Разработка занятия для детей мигрантов
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Трубаева Алина Сергеевна

Данное занятие можно использовать в работе сдетьми мигрантов на уроках русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по русскому языку в центре культурно- языковой адаптации детей инофонов (9 -11 лет).

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

 Трубаева Алина Сергеевна.

Тема занятия. Местоимение.

Цели педагогической деятельности:

        Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Задачи:

Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.

Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст, выполнять задания в интерактивном режиме)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений, навыков.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.                                                      

Методы работы: вербальный, аналитический, поисковый, частично- поисковый, метод самоконтроля, метод взаимоконтроля,  метод самостоятельной работы.             Технологии:  занятие построено на основе системно - деятельностного и                                                личностно - ориентированного подхода, и использованы                                                    элементы здоровьесберегающей технологии.                                            Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы                                 в группах.                

                                          Ход занятия.                                                                                                      1. Организационный момент.

- Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там и доброта».

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

2. Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихотворение А.Барто «Сильное кино».

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

- Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Какие слова не позволили вам понять смысл? Когда уместно употребление местоимений?

- Итак, сегодня мы будем учиться правильно употреблять местоимения.

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово жарки местоимением они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

3.  Постановка учебной задачи.

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 47.

-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

4Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе! Летом нас радует своим цветением жарки. Он занесен в Красную книгу. Где еще вы видели этот цветок? ( Зелёное поле обозначает окружающую город степь. Цветок "жарки" – характерный элемент местной флоры, символизирует процветание города)

- С какой целью я вам напомнила о бережном отношении к природе?

5. Углубление и обобщение изученного.

- Прочитайте текст, восстановите его при помощи подсказок и запишите.

        ___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Самопроверка по экрану.

        Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим  языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему  языку можно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

-Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?

6. Включение нового знания в систему знаний.

- А теперь выполните задание в группах, примените знания, которые для себя открыли на уроке.

1группа. Замените , где необходимо, имена существительные местоимением.

        Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила берёзка русскому человеку. Любит наш народ берёзу за ее красоту, за пользу, которую она приносит.

2 группа. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящие местоимения.

…….люблю русскую берёзу.                                                                                                  Недавно ……мы были в берёзовой роще.                                                                                  Какой Ваня молодец! Сколько ……подберёзовиков нашёл.                                              А……, ребята, сколько нашли?

3 Группа. Замените выделенные существительные местоимением.

        По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки берёз. Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной.

Проверка выполненной работы по образцу на экране.

7. Итоги урока.

- Чему научились на уроке?

-Что показалось сложным?

- Что особенно понравилось, запомнилось?

8.Рефлексия.

Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение

Хорошо, были небольшие ошибки

Нужна помощь учителя

Список использованной литературы:

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: РУДН, 2010,

2. Гончарова О. С. Особенности изучения местоимений в начальной школе // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 193-195

3. Желтовская Л.Я., Дидактический материал к урокам русского языка, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2007г.                                                                                                                                   4. Колычева . Г.Ю.. Особенности изучения местоимений в начальных классах// Начальная школа.-2010.-№ 11.
5.  Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским. Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008. — 258 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия в 1 классе для развития речи детей мигрантов.

Конспект занятия по чтению, построенный на взаимодействии учащихся в процессе работы над известными детскими сказками....

Методическая разработка занятия для детей начальных классов "Планета Земля. Суша и вода"

На занятии дается представление о том, что большую часть поверхности Земли занимает вода, а суша представлена материками; где находятся полюса и что такое экватор. В конце занятия дети приходят к пони...

Методическая разработка занятия для детей 6-7 лет "Животные планеты Земля".

Методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" включает конспект учебного занятия , красочную презентацию к занятию и информационную карту учебного занятия...

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста (6 - 7) лет. "Путешествие по стране Красивой речи".

Обобщить и систематизировать знания детей о изученных буквах в игровой форме....

Методическая разработка занятия для детей начальной школы: "Конфеты мира. История, изготовление"

Презентация для детей начальной школы (подходит для занятий ГПД, внеурочной деятельности)Краткое описание истории конфет, из чего они изготавливались.Рецепт создания "полезной конфеты"...

Методическая разработка занятия для детей с ОВЗ в ГПД на тему «Путешествие в Мир Чистоты»

Методическая разработка на тему "Путешествие в Мир Чистоты" для детей с ОВЗ в группе продленного дня.Цель занятия: Обучение правилам личной гигиены.Задачи:- формировать  и обучать...

Методическая разработка занятия для детей 7-9 лет. Моделирование. Работа в технике "папье-маше". Дополнительное образование.

Данная  методическая разработка будет полезна педагогами начальной школы и дополнительного образования. Моделирование из бумани, изготовление изделий в технике "папье-маше"....