Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в географических названиях". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ляшко Елена Михайловна

В.П. Канакина  УМК «Школа России».2 класс Урок ОНЗ в технологии системно-деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:

Ляшко Е.М. учитель начальных классов МКОУ « Каменская НОШ-д/сад»

Класс:

2

Предмет:

Русский язык.

Автор:

В.П. Канакина  УМК «Школа России».

Тема урока:

Заглавная буква в географических названиях.

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цель:

 Создать  условия для формирования у учащихся умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Формы организации учебной деятельности:

парные, индивидуальные, фронтальные, групповые

Методы обучения: 

словесный, частично - поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.

Планируемые

результаты:

Личностные :

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;    - осознают свою принадлежность к русскому народу и стране, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

- применяют правила правописания географических названий;

Предметные:

- научатся распознавать собственные имена существительные в каждую группу, самостоятельно подбирать пример на каждую группу;

- правильно писать заглавную  букву в собственных  именах  существительных, обозначающих  географические названия;

- видеть орфограммы;

Метапредметные:

Регулятивные:  определяют и сохраняют тему и уч. задачу; находить разные способы решения учебной задачи; оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные: анализируют, синтезируют,  группируют, делают  выводы; читают  карту России;  умеют  высказывать и обосновывать свою точку зрения, отличают новое знание от уже известного;

Коммуникативные: согласовывают действия, работая в паре и группе, строят понятные для партнёра высказывания

Оборудование:

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012.

 ПК  учителя, мультимедийный проектор, маршрутный лист, сундучок, листы самооценивания, карточки со словами, 2 географ. атласа

               Деятельность учителя

                                        Деятельность учащихся

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив

ные УУД

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие гостей урока чистоговоркой:
Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы-вы-вы –будем все мы вежливы
Ас-ус-ос – я не буду вешать нос.

2.Работа с листом достижений.

- Заглянем в листы самооценки и  сделайте прогноз  результата своей деятельности на уроке цветом.                                                            -Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)               - Запишите в тетради число, кл. работа.

3. Работа над девизом урока

- Часто на уроках нашим главным помощником становится компьютер, но сегодня почему-то программа не включается. Написано: «Введите код» (слай2). Какой код? Что нужно делать?

- А-а-а, вот в чем дело, чтобы разгадать код, нужно выполнить какие-то задания.

-Посмотрите, пожалуйста, по сторонам, соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока                                                       .  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)                                                 Повторение - мать ученья.                                                                                          -Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья

Принимают установленные правила в планировании и оценивании

Прогнозируют свои результаты

.

Выполняют учебное задание в соответствии с целью.

 Придумывают концовку чистоговорки в рифму.

Высказывают свои предположения.

Анализируют, синтезируют

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения

Формулируют ответ на вопрос.

Этап 2: Актуализация  опорных знаний . Самоопределение к деятельности . Постановка учебной задачи урока.

1. Письмо по памяти                                                                                              - Какие орфограммы здесь встретились?

2.Словарная работа.

- Можно ли запись на 2 строке назвать предложением? Почему?          - Чтобы дописать предложение познакомиться с написанием  нового словарного слова.        (Слайд №3)                                                                          

 - Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?                 Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют  россиянами. 

Определите “опасное” место.

- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.  

-Соберите информацию об этом слове(это существительное, неодушевлённое, собственное)

Допишите предложение

 3. Самоопределение к деятельности                                                

-Для чего нужна заглавная буква?                                                              

- Какие слова  относятся к  собственным? Приведите пример.

Работа со схемой «Имена собственные»

4. Фиксация затруднения в громкой речи.

Работа с маршрутом.

5. Формулирование цели урока

.

Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя

Принимают установленные правила в планировании и оценивании

Находят и называют орфограммы

Строят речевое высказывание в устной форме

-Россия: в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС

Отвечают на вопросы.

Приводят  свои примеры.

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Демонстрируют сформированные знания, группируют слова

Определяют проблему и находят пути её решения

Осознают и определяют эмоции других людей

Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Определение темы урока. тОткрытие нового.

1. Определение темы урока через проблемный вопрос  

  - Перед вами карта России. (Слайд 4)  Что же изображено на ней?.(Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа).                                                                                    -Как же одним словом всё это назвать?

-Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?                                                                2. “Открытие” новых знаний                                                                                               На  карте России более миллиона названий.                                                                                          Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам?                                                                                                                                        – Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные?

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? 

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? (Слайд 5)

 Реки, моря и озера,                                                                                      Страны, города,                                                                                      Все с заглавной буквы                                                                                Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия?

  1. Географические названия – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.
  2. Правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю.

Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Планируют, составляют алгоритм

(Слайд 6)

Отвечают на вопросы:

- Названия городов,   рек, гор, озёр, морей.

Работают с картой

Перерабатывают и преобразовывают информацию

-Чтобы отличать их друг от друга

-Собственные

-Имена собственные пишутся с заглавной буквы

Заучивают правило в стих форме.

Выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь

5 этап.  Первичное закрепление во внешней речи.  

1. Упражнение в правописании заглавной буквы в геогр.назван.                                                                                                                - Мы попали на сайт объявлений. Из всех выделяется объявление, написанное красным цветом. Давайте его прочитаем.
«Ищем учеников 2 класса, которые помогут прочитать карту и отыскать клад. Жители деревни Простоквашино».
- Какое интересное объявление. Как будто для нас написали. Откликнемся на это объявление? Ведь искать клад так интересно!

- А вот и карта!  (Слайд №7)        Посмотрите, на карте флажком отмечена деревня Простоквашино,  а крестиком - место, где спрятан клад. Давайте подумаем, на чем лучше добраться до места, где зарыт клад?

- Предлагаю записать весь маршрут в тетрадь. Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино,  что мы встречаем дальше на пути.

2. Физминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока.

Учитель называет слова: 
Жучка, кошка, Андрей, Путин, улица, Победы,  село, Аня, площадь, Сергеевна,  Дон, город, Африка, щенок,

Осуществляют взаимопроверку               по эталону

(Слайд 8)

Выполняют движение по образцу

Читают объявление

Обдумывают маршрут и определяют самый эффективный

Пишут с комментированием.

.

-собственные сущ. -
руки вверх, потянулись; 

- нарицательные сущ. -
наклон вперед;

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

1.Самостоятельная работа по карточкам.                                                     -Вставить пропущенные буквы.

Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

2. Работа в группе.

- Молодцы, чувствую, что вы хорошо усвоили эту тему.
- Наш теплоход причалил к тому месту, где находится клад. Нам, я думаю, удастся найти клад, потому что мы дружные и помогаем друг другу в трудную минуту. А чтобы в этом убедиться, я предлагаю следующее задание: на столе у вас лежат карточки со словами, из которых надо составить словосочетания. Но вы должны посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.

Красная,  площадь, красная,  роза, улица, Лесная,  лесная, зона Чёрное море, чёрное небо, Уральские горы, уральские ветры.

Работают по алгоритму, сверяют свои действия с учебной задачей, корректируют свою деятельность.

Различают собственные и нарицательные имена существительные, применяют правила правописания, строят рассуждения в устной форме

Соотносят  имена собственные с названиями объектов

Работают в группе.

Развивают умение слушать и понимать речь других

Ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

7 этап. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

- Вы очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки. (Учитель достает сундучок.)
- Как вы думаете, что может быть в этом сундучке?

- Так интересно узнать, что же в нашем сундучке.
- Поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке была книга, а не  драгоценности, деньги?

Жители Простоквашино благодарят нас за помощь и хотят, чтобы мы оставили им адрес нашей школы.

Самооценка. -Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.    

Соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Оценивают свои достижения.

Самооценка

   (Слайд  9)

- Деньги, конфеты, драгоценности и т.д

Записывают адрес своей школы.

8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.   Наш урок  подходит к концу .

- Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?                    -  - Достигли вы её?                                                                                                - Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме: (Слайд 10)

Сегодня на уроке:

Я узнал…                                                                                                                 Я научился…                                                                                                        Было трудно…                                                                                                      Было интересно…                                                                                                            Могу похвалить себя за…                                                                                          Ставлю себе оценку…

3.Вручение значков, в первую очередь тем, кто был  активнее других

 IX. Домашнее задание (творческое)   (Слайд11)
Задание по выбору: 1)Стр.          упр
2) .Придумать сказку о большой букве

Оценивают  степень успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания.

Самооценка

Выбирают домашнее задание  для успешного усвоения изученного материала

Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью

Осуществляют рефлексию


Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Дети сами открыли  знания о правописании заглавной буквы в географических названиях. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.

      Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете.

     Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок  был по-своему успешен.

Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала .

    Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т. к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций  (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

   Учащиеся оценили не только  впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


   реки 

   моря

   озера

 страны

  города 

 океаны

   горы


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

                        Карточка

Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.


     

    Ф   И   О

КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

Названия книг, газет, журналов.

Красная         площадь        красная  

 роза                улица                Лесная  

 лесная             зона               Чёрное  

 море                 чёрное              небо

Уральские        горы         уральские

ветры

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

     Мой друг переехал в город (о, О)рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

     Мой друг переехал в город (о, О)рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

Мой друг переехал в город (о, О) рёл.

Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

    Мой друг переехал в город (о, О) рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Технологическая карта урока«Как узнать буквы корня в названиях действий»

Цель урока: знакомство учащихся с конкретными способами подбора проверочных слов для названий действий; Задачи: - учить подбирать проверочные слова; - развивать умения решать орфографические...

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п"  Батищева Н.С...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о разнице  звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слогЗадачи урокаДидактические:У...