Урок на тему: Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Неопределенная форма глагола.
Класс: 4
Учитель: Мазалова Елена Анатольевна
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Технология: на диалоговой основе с элементами ТРКМ
Цель: способствовать ознакомлению с неопределенной формой глагола.
Задачи:
- познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
- способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
- воспитывать чувства патриотизма; любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа с одаренными детьми.
Виды работы: работа по карточкам, самостоятельная работа, тестирование, работа с
текстом, игра
Умения и навыки: определять падеж имен существительных, разбор слова по
составу, работа с текстом, знание орфограмм, умение находить в
тексте глаголы н.ф., ставить глаголы в н.ф.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с
заданиями для детей
Ход урока:
- Организационный момент:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Давайте начнем урок, не будем зря время терять.
–Думаю, что все ребята будут активно участвовать в уроке, а гости за нас порадуются.
- Актуализация опорных знаний:
Сценка:
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?
- Какую часть речи продолжаем изучать?
-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?
- Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать? нет
- Глаголы обозначают действие предмета. да
- Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия. нет
- Глаголы наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам.да
- Глаголы бывают прош.,наст.,буд. времени . да
- Все глаголы изменяются по родам. Нет только прош.
- Некоторые глаголы изменяются по лицам. Да. наст. и буд.
- Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-. да
- Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло. нет
- Идти, светить – это глаголы н.в.нет
- Словарная работа:
Идти по дороге (Д. п.)
светить фонариком (Т. п)
прове сти экскурсию (В.п.)
ра ботать шофером (Т.п.)
пройти около вагона (Р.п.)
преодолеть расстояние (В.п.)
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)
IV. Вызов
- Обратите внимание на глаголы в словарной работе.
- Что можете сказать об этих глаголах? Отвечают на вопросы…
- А можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?
- Какова тема нашего урока?
– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола ?
Инфинитив
- Какое из этих названий вам непонятно? Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
– Что мы должны узнать о глаголах неопределённой формы?
– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – Узнать каковы признаки глаголов в неопеделенной форме, по ним научиться находить глаголы– инфинитивы в устной и письменной речи.)
V. Осмысление:
1. Инсерт
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
«V» – знаю;
«+» – для меня новое.
«?» - не понял(а), есть вопросы
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
Работа в парах:
– Найдите все грамматические признаки глаголов неопределённой формы и составьте краткий план рассказа об инфинитиве? ( Составление кластера)
Отвечают на вопросы-
Суффиксы-ть- ти-, могут закнчиваться на чь
Нет окончаний
Нет числа
Нет лица
Не имеют формы времени
– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.
Прочитайте правило в учебнике с.77
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – прыгаете.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
ФИЗМИНУТКА
(приседаем, если услышим глагол)
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, крокодил, вылепил, зажёг, флажок, дружок
- Первичное закрепление
Как найти инфинитив в тексте?
Пословица : Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
-. Объясните смысл пословицы.
- Найдите глаголы неопределённой формы и выделите суффиксы.
Можно ли преобразовать в инфинитив другие части речи?
Я вам предлагаю имена существительные, прилагательные, а вы должны сказать однокоренные глаголы в начальной форме.
На доске:
любовь, отношение, жизнь, ход, сбор, гордость, чистота, приезд, слава, дружба, радость, удивление, желтый, молодой, мудрый, счастливый.
– Что у вас получилось? (Любить, относиться, жить, ходить, собирать, гордиться, чистить, приезжать, славиться, дружить, радоваться, удивляться.)
Как глаголы наст, прош. буд. времени ед. или множ. Числа поставить в начальную форму?
Любите ли вы сладкое?
Сейчас каждый из вас получит рецепт необычного десерта « Апельсиновые корзиночки»
- Давайте ознакомимся с рецептом
Упражнение 1
Угощение.
Вымыть 2-3 апельсина. Разрезать пополам, удалить мякоть. Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки. Начинить их.
- Какие однокоренные глаголы встретились? (разрезать,вырезать)
Разрезать, удалить,вырезать,начинить.
Начинка.
Упражнение 2.
Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки. Смешать с сахарным песком ( по вкусу), взбитыми сливками или сметаной. Наполнить этой смесью половинки. Посыпать жареными измельчёнными орехами и тёртым шоколадом.
Нарезать,смешать,наполнить, посыпать
Дети работают по вариантам: упр. 2 - сильные учащиеся, упр.1 - слабые
Кто работает медленно «готовят» угощение, Кто все делает быстро «работают» с начинкой.
Дети работают по вариантам:
упр. 2 - сильные учащиеся, упр.1 - слабые
Выписать глаголы неопределённой формы и разобрать их по составу.
Самопроверка
- Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – ставит знак« +».
Кто допустил ошибку – «Х».
У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
Дома с родителями попробуйте приготовить такое угощение.
- Самостоятельная работа
с.77 упр.107
Как будете выполнять упражнение?
1 ученик выполняет упр. у доски
Взаимопроверка тетрадей.
– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания? Высказывания детей.
– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?
– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Сами оцените свои работы.
– Остальным нужно быть внимательными.
Рефлексия
Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке.
Ответы на вопросы:
1) Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?
2) Поднимите руки, кто не устал во время урока, а кто устал?
3) Кто доволен своей работой на уроке?
4) А кто недоволен? Чем именно?
5) У вас на парте есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку:
Анкета
1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке?
Да. Нет.
VI. Домашнее задание
Литература.
- А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс
- Поурочные разработки по учебнику А. В. Поляковой. 4 класс
- Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 4 класс
- Н. Волина. Занимательная грамматика.
Сценка
– Что вы больше всего любите?
Глагол – Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
Глагол – Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
Глагол – Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь…
Апельсиновые корзиночки
Упражнение 1.
Корзиночка
Вымыть 2-3 апельсина. Разрезать пополам, удалить мякоть. Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки. Начинить их.
-
Начинка.
Упражнение 2.
Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки. Смешать с сахарным песком ( по вкусу), взбитыми сливками или сметаной. Наполнить этой смесью половинки. Посыпать жареными измельчёнными орехами и тёртым шоколадом
Анкета
1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке?
Да. Нет.
Задание « Свободная минутка»
Ответь инфинитивом , выдели суффикс.
Создавать какое-нибудь сооружение___________________________.
– Относиться с уважением к кому-либо._______________________________
– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным______________________.
– Беречь, содержать в ценности. ______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"
Урок для усвоения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/04/picture-64921.jpg)
Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."
Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола. 2. Повторить знания о глаголе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-80591-1402917435.jpg)
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-778747-1462386437.png)
Технологическая карта урока. Тема: «Неопределенная форма глагола» Второй урок
конспект урока по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-170313-1357480686.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Неопределенная форма глагола" 3 класс
Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС. Урок содержт все этапы характерные для урока изучения нового материала.На уроке использованы новые образовательные технологии деятельностно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1303965-1634097999.jpg)
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...