Знакомство с буквой О,о
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Овечкина Светлана Юрьевна

Ознакомление с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy.docx701.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о

УМК «Школа XXI века»

Цель: ознакомление с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву О, оумеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.

Метапредметные:

Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, - под рукой!»

Дыхательная гимнастика.

  1. - Ребята, сядьте правильно . Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
  2. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
  3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Работа с чистоговоркой

  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

(Вначале слова медленно и четко их выговаривая произносит учитель, затем, учащиеся. Произнести 3 раза, постепенно ускорять темп.)

Звуковая зарядка

Произнести с разными ударениями (см. слайд ниже)

  1. Актуализация знаний

Составление текста по заглавию и схемам.

hello_html_m5de4db98.png

- Как назовем наш текст? (Осень)

- Сколько в нём предложений? (3 предложения)

- Сколько слов в первом предложении? … во втором? … в третьем? Как догадались?

- Составьте 1-е предложение. (Наступила осень)

.2-е предложение (Дети пошли в школу.).

3- предложение (Хорошо осенью!).

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- А что такое слово? (слово называет предмет)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

- А какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных звуках? …О согласных?

- Посмотрите на доску, расскажите мне, какое правило здесь спряталось?

hello_html_m4d5a0451.png

(Слышу звук [а], но после мягкой согласной пишу букву я)

- Почему в слове яблоко звуков больше чем букв?

(Когда звуки [й] и [а] стоят рядом, они обозначаются 1-ой буквой, буквой «я»)

3. Самоопределение к деятельности.

Сейчас мы отправляемся в удивительное путешествие, где познакомимся с новым звуком и буквой.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! 

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) 

hello_html_m6e59de21.png

4. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Сегодня мы продолжаем путешествие по «Букварю»

– Ребята, подумайте: о чем будем говорить на уроке? (о звуке и букве о)

– Чему должны научиться за время нашего путешествия? (Познакомимся с новой буквой и её секретами.)

5. Открытие нового знания.

- Произнесите звук [о]. Что можете сказать про этот звук? (Звук [о] гласный)

- Почему ты так считаешь?

Посмотрите, звук [о] обозначается буквой «о»

hello_html_m7c62fb05.png

- На что похожа буква о? (На колесо, обруч, баранку, ноль и т. п.)

6. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.

1) Для читающих учащихся:

– Прочитайте двустишье А. Шибаева шёпотом.

2) Для нечитающих учащихся:

– Найдите в словах стихотворения буквы о.

– Сколько букв нашли? (5.)

– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)

Заучивание наизусть двустишье

Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

7. Звуковой анализ слова «полка».

У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове).

1-й ученик. П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].

2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.

Ребята, обратите внимание, после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.

– Замените фишку на букву, которую она обозначает.

3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [л’].

4-й ученик. Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].

5-й ученик. Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

- Какой секрет буквы о узнали? (после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.)

8. Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук [о]?» (по схемам).

– Рассмотрите картинки. Назовите каждый предмет.

– Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик.)

– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.

– Определите, какие слова соответствуют второй схеме. (Зонт, торт, бочка, лимон.)

– Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.

– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо.)

– Назовите словакоторые заканчивались бы на букву о.

9. Работа по учебнику.

– Как вы думаете, как зовут девочку? (Каждый вариант имени, который предлагают учащиеся, анализируется с опорой на схему слова.)

После того как учащиеся назвали имя Оля, задается вопрос:

- Что помогло угадать имя девочки? (На картинке у девочки в руках буква о, говорим о букве о.)

=Какой буквой воспользуемся, чтобы записать имя девочки, строчной буквой о или заглавной? (Заглавной, потому что имена пишем с заглавной буквы)

Чтобы сильным стать и ловким 
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибаниерук к плечам в стороны.) 
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.) 
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.) 
Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.) 
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.) 
Как погода хороша! (Прыжки на месте.) 
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.) 
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.) 
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.) 
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.) 
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.) 
Размахнись рукой - бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой. 
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.) 
Что там чудится в тумане? 
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) 
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) 
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) 
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) 
Мы по берегу гуляем, 
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 
Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) 
Чтоб побольше их собрать, — 
Надо чаще приседать. (Приседания.) 
Шеей крутим осторожно 
Шеей крутим осторожно — 
Голова кружиться может. 
Влево смотрим — раз, два, три. 
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) 
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) 
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.) 

10. Дифференцированная работа.

1-я группа.

– Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая – слову «столик». Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).

2-я группа.

– Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».

– Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?

Коллективная проверка работы.

11. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1. Закрепление зрительного образа буквы о: задание «Закрась».

– Что получилось? (Рисунок «Ослик».)

2. Тренировка в обозначении звука [о] буквами.

Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.

12. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какой звук обозначает буква о(После твёрдого согласного звука буква ообозначает звук [о].)

13. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...