Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Коровкина Светлана Николаевна

Урок русского языка по теме: "Правописание жи-, ши-."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Правописание жи-, ши-."197.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

1 класс

Тема:  «Правописание ЖИ – ШИ»

C:\Users\User\Desktop\898\IMG-20190219-WA0025.jpg

Учитель: Коровкина С.Н.

2019г.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи-, ши-.

Метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

 познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы:  карточки-модели (у каждого ребенка), шаблоны для составления схем предложений (у каждого ребенка), картинки-отгадки, конверт со слогами.

Ход урока

 I. Организационный момент.

 - Улыбнитесь друг другу.

 - Руки? – На месте!

 - Ноги? – На месте!

 - Локти? – У края.

 - Спинка? – Прямая.

II. Сообщение темы урока.

 - Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране Грамотейке. Во время всего путешествия мы будем повторять одно из самых важных правил русского языка, научимся правильно использовать это правило при написании слов, а так же выделять слова на изученное правило и составлять с ними предложения. А какое это правило, мы скоро узнаем.

 Итак, ребята начнем наше путешествие. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

III. Актуализация знаний.

- Первая наша станция страны Граматейки «Повторяйкино»

 Давайте повторим с Вами, чему мы учимся на уроках русского языка:

         Что такое речь?

         На какие группы делится наша речь?

         Устную речь мы? (Говорим и слышим)

         Письменную речь мы?( Пишем и читаем)

         Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

         Из чего состоит предложение?(Из слов)

         Из чего состоят слова? (Из букв и звуков)

         На какие группы делятся буквы русского языка? ( На гласные и согласные)

         Что мы можем рассказать о гласных ? (они образуют слог, бывают ударные и безударные, произносятся с помощью голоса, могут смягчать согласный или делать его твердым)

         Что можно рассказать о согласных? ( не образуют слог, не могут стоять под ударением, могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими)

Отгадайте загадки:

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина)

Мчат курносые Подружки

Не отстанут друг от дружки.

Вверх «Ёлочкой» и «Лесенкой»,

А вниз-звенящей песенкой… (Лыжи)
– Прочитайте слова на доске.

Лыжи, машина.

– Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.

– Дайте характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)

- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

IV. Чистописание.

- Наш поезд отправляется дальше и следующая станция «Чистописания»

Подготовим наши пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика.

- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)

- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

- Прописываем слоги ЖИ и ШИ в тетрадях.

Самопроверка.

Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

-Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

V. Работа по теме урока.

1. Следующая станция «Сказкино»

Эти согласные Ж –Ш не такие, как все, они  требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. Послушайте сказку.

Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»

Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

Жили-были, не тужили
Буквы «Ж» и «Ш» в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.

Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква «И» стоит в слезах.

Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?

«Проходи!», – сказали «И»,
А за ней вприпрыжку «Ы»:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»

Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Мы, ребята, пишем с И !»

2. - На станции «Загадкино» в стране Граматейке,  живет бабушка Загадушка. Она нам предлагает разгадать загадки и записать отгадки в два столбика.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (Жираф)

Среди льдин рыбёшку ищут.
А пловцы– каких не сыщешь!
До чего же хороши

Эти сильные...(Моржи)

Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век.(ужи)

Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки, 
Боятся кошки.(мыши)

Вместо шубы лишь иголки,

Не страшны ему и волки

Колкий шар, не видно ножек,

Ну конечно это (ёжик.)

– Подчеркните сочетания жи–ши.

- Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

- Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:

ЖИ и ШИ такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

Только с И всегда пиши!

(Хором проговаривают)

Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?

-Молодцы, ребята! Бабушка Загадушка очень довольна вашей работой. Вы отлично справились с заданием.

3. Физминутка  Музыкальная 

Садимся в поезд и отправляемся дальше. Следующая станция»Зарядкино 

4. - А мы отправляемся дальше. И следующая станция «Выбирайкино» 

4.1. Работа по вариантам.

- Сейчас наш класс разделится на две команды, 1 вариант будет писать под диктовку слова с сочетанием ЖИ, 2 вариант будет писать слова с сочетанием ШИ:

Мыши, машина, тишина,

Лыжи, снежинка, ножи.

- А теперь вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность выполненного задания. 

4.2. Работа в парах.

- Вот мы немного отдохнули и отправляемся дальше, следующая станция «Исправляйкино» 

 - Ребята, перед Вами на парте лежит текст. В некоторых словах допущены ошибки. Ваша задача внимательно прочитать этот текст, найти и исправить все ошибки. 

Пчела жужжыт.

Змея шыпит.

А лежебока рыжый кот 
Отлежал себе жывот.

 Самопроверка. Выявление пар, не допустивших ошибок. На какое правило были допущены ошибки? 

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

5. Работа с предложением.

- Посмотрите внимательно на карточку №2. Я забыла какую букву нужно написать вместо точек. Помогите мне пожалуйста.

У Маш.. ж..л рыж..й кот.

– Составьте схему предложения.

VI. Итог урока.

Молодцы, ребята. Наше путешествие подходит к концу. 

- Назовите тему нашего урока.

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...