Технологическая карта изучения темы «Сложные слова» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема | «Сложные слова» |
Цели | - познакомить учащихся с понятием «сложное слово» и образованием сложных слов, с помощью соединительных гласных; - формировать ключевые компетенции обучающихся посредством создания развивающей образовательной среды, используя технологии активных методов обучения; - учить совместной выработке критериев оценки, самооценке своей работы с учетом выработанных критериев. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova.doc | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кабанова Любовь Николаевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №12
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Дата проведения: ноябрь 2014 -2015 учебный год
Технологическая карта изучения темы
«Сложные слова»
Тема | «Сложные слова» |
Цели | - познакомить учащихся с понятием «сложное слово» и образованием сложных слов, с помощью соединительных гласных; - формировать ключевые компетенции обучающихся посредством создания развивающей образовательной среды, используя технологии активных методов обучения; - учить совместной выработке критериев оценки, самооценке своей работы с учетом выработанных критериев. |
Основные понятия | сложные слова, части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. |
Межпредметные связи | русский язык, математика, окружающий мир. |
Ресурсы: -основные - дополнительные | - «Русский язык» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.– М.: БАЛАСС, 2013г. - 175с., (Образовательная система "Школа 2100") - флипчарт; - интерактивная доска; - опорные листы-конспекты для групповой работы (Приложение 1); - сообщение ученика (Приложение 2). ЭОР: http://w.school2100.ru/pedagogam/lessons/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf |
Условные обозначения |
|
Форма работы | фронтальная, групповая |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (опорные листы для групповой работы)
Опорный лист
1 группа
Задание 1: Составьте слово по схеме и запишите на этот лист(на черте).
ю | д | д | л | й |
е | а | у | п | е |
ч | с | о | й | т |
ч | и | в | н | р |
ж | з | р | е | а |
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
______________________________________________________________________
Задание 2: Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, запишите в тетрадь, разберите по составу.
ПАС + УТКА =
Задание 3: Выберите из второго столбика окончание предложения.
Познакомиться … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4:
Отгадайте загадку:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Запишите отгадку в тетрадь .Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5:
Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетаний. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Весной на реке начинается явление, когда ходят льдины.
Задание 6:
Составьте и запишите сложные слова в тетрадь (в столбик). Выделите корни. Подчеркните соединительные гласные.
сталь варит пчёл разводит вода падает носит оружие овец разводит звёзды падают землю копает волны режет
|
Опорный лист
2 группа
Задание 1. Составить слово из букв русского алфавита. Запиши на черте.
SСFVЛZОЖWЕQНИJЕ_____________________________________
Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите по составу. Запишите в тетради.
ЛЁТА + СОМ =
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Учиться … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4. Отгадай загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Друзья подарили нам инструмент, который выдёргивает гвозди.
Задание 6. Запишите в тетрадь в столбик.
ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД
1. | с | д | |||||
2. | а | о | |||||
3. | м | х | |||||
4. | о | ||||||
5. | р | л | |||||
6. | а | е | |||||
7. | п | т |
1. Специалист по садоводству.
2. Паровой двигатель на колесах.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра с пением и плясками.
5. Лес, поваленной бурей.
6. Стихийный ход дела.
7.Скорострельное автоматическое орудие.
ЗАДАНИЕ: выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Опорный лист
3 группа
Задание 1.
Составить слово из подчёркнутых букв. Запишите на черте.
СТОЛОЕАЖЬЮЕРНИВУЕХЗ__________________________
Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите по составу. Запишите на листе и в тетради.
РЕЛЬС + АС =
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Развивать … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4.
Отгадай загадку:
Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно...
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
В зоопарке мы видели животное, у которого вместо носа рог.
Задание 6.
Конструкторское бюро
сено | кол |
рыба | ход |
лёд | кос |
везде | лов |
масло | вод |
сад | завод |
Составьте и запишите сложные слова в тетрадь в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Опорный лист
4 группа
Задание 1. Вставить в пропуски гласные буквы. Запишите на черте.
СЛ__Ж_Н __ ___ ______________________________
Задание 2.
Игра "БУКВОМИКС" Составьте слово, разберите по составу. Запишите в тетради и на листе.
ПАРК + ИВА=
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Воспитывать… | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4.
Отгадай загадку:
Снова солнце печёт сильно,
Снова солнечный денёк.
Назовите сложным словом:
«Печёт солнце» - ...
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетания. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
На крыше дома сидит человек, который чистит трубы.
Задание 6.
Исправьте ошибки. Запишите новые слова в тетрадь в столбик, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
ПЫЛЕХОД
ВЕРТОСОС
ЛЕДОКАТ
САМОВОД
МОРЕЛЁТ
ПАРОЛЁТ
ВОДОХОД
Приложение №2
Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.
Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.
Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.
Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.
Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет. Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет.
Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.
Приложение №3
Попробуйте сочинить свою сказку .Для этого можно использовать схему:
1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом).
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»
Цели деятельности учителя: - Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных; рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:1)...
Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с парными согласными в корне»
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...