Урок русского языка в 4 классе "Орфограммы в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Посохова Наталья Владимировна

На этом уроке применяется технология проблемного обучения. Решая поставленную учителем проблему учащиеся находят правильное решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ. НАПИСАНИЕ СЛОВ С Ъ.

                (применение технологии проблемного  обучения)

Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах с приставками

разделительного твёрдого знака.

Задачи:

  повторить условия выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков;

  совершенствовать умение применять правила правописания Ъ знака в  словах с приставками;

  развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь учащихся.

Представление о планируемых результатах:

Личностные:

  осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах;

  понимать значимость правильного написания твердого знака;

  развитие навыка сотрудничества.

Предметные:

формировать умения грамотно писать разделительные ъ и ь знаки в словах; научиться широко пользоваться правилом; применять изученные способы действий.

Регулятивные: 

оценивать ход и результат выполнения задания;

сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

Познавательные:

 строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей,

решать пути выхода из проблемной ситуации;

осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого и твердого знака, уметь формулировать правило по написанию мягкого и твердого знака

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: урок открытия нового знания

Здравствуйте!

Я желаю вам, чтоб на уроке у вас все получилось.

Давайте вспомним, какими условными знаками мы с вами пользуемся на уроках

Подумай

Выскажи предположение

Работа в парах

2. Постановка учебной задачи.

-Послушайте стихотворение:

Не чересчур ли ты добряк?

Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! ...

-Друзья! Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?  

-Какие цели поставим перед собой на уроке ?

 (Мы должны вспомним правила о написании Ъ и Ь).

Дети вспоминают правило

3. Закрепление правил написания Ъ и Ь.

 

Работа в парах   (слайд 1)

 Вместе придумываем слова с Ъ и Ь .Один из вас напишет  3 слов с разделительным ь , а другой 3 слов с разделительным  ъ .(семья, платье, объезд, колья, съезд)

(Проверка)

Какую одинаковую работу они выполняют?

4.Создание проблемной ситуации   (слайд 2)

Прочитайте слова в строчку. Подумайте и ответьте на вопросы

1.Что общего?  

2. Почему данные слова разделены на 4 группы?

1. въехал

2. объяснил

3. разъёмный

4. предъюбилейный

Ответы:

наехал        переел

пояснил     выявил  

наёмный   съёмный  

приютить  заюлил

1. Все эти слова с приставками.

2.Корень слов из первой  группы начинается с буквы Е, второй – с Я, третьей группы – с буквы Ё, а  четвертой с – Ю. Именно по этому признаку они разделены на группы.

Возникает проблема:  если все слова с приставками и корни начинаются с одной из этих букв , то почему не во всех словах пишется Ъ ?

Выпишите в 1 строчку приставки, после которых написан ъ, во 2 строчку, после которых не написан Ъ

-Чем  же отличаются приставки, записанные в 1строчке, от приставок, записанных во 2строчке? ( одни приставки заканчиваются на букву согласного, а другие – на букву гласного)  

Сформулируйте  правило:  после каких приставок в словах, корень которых начинается с букв Е,Ё,Ю,Я , пишется Ъ

Учащиеся моделируют  правило.

«Разделительный Ъ пишется в словах, корень которых начинается с

букв  Е,  Ё,  Ю,  Я  после  приставок,  заканчивающихся  на  букву

согласного».

Учащиеся моделируют  правило.

Проверка   (слайд 3)

Откройте учебник на с. 133.

Сравните слова, записанные на первых 4 строчках. Что общего в написании слов с разделительными знаками. На что указывают оба знака?

А теперь обратите внимание на 5 строчку ?     (слайд 4)

Почему разделительный Ь пишется еще и перед буквой И (соловьи)? Подчиняется общему правилу.

Выскажите предположение

Как правильно написать   слов об[ы]грать

-Какие вы предлагаете варианты?

Какую проблему мы должны решить?

 (Проблема  написания разделительного Ъ после приставки, заканчивающейся  на букву согласного перед корнем, который начинается с буквы И (играть – об…играть)

Выслушиваются варианты ответов учащихся.

Учебник с. 134-135

Чтение правила

4. Закрепление навыка употребления ъ и ь в словах

 На что мы должны обращать внимание?

(на какую букву заканчиваются приставки и на какую букву начинается корень)    (слайд 5)

5. Рефлексия)     (слайд 6)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ь Ъ

Слайд 2

1.въ е хал 2.объ я снил 3. разъ ё мный 4.предъ ю билейный ? наехал переел пояснил выявил наёмный съёмный приютить заюлил ?

Слайд 3

Разделительный Ъ пишется в словах, корень которых начинается с букв Е, Ё, Ю, Я после приставок, заканчивающихся на букву согласного .

Слайд 4

солов ь /и [ й ’ и ] ьи и грать-о б ? / ? грать [ Ы ] ? и грать-о б ы грать

Слайд 5

О б Ра з По д О т П о и скать об ы скать раз ы скать под ы скать от ы скать по и скать

Слайд 6

Мне всё понятно, я легко справился(лась) Были затруднения, но я справился(лась) Задание так и осталось для меня непонятным, я не справился(лась)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Приставка и её роль в слове" (с презентацией)

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка и её роль в слове". Это урок - исследование. На уроке дети знакомятся с ролью приставок, основными правилами правописания приставок. На уроке формируе...

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

урок русского языка 2 класс тема: приставка

Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка"  .  Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....

Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Программа "Школа 2100".  Тип урока - урок открытия нового знания.  На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...

Презентация к уроку русского языка "Правописание согласных в приставках"

Презентация к уроку русского языка по теме:"Правописание приставок, оканчивающихся на согласный"....

Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....