Какие слова пишутся с заглавной буквы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Планида Оксана Викторовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

урок русского языка

во 2 классе

по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

учитель начальных классов

Планида Оксана Викторовна,

высшая квалификационная категория

г.о. Чехов

08 ноября 2018 г.

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Тип урока: получение новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Какие слова пишутся с заглавной буквы? Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания  различия имён собственных и нарицательных,  умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умение ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Основные понятия:

- имя существительное;

- имя собственное и имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение.

предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,  уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), в парах (П), индивидуальная (И)


Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

I этап. Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной

эмоциональной обстановки

I этап. Организационный

1.Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Повернитесь к ним, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки и хорошее настроение, пожелайте доброго дня.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги,  наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

- Каким бы вы хотели, чтобы получился сегодняшний урок?

- В конце урока мы вернемся к этому вопросу.

Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя

Настроить детей на работу.

II этап. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания

II этап. Актуализация знаний

1.Введение в учебную деятельность.

Загадка

 - Ребята, к нам на урок сегодня пришел еще один гость. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку.

  1. У кого чудная шляпа?
    Кто бездельник и растяпа?
    Кто лгунишка и зазнайка?
    Знают все, малыш …
    (Незнайка)
    Слайд№2

- Что-то он какой-то грустный.  У него письмо. Прочитаем.

«Мой шарик поймал воздушный шарик и улетел. Помогите».Слайд №3

- Вы что-нибудь понимаете?

- Все ли верно написал Незнайка?

-Почему нам трудно понять, о чем идет речь?

- Какую ошибку он допустил?

(Кличку щенка -  слово Шарик -  Незнайка написал со строчной буквы, а надо с заглавной) Слайд№4

- Теперь я догадалась. Незнайка потерял своего друга- щенка Шарика и просит нас помочь его найти. Поможем?

-Чтобы Незнайка больше не допускал подобных ошибок, с каким правилом русского языка нам необходимо его познакомить? (Какие слова пишутся с заглавной буквы?)

Слайд№5

2.Определение темы урока.

- Незнайка, ребята тебе сегодня расскажут, какие слова пишутся с заглавной буквы. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

-Чтобы вернуть маленького щенка Шарика его хозяину Незнайке, нам предстоит преодолеть много трудностей. Не испугаетесь?

- Тогда в путь!

3.Чистописание.

 Первое испытание «Красивописание».

- Подготовимся к этому испытанию.

Гимнастика для развития мелкой моторики.

- Прочитайте слова.

Москва, столица, Россия

-Что в них общего?

(Это словарные слова, это имена существительные, в каждом из них ударение падает на второй слог, они женского рода)

- Какое слово может быть «лишним»?

(Москва – 2 слога, а в остальных словах 3 слога, столица – слово написано со строчной буквы).

- Буква, которую мы будем писать, находится в слове, лексическое значение которого – название страны. В этом слове эта буква обозначает два звука. Назовите слово и букву.

(Слово Россия, буква я) Слайд№6

- Еще одну букву угадайте, собрав элементы буквы в единое целое. Слайд№7

-Определите закономерность в записи элементов цепочки.

-Как меняется соединение букв?

- Запишите до конца строки. Подчеркните одно звено цепочки, написанное наиболее верно.

ян ня ян ня

-Мы благополучно справились с первым испытанием. Двигаемся дальше. Мне кажется, наш Незнайка немного повеселел.(Слайд№8)

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы. Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

III этап. Самоопределение деятельности.

- Второе испытание: «Объясняй-ка» (Слайд №9)

-У Незнайки возник вопрос: «Почему слова Москва и Россия написаны с заглавной  буквы, а слово страна – со строчной?»

(Слайд №10)

Сегодня на уроке мы объясним Незнайке … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.

Научим Незнайку… их различать.

Попробуем … свои знания применить на практике.

Коммуникативные УУД: 

формулировать понятные высказывания, используя термины

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Включить учащихся

в обсуждение проблемной ситуации.

IV этап.  Открытие новых знаний.

Цель: научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

IV этап.  Открытие новых знаний.

1.Словарная работа.  

-Найдите слова, которые спрятались в слове столица.

(сто, лица, стол)

- Объясните лексическое значение этого слова

Словарь Ожигова:

«Столица – главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений».

.Этимологический словарь.

«Слово произошло от древнерусского «стол». Этот термин полторы тысячи лет назад обозначал не только плоскость, за которой едят или читают, но и место, откуда правят».

- Есть ли столица в других странах мира?

-Столица есть в каждой стране. Каждая столица имеет свое конкретное название.

Слова, которые не называют один какой-то конкретный предмет, а обозначают сразу много, называются нарицательными именами существительными и пишутся со строчной буквы.

Слова, которые имеют свои собственные, только им принадлежащие имена, называют собственными именами существительными. Они пишутся с заглавной буквы.

- Распределите на группы данные слова.

Имя собственное

Имя нарицательное

Москва

столица

Россия

-Назовите нарицательное имя существительное, подходящее по смыслу к слову Россия.

(Слайд 11)

Запишите: Москва – столица.

                   Россия – страна.

- Москва, Россия – это имена собственные, географические понятия.

Какие еще имена собственные – географические понятия вы знаете?

2.Игра «Назови имя собственное»

Игра «Назови имя собственное, относящееся к географическому понятию»

- Я называю нарицательное имя существительное, а вы – имя собственное.

(Страна, город, река, озеро, улица, планета, звезда )

Вывод: названия стран, городов, рек, озер, улиц и т.д. пишутся с заглавной буквы. (Слайд 12)

2.Физминутка.

-В поисках щенка Шарика Незнайка встретил очень странных человечков. Кто это?

Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Пиксики.)

(Слайд 13)

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Коммуникативные УУД: 

формулировать понятные высказывания, используя термины

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Включить учащихся

в решение проблемных ситуаций.

V этап. Применение новых знаний.

Диагностика  качества освоения темы.

Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

V этап. Применение новых знаний.

(Слайд 14)

Третье испытание: «Помогай-ка»

1.Работа в парах. Упражнение «Раздели на группы».

В поисках своего друга Незнайка повстречал разных людей и животных. Только он совсем запутался в их именах. Помогите ему разобраться. Перед вами лежит конверт. Распределите слова в две группы. 1 вариант – кладет перед собой слова – имена нарицательные, второй вариант – слова – имена собственные.

Соедините эти слова в пары по смыслу. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №15)

корова Бурёнка

петух Крикун

мальчик Вася Иванов

учитель  Пётр Семёнович

-Расскажите Незнайке, какие еще слова надо писать с заглавной буквы?

Вывод: имена, отчества, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Четвертое испытание: «Исправляй-ка»

2. Индивидуальная работа по карточкам. Упражнение «Исправь ошибки».

- Незнайка решил применить полученные знания об именах собственных и именах нарицательных на практике. Он записал несколько предложений. Проверьте, все ли верно написано.

(Слайд № 16)

(Улетел орёл за город орёл.

Вася рыбаков был у рыбаков.)

3.Физкультминутка для глаз. (Слайд 17)

1.Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

2.Круговые вращения глазами.

4.Упражнение «Однофамильцы и тёзки»

-  К доске пойдет Даня (или Соня)

-Можете ли выполнить мою просьбу? (нет, не знаем фамилии)

- Как называют людей с одинаковыми именами? (Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками).

- А в нашем классе есть тёзки? Встаньте.

- Как же можно различить тезок? (По фамилиям)

-К доске пойдет Шевченко. Можно выполнить эту просьбу?

Нет. В классе два ученика с фамилией Шевченко.

- Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? (однофамильцы)

- Можно ли назвать однофамильцами Полину и Валю Каплуновых?  (Нет, они сестры)

Как пишутся имена и фамилии людей? (С заглавной буквы)

5.Упражнение «Назови имя».

- Я подготовила транскрипцию имен детей нашего класса. Встанет то ребенок, транскрипцию имени которого я показываю.

' а н а]  [л' э р а]  [и л' й' а]  [к с' у ш а]  [к а т' а]

-Запишите эти имена.

- Взаимопроверка. (Слайд №18)

6.Упражнеие «Полное и неполное имя»

- Какими именами, полными или сокращёнными, называют взрослых людей? А детей? Поэтому сокращённые имена ещё называют уменьшительными. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу неполные. Назовите свои полные имена:

Даня – это … (Даниил)

Лера – это … (Валерия)

Ксюша – это… (Ксения)

Неля -

Имя – это первый подарок, который сделали вам родители при рождении.

7.Упражнение «Сказочные герои в детстве»

-Как звали в детстве Ивана Царевича, Марью Красу, Елену Прекрасную.

8.Работа в группах. (Слайд 19)

- Не получается у нас найти маленького щенка Шарика. Придется разделиться на группы и поискать одновременно в разных местах.

1 группа. Путешественники

- Вы совершите кругосветное путешествие по океанам нашей Земли. Найдите на глобусе и запишите название океанов.

Сделайте вывод.

2 группа.  В планетарии.

-Вы отправитесь в космическое путешествие. Работа по учебнику. (стр.86, упр.131).

Найдите в упражнении  название планет Солнечной системы и запишите их.

 Сделайте вывод.

3 группа. Письмо малышам.

Допишите письмо Малышам из Цветочного города, чтобы они не волновались. Вставьте пропущенные буквы и закончите предложения.

       Здравствуйте, дорогие жители  …веточного города! Ваш друг …езнайка сейчас находится в гостях у ребят 2 г класса. Мы живём в красивом городе ________________. Наша школа находится на улице ___________________. В нашем классе учатся ____________________________________________. Мы обязательно поможем …езнайке.  Ждём вас в гости! До свидания.

Сделайте вывод.

4 группа. В библиотеке.

Разложите книги в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора, и напомните, как пишутся фамилии авторов.

5 группа. В театре.

По именам героев и волшебным предметам определите название спектакля.

Злая мачеха, падчерица, фея, хрустальная туфелька, принц.

Кот, людоед, сапоги, принцесса, сын мельника.

Царевна, зеркальце, злая мачеха, яблочко, богатыри.

Сделайте вывод.

6 группа. В зоопарке.

Каждому животному придумайте и запишите кличку. Сделайте вывод.

попугай …

медведь …

тигр …

слон …

щенок Шарик

Сделайте вывод.

- Так вот где оказался щенок Щарик. В зоопарке! Вернём его Незнайке. Слайд №20.

Отчеты групп.

Вывод. Слайд №21.

Географические названия, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия газет, журналов, книг, спектаклей  пишутся с заглавной буквы.

Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Организовать работу в парах, группах; индивидуальную работу. работу.

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель: научить осознавать свои достижения

Итог урока.

1.Упражнение «Закончи предложение»

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это имена собственные.

Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это имена (нарицательные).

Собственные имена существительные пишутся с _____ буквы.

-Незнайка встретился со своим другом – щенком Шариком.

-Молодцы ребята!

- Какие цели мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам их достичь?

- Расскажите Незнайке, где в жизни мы можем использовать знания об именах собственных и нарицательных.

(подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы).

-Каким получился наш урок?

2. Слайд №22.

Упражнение «Три воздушных шарика».

– Перед вами три воздушных шарика: красный, зеленый и синий.

Если на уроке было интересно и все получилось, подарите Незнайке красный шарик.

Если ты считаешь, что на уроке было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения, подари зеленый шарик.

Если тебе было очень трудно, ничего не получалось – подари синий шарик.

- Незнайка вам говорит, СПАСИБО! (Слайд №23).

Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Учить детей анализировать свои успехи и неудачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

Урок русского языка во 2 классе разработан в соответствии с содержанием УМК «Школа России» с использованием учебника В.П. Канакиной.  Организация учебной деятельности обучающихся на уроке ...

Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.

На этом уроке используются современные технологии проверки знаний  с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....