Конспект урока по русскому языку в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Фокша Анастасия Григорьевна

Конспект учителю и студенту

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Голицынская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект урока по русскому языку в 1 классе

на тему «Как отличить согласный звук от гласного звука?»

        

Учитель начальных классов:   Фокша

Анастасия Григорьевна

Москва, 2017 г.

Информационный дидактико-технологический и методический

модуль урока

Дата

20.04.2017

Класс

1«А»

Предмет

Русский язык

Тема

«Как отличить согласный звук от гласного звука?»

Вид урока

Урок - беседа

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Учитель

Фокша Анастасия Григорьевна

Государственный социальный заказ

Во исполнение  Федерального Закона  Российской Федерации 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений

добиваться:

  • ознакомления  детей с осваиванием падежей, падежных окончаний.

   Русский язык:

  •         Мобилизация;
  •         Целеполагание;
  •         осознание недостаточности имеющихся знаний;
  •         Коммуникация;
  •         взаимопроверка, взаимоконтроль;
  •         Рефлексия.

Ключевые

определения

«Как отличить согласный звук от гласного звука?»

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: страна, стадион

Учебно-методическое оснащение

  • компьютер,
  • экран,
  • презентация,
  • Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,    Русский язык,

 1 класс.

  • Рабочая тетрадь.

Межпредметные

связи

  • Литературное чтение
  • Окружающий мир


Технологическая карта урока

Триеди-

ные дидактические

цели

Образовательные цели:

  • Формирование условий для формирования у обучающихся понятий «Согласный звук»
  • Формирование умения выделять главное, применять полученные знания, уметь излагать материал и мысли.
  •  Формирование исследовательского подхода при изучении познания мира. 

Воспитательные  цели:

  • Воспитание активной жизненной позиции, у обучающихся.
  • Воспитание любви  и бережного отношения  к родному языку.
  • Воспитание чувства патриотизма и  уважения  к окружающему миру;
  • Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективе;

Развитие речи:

  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Развитие  содержательности, понятности и выразительности речи.

Развитие памяти:

  • Развитие образности, эмоциональности словесно-логической памяти.

Развитие практических навыков:

  • Формирование практического умения, способностей к творчеству и саморазвитию.

Развитие воображения:

  • Развитие творческого воображения.


Логическая структуризация

Преподаватель

Обучающиеся

Целеполагание

  • Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности учителя и обучающихся в повышенном качестве усвоения представленного материала.
  • Формирование способности обучающихся применять полученную информацию в решении поставленных задач.
  • Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
  • Организация деятельности обучающихся  по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
  • Развитие самоконтроля.
  • Развитие самооценки у обучающихся.
  • Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.
  • Развитие познавательного интереса у обучающихся, творческих и познавательных способностей.
  • Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
  • Усвоение новых знаний в области природоведения.
  • Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию личности.

Ключевые компетенции

Учитель

Обучающиеся

Языковедческая компетенция

Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения.

Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.

Профессиональная компетенция

Опыт разнообразной деятельности  в коллективе, группе, команде.

Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов.

Формирование способности к постоянному самообразованию.

Педагогическая компетенция

Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью.

Освоение обучающимися компетентностного подхода.

Овладение знаниями и умениями.

Культуроведческая   компетенция

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа.

Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.

Читательская

компетенция

Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения.

Речевая

компетенция

Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль , воспитать потребность к чтению художественной литературы.

Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.

Информационная компетенция

Повышение качества действий учителя на данном  уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе.

Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.

Организационная

компетенция

Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса.

модернизации столичного образования.

Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.

Личностная компетенция

Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Здоровьесберегающая компетенция

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время учебного процесса.

Основные дидактические принципы

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип диалогичности
  • Принцип успешности
  • Принцип вариативности

Вид доски

Картинки для усвоения нового материала по теме урока.

Презентация к уроку


Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Приветствие обучающихся.

Сейчас у нас с вами  урок русского языка. Давайте с вами проверим, всё ли вы подготовили к уроку.

Проверяют вместе с учителем свою готовность к уроку.

Личностные:    Самоопределение.

Коммуникативные:  Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Вспомним, какую большую тему мы продолжаем изучать: откройте учебник на с.45

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?

- Какие  основные задачи стояли перед нами? Прочитайте.

- Рассмотрите картинки (Мальчик, машина, язык,
собака, ребята.).

- Какое слово-название начинается с гласного звука? (язык)

- Какие слова-названия начинаются с согласного звука? (Мальчик, машина, собака, ребята)

Все слова у нас словарные, давайте запишем их к себе в тетрадь, возьмем простой карандаш и подчеркнём буквы, которыми обозначены согласные звуки.

Звуки и буквы

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Гласные звуки.

  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Слушают преподавателя и выполняют задание.

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации.

-Мы закончили с вами тему «Гласные звуки», кто догадался, какие звуки мы будем проходить сегодня?

-Хорошо, но тема нашего сегодня с вами урока не просто согласные звуки, а именно  «Как отличить согласный звук от гласного звука?»

 

Согласные звуки.

Обучающиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Личностные:  Постановка вопросов.

Познавательные:  Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Регулятивные: Целеполагание.

Освоение (изучение) нового материала.

Организация обучающихся по исследованию данной проблемы.

-Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки.

«Как отличить согласный звук от гласного звука?»

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: страна, стадион

-Учебник, стр.74.
Упражнение 1.
Произнеси слова-названия предметов, выделяя голосом каждый звук.

  • Понаблюдай, как произносятся согласные звуки: [м], [ш], [к], [с], [р].
  • Свободно ли проходит воздух через рот или встречает на пути преграду?
  • Произнеси каждый звук. Что ты слышишь, произнося его: голос? шум? шум и голос?
  • Напиши названия предметов и подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.

Упражнение 2.
Прочитай скороговорку.

Носит Сеня в сени сено, 
Спать на сене будет Сеня.

  • Какие звуки учит произносить скороговорка?
  • Произнеси эти звуки сначала отдельно, а затем в скороговорке.

Рассматривают картинки которые висят на доске.

Отвечают на вопросы учебника и выполняют задание.

Личностные: Самоопределение.

Регулятивные: Планирование, прогнозирование

Коммуникативные: Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенныхЗУНов и УУД.

Установление осознанности восприятия, организация первичного обобщения.

-На стр 75, у нас в рамке записано правило, прочитай нам его Ивана.

Упражнение 3. Назови три главных признака согласных звуков.

  • Приведи примеры слов, где есть слоги с двумя и тремя согласными звуками.

Упражнение 4. Прочитай. «Собери» слова.

  • В чём сходство и различие слов каждой группы? Напиши любые пять слов.
  • Скажи, значение каких слов ты можешь объяснить. Объясни. О значении других слов спроси у учителя.
  • Составь предложение с любым из этих слов.

Обучающиеся вспоминают правило и по нему выполняют задание.

Ребята выполняют упражнения с объяснением.

Личностные:        Самоопределение,  стремление к творческой самореализации.

Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Динамическая пауза.

Видео физкультминутки.

Выполняют физминутку.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Организация деятельности по применению новых знаний.

-А теперь откройте рабочую тетрадь стр.39.
Задание1. Прочитай. Почему так говорят?
Весну открыли грачи и скворцы. 

Спиши предложении. Проверь себя. Подчеркни буквы, которыми обозначены согласные звуки.

Ребята выписывают самостоятельно выполняют задание.

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

рефлексия способов и условий действия

Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Рефлексия.

Слайд 22,23.

- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?

-Оцените свою работу на уроке: если всё было легко (ладошки смотрят на меня), если возникли затруднения (ладошки смотрят друг на друга), если вы работали плохо (ладошки смотрят на вас)

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....