"Слова, противоположные по смыслу (антонимы)"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс:1 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Технологическая карта урока
Тема | Слова, противоположные по значению (антонимы). |
Цель: Углубить представления учащихся о словах, противоположных по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употребление. | Задачи: Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы. Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся. Воспитывать внимательность, аккуратность, способствовать развитию национального самосознания, патриотических чувств Формировать УУД: Личностные:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Планируемый результат | Учащиеся научатся пользоваться словарем; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; анализировать, делать выводы, сравнивать |
Ресурсы: - основные дополнительные |
1)Русский язык. II часть, 2 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
|
Технология проведения | Деятель-ность учеников | Деятель-ность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности.
| Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
|
- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Поприветствуйте их. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе: Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места. | Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность | ||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: учить применять ранее полученные знания при решении учебной задачи; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний. 1) Работа по чистописанию - Открыли тетради, какие буквы мы будем писать? Кк Казань Кама красота -Почему слова Казань и Кама написаны с большой буквы? Что это за город-Казань? Скажите на татарском: Казань-столица Татарстана. Я недаром рядом со словами Казань и Кама написала слово красота. И города нашей республики, и ее природа необыкновенно красивы. Слайды 1-3. И мы с вами должны уметь видеть эту красоту и беречь ее. 2)Орфографическая работа. Слайд 4. Кувш_н, _зык, груст_, овч_рка, печ_ль, маш_на. -Вставьте пропущенные буквы. | Актуализируются знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: чувство сопричастности к своей Родине | |
III. Самоопределе- ние к деятельности Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока | Участие в беседе Вместе с учителем формулиру-ют тему и цели урока | Организация диалога | -Есть ли среди данных слов многозначные? -Какие слова называются многозначными? Приведите примеры. -Назовите слова, слова близкие по значению. Приведите примеры. Как по-другому называем близкие по значению слова? (Синонимы) -Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. Слайд 5 -Прочитаем слова, которые говорили слова-неприятели. Слайд 6. Солнце-тень, Близко-далеко, Низко-высоко - Что интересного вы заметили? (эти слова противоположные по значению) Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, противоположными по значению и научимся подбирать их к разным словам Слайд 7. | Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя | ||
IV.Совместное открытие нового знания Цель: создать условия для «открытия» учащимися новых знаний | Участие в беседе Выполнение предложенных заданий | Организация диалога | Организация открытия нового знания. 1)- А сейчас сравните картинки. Слайд 8-11. 2) Прочитайте пары слов, которые у нас получились: чистый – грязный, плачет – смеётся, маленький - большой, грустный – весёлый. - Слова с противоположным значением называются антонимами. Слайд 12. - Чему мы должны научиться на этом уроке? - Уметь подбирать антонимы к словам, применять в речи, и узнать какую роль играют в нашей речи. -Для этого напишем столбиком три слова и вместе находим антонимы: День – Грустный- Строить - Вывод: Слова, противоположные по значению, называются антонимами. Они отвечают на один и тот же вопрос, произносятся и пишутся по-разному. - Всегда ли просто подбирать антонимы? -Для этого имеется «Словарь антонимов русского языка» | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь находить противоположные по значению слова наблюдать за словами, имеющими противоположное значение ознакомление с термином «антоним» | Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: создать условия для закрепления нового материала с проговариванием во внешней речи | Объясняют смысл пословиц, находят антонимы, пишут слова парами, списывают пословицу | Организует и корректирует объяснение | Организация работы по учебнику - А сейчас поработаем по учебнику. Откройте учебники, найдите упражнение 62. Объясните смысл пословиц Земелька черная, а хлебец белый родит. У этой пары слов есть несколько значений. Это зависит от контекста. Например. Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла (задумал чёрное дело, настал чёрный день). Белый цвет означал доброту, чистоту, красоту. Девушки в сказках сравнивались с белыми лебёдушками. Добро помни, а зло забывай. Назовите антонимы - слова с противоположным значением. Спишите одну из пословиц. | Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимы, выполнение задания с проговариванием. | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме | |
VI.Самостоятельная работа с проверкой Цель: oрганизовать выполнение учащимися задания в парах | Самостоя-тельная работа учащихся, с самопровер-кой | Организация самостоятельной работы по карточкам | Организация парной работы по карточкам с последующей самопроверкой - У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию север далеко веселый молодой близко встал сел грустный холодно юг старый жарко Проверка: сверка с экраном. Слайд 13. Покажите результаты ! -сделали без ошибок + - допустили 1-2 ошибки ? -допустили больше 2 ошибок
| Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |
VII.Включение в систему знаний и повторениe Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, антонимах. | Слушают, пишут под диктовку, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы | Организация учебного диалога | 1) Запись под диктовку предложения: Ласточка день начинает, а соловей (заканчивает). 2) - Давайте поиграем! А поможет нам стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «наоборот». Учитель читает стихотворение, не договаривая некоторые слова. Дети должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … (близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты: … (нашёл). Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … (храбрец). Теперь начало я скажу. Ну, отвечай … (конец)! | Уметь подбирать антонимы к словам в тексте, уметь объяснять роль антонимов в речи | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: умение осуществлять сравнение по заданному критерию | |
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, самооценка | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
-Итак, напомните мне тему урока? - Какие слова называются антонимами? Какую роль играют антонимы в нашей речи? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою работу? Слайд 14. | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-140077-1377980217.jpg)
Слова, противоположные по значению (антонимы)
Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса по УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-288692-1378121591.jpg)
Презентация по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)»
Презентация к уроку русского языка по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-288692-1378121591.jpg)
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/30/picture-66519-1561893868.jpg)
3-4 кл. (2015 год) Анимированная сорбонка "Слова, противоположные по смыслу"
Тренажёр-игра анимированная сорбонка для фронтальной работы с классом в процессе изучения темы «Слова, противоположные по смыслу. Антонимы», а также для индивидуальной работы во внеурочное...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-976397-1513655408.jpg)
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297613-1607612777.jpg)
Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....