжики, чижи

    – Что вы заметили? (В каждом слове есть сочетание ЖИ или ШИ).
    – Вы произносите [жы] или [ж’и]?, [шы] или [ш’и] ?

    – Как вы думаете, правильно они произносят?
    – Попробуйте и вы произнести эти шесть слов так, чтобы слышались звуки [ж’и] и [ш’и]
    – Получилось?
    – Перед нами проблема. Сформулируйте какая? 
    (Почему же мы произносим [жы], а пишем жи; произносим [шы], а пишем ши?)
    – Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем проблема? 
    (Проблема в том, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не пишется буква Ы, а пишется буква И)..

    - Кто сможет назвать тему  нашего  урока?

     (Правописание ЖИ-ШИ). Слайд №1

    - Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем,   что  есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.  Научимся  писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

    – Дайте характеристику звукам [ж], [ш] (  согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн).  Слайд №2

     - Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

    - А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

    - Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.

                   Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»

              Давным  – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

               А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

    III. Чистописание. Слайд№ 3

    - Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются?(Верхнее соединение)

    - Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

    Физкультминутка

    Подготовка руки к письму.

    Мы писали, мы писали.

    Наши пальчики устали.

    Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.

    –  Ребята, выполните письмо по образцу в тетради.

    Пишем по 5 сочетаний каждого вида

    Самопроверка.

    Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

    - Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

    -  Ребята, а теперь  отгадайте загадки  .

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной – длинной шеей.

    И питается он листьями –

    Листьями деревьев. (Жираф) Слайд №4

     -Как называется дикая роза? (шиповник) Слайд №5

    - Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками? (мыши) Слайд №6

     Покружилась в воздухе

    Звездочка немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке. (Снежинка.)   Слайд №7

    Маленькие домики по улице бегут,

    Мальчиков и девочек домики везут. (Машина) Слайд №8

    Они на ласточек похожи,

    А в небе очень даже схожи.

    Я правду говорю, скажи!

    Есть – ласточки, а есть – (Стрижи) Слайд №9

    - Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

    IV.Работа со словами. (Работа в парах)

    – «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика.

     (Одна пара работает у доски, остальные на местах).

    лу

    чи

    жи

    лы

    жи

    ши

    ло

    мы

    ши

    Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.

    – Подчеркните сочетания жи–ши.

    V. Работа с предложением.  Слайд №10

    - Составьте предложение из слов. (Устно.)

    - Вставьте пропущенные буквы.

    - Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.

    - Подчеркните односложные слова.

    У Маш.. ж..л  рыж..й кот.

    – Составьте схему предложения.

    http://doc4web.ru/uploads/files/12/11749/hello_html_m51fde2d2.png

    VI. Итог урока. 

     -   Назовите тему нашего урока.

     -  Чему научились на уроке?

    -  Что нового узнали на уроке?

     Рефлексия. Слайд №11

    -Оцените свои достижения (показывают смайлики).

    - Ребята, вы можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с сочетаниями  ЖИ-ШИ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку в 1 классе Тема: Звуки \ж\, \з\, \з\, буквы Жж,Зз.

    Урок по русскому языку в 1 классе Тема: Звуки \ж\, \з\, \з\, буквы Жж,Зз.Цель: создать условия для продолжения знакомства с данными буквами; показать роль фонемы в образовании слов; упражняться в...

    Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.

    Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...

    Урок русского языка в 1 классе. Тема: Описание внешности животных. Правописание жи-ши.

    Цель урока: Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о правописание жи-ши, формирования умения описания внешности животных; развивать любознательность, умение анализировать, обо...

    Урок по русскому языку в 1 классе по теме: « Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Конспект урока по русскому языку  в 1 классе по теме: « Упражнения в написании слов с сочетаниями     жи-ши, ча-ща, чу-щу» Для учителей работающих по программе "Школа 21 века"....

    Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

    В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...