Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Косарева Ирина Викторовна

 В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют  заложить в каждом ученике механизмы самореализации,саморазвития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, правильное написание сочетаний жи--- ши. Индивидуальные задания предполагают дифференцированный подход, что соответствует ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_zhi-shi.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 1 классе  на тему:     «Правописание  гласных после шипящих в  сочетаниях ЖИ-ШИ»

Цель: 

-создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши;

-научить писать слова с сочетаниями жи – ши;

-вырабатывать навыки грамотного письма;

-продолжить формирование умений оформлять предложения на письме; анализировать их и составлять схему.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

 - находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).

Познавательные УУД:

 - осуществлять поиск необходимой информации;

 - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

 - проводить сравнение изученных фактов языка;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Личностные УУД:

 - проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес   к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Коммуникативные УУД:

  - принимать участие в игровой групповой работе;

 - допускать существование различных точек зрения;

 - договариваться, приходить к общему решению;

 - доказывать своё мнение.

Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели, шаблоны для составления схем предложений, картинки-отгадки, конверт со слогами,  презентация, УМК  «Начальная школа 21 века».

Ход урока

I.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок −

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Ребята! На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.

II.Сообщение темы урока. 

Прочитайте слова  на доске:

Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи

– Что вы заметили? (В каждом слове есть сочетание ЖИ или ШИ).
– Вы произносите [жы] или [ж’и]?, [шы] или [ш’и] ?

– Как вы думаете, правильно они произносят?
– Попробуйте и вы произнести эти шесть слов так, чтобы слышались звуки [ж’и] и [ш’и]
– Получилось?
– Перед нами проблема. Сформулируйте какая? 
(Почему же мы произносим [жы], а пишем жи; произносим [шы], а пишем ши?)
– Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем проблема? 
(Проблема в том, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не пишется буква Ы, а пишется буква И)..

- Кто сможет назвать тему  нашего  урока?

 (Правописание ЖИ-ШИ). Слайд №1

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем,   что  есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.  Научимся  писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

– Дайте характеристику звукам [ж], [ш] (  согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн).  Слайд №2

 - Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.

               Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»

          Давным  – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

           А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

III. Чистописание. Слайд№ 3

- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются?(Верхнее соединение)

- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

Физкультминутка

Подготовка руки к письму.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.

–  Ребята, выполните письмо по образцу в тетради.

Пишем по 5 сочетаний каждого вида

Самопроверка.

Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

- Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

-  Ребята, а теперь  отгадайте загадки  .

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (Жираф) Слайд №4

 -Как называется дикая роза? (шиповник) Слайд №5

- Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками? (мыши) Слайд №6

 Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)   Слайд №7

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Машина) Слайд №8

Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть – (Стрижи) Слайд №9

- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

IV.Работа со словами. (Работа в парах)

– «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика.

 (Одна пара работает у доски, остальные на местах).

лу

чи

жи

лы

жи

ши

ло

мы

ши

Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.

– Подчеркните сочетания жи–ши.

V. Работа с предложением.  Слайд №10

- Составьте предложение из слов. (Устно.)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.

- Подчеркните односложные слова.

У Маш.. ж..л  рыж..й кот.

– Составьте схему предложения.

http://doc4web.ru/uploads/files/12/11749/hello_html_m51fde2d2.png

VI. Итог урока. 

 -   Назовите тему нашего урока.

 -  Чему научились на уроке?

-  Что нового узнали на уроке?

 Рефлексия. Слайд №11

-Оцените свои достижения (показывают смайлики).

- Ребята, вы можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с сочетаниями  ЖИ-ШИ.