План-конспект урока русского языка в 3 классе. Состав слова. Приставка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карнакова Олеся Васильевна
Целевые установки:
Предметные:
-создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов.
- формировать представления детей о приставках, как значимой части слова,
- определять оттенок значения, который приставки вносят в слово,
- учить конструировать слова из данных морфем.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 3 классе  «ж»

 УМК «Перспектива»

Учитель: Карнакова О.В.

Дата проведения: 13.12.2018г.

Тема: Состав слова. Приставка.

Целевые установки:

Предметные:

-создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов.

- формировать представления детей о приставках, как значимой части слова,

- определять оттенок значения, который приставки вносят в слово,

- учить конструировать слова из данных морфем.

Метапредметные:

-использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной  работы;

Личностные:

-применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

Регулятивные:

- учиться использовать установленные правила при разборе слов,

- уметь делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию о приставке как значимой части слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова,

- развивать память, мышление, речь.

Коммуникативные:

- воспитывать положительную мотивацию к русскому языку, чувство дружбы и взаимопомощи.

-умение работать в парах.

Методические приемы:

. рассказ учителя

.проблемные вопросы

.работа над новыми понятиями

.творческие задания

.практические упражнения

Оборудование: : учебник, презентация, рабочая тетрадь, карточки для обучающихся с заданиями, смайлики.

Ход урока:

  • Орг. момент.

Приветствие гостей.

-Представьте что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя: какой я умный, замечательный. У меня всё получится. И мысленно пожелайте всего наилучшего.

Садитесь пожалуйста. Начнём урок.

  • Минутка чистописания

-Назовите парную согласную буквы Ф

-Назовите букву, которая в алфавите стоит перед П.

-Букву, которая обозначает всегда твёрдый звонкий звук.

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Минутка чистописания. Продолжите писать буквы до конца строки по образцу.

III Актуализация знаний

(слайд1)

-Какое слово лишнее? Почему?

Корень окончание глагол приставка суффикс

-Как назовём эту группу?

-Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, леса из деревьев. Слова тоже сделаны из своего материала. Слово делится на части. Как дольки апельсина. И у каждой части есть своё название. Продолжим знакомиться с частями слова.

(слайд2)

(слайд3)

-Найдите и выпишите спрятанные слова.

Мороз морозец  морозный

-Прочитайте слова, которые вы нашли.

-Что можно сказать об этих словах?

-Выделите корень.

А что такое однокоренные слова, давайте вспомним.

-Вспоминай и быстро отвечай.

 1. Без чего не может существовать слово?

 2.Что такое корень?

 3. Как найти в слове корень?

 4. Часть слова без окончания это……

-Составьте предложения с однокоренными словами.

Предлагаю записать предложение. На доске будет писать (имя)... .

Вечером ударил сильный мороз.

-Подчеркните главные члены предложения, укажите часть речи.

-Какие знакомые орфограммы в слове мороз?

- Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?

-Найдите и запишите слово, в котором букв, больше чем звуков.

-Ребята, а как вы понимаете выражение «Мороз по коже», когда так говорят? (ощущается озноб от сильного волнения, переживания, даже страха).

-На доске записаны слова: мороз, север.

-Что их объединяет? (предположения детей: общее слово для них холод, а ещё это словарные слова, т.е. их нельзя проверить, а их написание нужно запомнить).

-Слово мороз нам уже знакомо, запишите слово «север» разделяя для переноса, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

IV Постановка целей и задач урока

(слайд4)

-Подберите  такое однокоренное слово, чтобы оно обозначало действие предмета, отвечало на вопрос «Что делать?» (морозить)

-Измените слово, добавьте часть перед корнем.

-Какое новое слово у вас получилось? (заморозить, приморозить)

-Как называется эта часть слова? (приставка)

-Как вы думаете, над какой частью слова будем вести наблюдение?

-Что вы уже знаете о приставках?

-Сравним наши предположения с выводом в учебнике на с. 103.

V Физминутка

-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначены части слов, выполним необычные упражнения.

-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочерёдно правой и левой рукой.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

-Молодцы! Продолжим наш урок.

VI Продолжение работы по теме урока

-Понаблюдаем, как образуются новые слова при помощи приставки.

-Выполним задание в рабочей тетради. Упр.145

-Прочитает задание (имя).

-Чтобы выполнить это задание, необходимо определить значение приставок.

За- (запеть) начало или завершение;

До- (доехать, дописать) направление до чего-то;

По- (почитать) действие в небольшой мере;

Про- (проскользнуть) мимо чего-то;

С- (спрыгнуть) сверху вниз;

При- (прибежать) до какой-то цели.

(Говорить-заговорить, договорить.

Кричать-закричать, прокричать.

Плыть-поплыть, приплыть.

Кипеть-закипеть, прокипеть.

Ехать-поехать, съехать.)

-Приставка не главная часть слова, но имеет своё …..или свой ….(закончите предложение).

-Откройте учебник на с.104 упр.177. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно (контролирую работу уч-ся).

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, а теперь внимание на доску. Проверяем по образцу (слайд 5)

VII Рефлексия

-Выполните задание на карточках. Вам нужно составить слова из частей, затем найти имя прилагательное и подчеркнуть его.

е, по, бережь(побережье)

а, ем, ласк, при (приласкаем)

дорож,  ый, при, н (придорожный)

уч, на, ит (научит)

-У вас на столах лежат смайлики. Дорисуем им носик. Если на уроке всё было понятно «!», если остались вопросы «?».

-Нарисуем рот – ваше настроение, на обратной стороне напишем пожелание другу.

VIII Итог урока

-С какой частью слова познакомились на уроке?

-Что такое приставка?

-Для чего она нужна?

-Ребята, спасибо за работу на уроке, особенно хочется отметить (имена)

Дом.  задание с. 104 упр.178

-Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛ ПРИСТАВКА СУФФИКС

Слайд 4

Р О Ч Т Ы П А У Ж М О Р О З Т М А Л Ы Х Л О П О Н У Я Ж Ф Ы Х У М О Р О З Е Ц У Е Х Б В И Т П А М Ж У Р Я З И Й М О Р О З Н Ы Й Ц У

Слайд 5

МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ

Слайд 6

МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ …..

Слайд 7

МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ МОРОЗИТЬ

Слайд 8

Проверьте работу по эталону Туристы поставили палатку. Принесли сухие ветки. Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила в котелке вода. Оцените работу. «+» – справился «?» - сомневался «-» – не справился



Предварительный просмотр:

Собери слова, подчеркни имя  прилагательное.

е, по, бережь___________________________

а, ем, ласк, при_________________________

дорож, ый, при, н_______________________

уч, на, ит_______________________________

       

Собери слова, подчеркни имя  прилагательное.

е, по, бережь___________________________

а, ем, ласк, при_________________________

дорож, ый, при, н_______________________

уч, на, ит_______________________________

Собери слова, подчеркни имя  прилагательное.

е, по, бережь___________________________

а, ем, ласк, при_________________________

дорож, ый, при, н_______________________

уч, на, ит_______________________________



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 3 классе учителя начальных классов

Тема урока: «Приставка. Правописание приставок»

Цель: Уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о её роли в нашей речи; развитие умений выделять в слове приставку, писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять приставки в речи; Воспитывать усидчивость, старательность, внимательность.

Задачи:

- познакомить учащихся с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;

- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;

- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;

- активизировать словарный запас учащихся;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учить высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выразительно читать и пересказывать текст.

Предметные результаты:

- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.

- развивать умение находить в слова приставки;

- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов.

Тип урока. Ознакомление с новым материалом.

Оборудование: ноутбук, учебник, карточки.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности:

индивидуальная и групповая, работа в парах, самостоятельная работа, самооценка и самоанализ, рефлексия, обобщение, работа по учебнику.

Принципы соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно - поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии и игровые.

На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок русского языка был проведён в 3 классе. В данном классе обучается 6 человек. При подготовке к уроку учитывала уровень обученности и обучаемости моих детей. Уровень подготовки детей средний. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Урок был построен в соответствии с программными требованиями. Свой урок я строила с использованием информационно-коммуникативных технологий. Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении русского языка – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"

открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Урок русского языка 4 класс «Состав слова»

Урок русского языка 4 класс «Состав слова»...

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"

Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....