Урок русского языка в 4 классе "Орфограммы в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
На этом уроке применяется технология проблемного обучения. Решая поставленную учителем проблему учащиеся находят правильное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок русского языка в 4 классе | 54.28 КБ |
Презентация к открытому уроку в 4 классе | 666 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ. НАПИСАНИЕ СЛОВ С Ъ.
(применение технологии проблемного обучения)
Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах с приставками
разделительного твёрдого знака.
Задачи:
✓ повторить условия выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков;
✓ совершенствовать умение применять правила правописания Ъ знака в словах с приставками;
✓ развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь учащихся.
Представление о планируемых результатах:
Личностные:
✓ осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах;
✓ понимать значимость правильного написания твердого знака;
✓ развитие навыка сотрудничества.
Предметные:
формировать умения грамотно писать разделительные ъ и ь знаки в словах; научиться широко пользоваться правилом; применять изученные способы действий.
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания;
сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей,
решать пути выхода из проблемной ситуации;
осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого и твердого знака, уметь формулировать правило по написанию мягкого и твердого знака
Коммуникативные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Тип урока: урок открытия нового знания
Здравствуйте!
Я желаю вам, чтоб на уроке у вас все получилось.
Давайте вспомним, какими условными знаками мы с вами пользуемся на уроках
Подумай
Выскажи предположение
Работа в парах
2. Постановка учебной задачи.
-Послушайте стихотворение:
Не чересчур ли ты добряк?
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву «Ять»,
Тебя из азбуки изъять! ...
-Друзья! Вы оба хороши, достойны оба чести,-
Когда стоите в нужном месте.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие цели поставим перед собой на уроке ?
(Мы должны вспомним правила о написании Ъ и Ь).
Дети вспоминают правило
3. Закрепление правил написания Ъ и Ь.
Работа в парах (слайд 1)
Вместе придумываем слова с Ъ и Ь .Один из вас напишет 3 слов с разделительным ь , а другой 3 слов с разделительным ъ .(семья, платье, объезд, колья, съезд)
(Проверка)
Какую одинаковую работу они выполняют?
4.Создание проблемной ситуации (слайд 2)
Прочитайте слова в строчку. Подумайте и ответьте на вопросы
1.Что общего?
2. Почему данные слова разделены на 4 группы?
1. въехал 2. объяснил 3. разъёмный 4. предъюбилейный Ответы: | наехал переел пояснил выявил наёмный съёмный приютить заюлил |
1. Все эти слова с приставками.
2.Корень слов из первой группы начинается с буквы Е, второй – с Я, третьей группы – с буквы Ё, а четвертой с – Ю. Именно по этому признаку они разделены на группы.
Возникает проблема: если все слова с приставками и корни начинаются с одной из этих букв , то почему не во всех словах пишется Ъ ?
Выпишите в 1 строчку приставки, после которых написан ъ, во 2 строчку, после которых не написан Ъ
-Чем же отличаются приставки, записанные в 1строчке, от приставок, записанных во 2строчке? ( одни приставки заканчиваются на букву согласного, а другие – на букву гласного)
Сформулируйте правило: после каких приставок в словах, корень которых начинается с букв Е,Ё,Ю,Я , пишется Ъ
Учащиеся моделируют правило.
«Разделительный Ъ пишется в словах, корень которых начинается с букв Е, Ё, Ю, Я после приставок, заканчивающихся на букву согласного». |
Учащиеся моделируют правило.
Проверка (слайд 3)
Откройте учебник на с. 133.
Сравните слова, записанные на первых 4 строчках. Что общего в написании слов с разделительными знаками. На что указывают оба знака?
А теперь обратите внимание на 5 строчку ? (слайд 4)
Почему разделительный Ь пишется еще и перед буквой И (соловьи)? Подчиняется общему правилу.
Выскажите предположение
Как правильно написать слов об[ы]грать
-Какие вы предлагаете варианты?
Какую проблему мы должны решить?
(Проблема написания разделительного Ъ после приставки, заканчивающейся на букву согласного перед корнем, который начинается с буквы И (играть – об…играть)
Выслушиваются варианты ответов учащихся.
Учебник с. 134-135
Чтение правила
4. Закрепление навыка употребления ъ и ь в словах
На что мы должны обращать внимание?
(на какую букву заканчиваются приставки и на какую букву начинается корень) (слайд 5)
5. Рефлексия) (слайд 6)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.въ е хал 2.объ я снил 3. разъ ё мный 4.предъ ю билейный ? наехал переел пояснил выявил наёмный съёмный приютить заюлил ?
Разделительный Ъ пишется в словах, корень которых начинается с букв Е, Ё, Ю, Я после приставок, заканчивающихся на букву согласного .
солов ь /и [ й ’ и ] ьи и грать-о б ? / ? грать [ Ы ] ? и грать-о б ы грать
О б Ра з По д О т П о и скать об ы скать раз ы скать под ы скать от ы скать по и скать
Мне всё понятно, я легко справился(лась) Были затруднения, но я справился(лась) Задание так и осталось для меня непонятным, я не справился(лась)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Приставка и её роль в слове" (с презентацией)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка и её роль в слове". Это урок - исследование. На уроке дети знакомятся с ролью приставок, основными правилами правописания приставок. На уроке формируе...
Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"
Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....
урок русского языка 2 класс тема: приставка
Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка" . Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....
Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"
Программа "Школа 2100". Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...
Презентация к уроку русского языка "Правописание согласных в приставках"
Презентация к уроку русского языка по теме:"Правописание приставок, оканчивающихся на согласный"....
Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)
Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....
Урок русского языка в 3 классе "Приставки и предлоги"
конспект урока...