Статья "Обучение чтению"
статья по русскому языку (1 класс)

В данной статье предлагаются различные приёмы работы в период обучения грамоте. Разнообразие приёмов позволяет заинтересовать ребёнка и сделать обучение успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов

 ГБОУ СОШ 262 Санкт-Петербурга

Цветковой Г.А.

Обучение чтению

           Задача обучения чтению одна из главных задач начальной школы. Чтение – опора для успешного обучения другим предметам, чтение – одно из условий развития нравственных качеств, критического мышления, становления личности человека.

        В первом классе стоит сложная задача – научить читать так, чтобы процесс чтения стал удовольствием, а не трудной и нудной работой.

       Работа по обучению чтения строится по основному принципу дидактики от простого к сложному. Первый этап: звук, буква. Очень помогают в работе следующие упражнения:

  1. Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько услышите звуков.
  2. Лепка из пластилина  печатных букв.
  3. Создание групп похожих букв (Л-А, Е-Ё, В-З и т.д.)
  4. Создание групп совсем не похожих, например, на М (О,  Ж и т.д.)
  5. Нахождение букв, которые являются общими для слов и печатанье этих букв (кактус, стук, кукла).
  6. Нахождение среди слов «лишнее» и запись его в тетради. ( сад, сам, сом, соб).
  7. Составление из длинного слова с помощью его букв другие слова.
  8. Составление слов из набора букв.
  9. Добавление букв к слову, чтобы получилось новое слово. ( шар-шарф, верь-дверь, вол-волк, мыл-мыло, бор-сбор и т.д.)
  10. Обратное задание – убрать букву. ( укол-кол, крот-рот….)
  11. Превратите одну букву в другую. (Л в А….)
  12. Добавьте гласные, чтобы получилось слово ( ВСН –ВЕСНА)

Следующий этап чтение слогов. Мне очень нравится упражнение-пение слогов.

Переходим к словам. Есть замечательное упражнение – чтение столбиков слов. Оно даёт возможность не только совершенствовать технику чтения, но и работать над характеристикой звуков, значением слов, подбором синонимов и антонимов и т.д. в зависимости от подбора слов в столбике.

Авторы Плюснина Е.М., Данилова Н.В., Ермакова Е.А, в книге «Технология словесного чтения» дают описание методики работы и материал для чтения. Приведу пример из этой книги.

Карточки. От простого к сложному.

хлеб

лодка

ананас

беседка

море

жилет

ангина

блокнот

баян

метод

анкета

берлога

воля

комод

бензин

береста

тушь

равно

аромат

браслет

орех

шоссе

балкон

бегемот

стая

театр

атаман

барабан

шкаф

книга

бодать

аспирин

лига

фасад

боксёр

антракт

Очень мне нравятся карточки-горки также представленные в этой книге.

вы

му

азот

гавань

жакетка

саженец

лазурный

упорство

штепсель

обелиски

целлофан

квитанция

свидетельство

кораблестроение

чистосердечное

Работа с предложением и работа с текстом – это то, к чему мы стремимся.

Здесь я часто использую на уроках такие приёмы как «жужжащее чтение», то есть чтение всем классом шёпотом. Нравится детям и приём « чтение с проверкой» : читают друг другу фиксированное время и проверяют друг друга (количество ошибок).

Хорошо зарекомендовавший себя приём « чтение ручейком» - по предложению друг за другом. Использую приём – «подготовленного чтения». Ученик на уроке получает карточку с небольшим текстом и через  несколько минут после подготовки про себя «выступает» перед классом. Тут уже просим не только правильно (без ошибок) прочитать текст, но и обратить внимание на выразительность прочтения, паузы, громкость.

Важно, чтобы дети понимали, что входит в понятие «хорошее» чтение. Для этого надо включать класс в процесс самооценки и взаимооценки качества чтения.

Не стоит забывать и об упражнениях, которые можно включать в физ.минутки на уроке. Они тоже помогают процессу формирования навыка чтения.

Это и упражнения на активизацию работы мышц глаз:

  1. Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30с. Повторите 5-6 раз.
  2. Смотрите вдаль, переведите взгляд на палец.
  3. Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глада в правую сторону, в левую сторону.

И упражнения дыхательные, например, глубокий вдох, поднимите медленно руки до уровня груди. Задержите дыхание (внимание на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).

В данной статье я остановилась только на некоторых приёмах позволяющих формировать «технический навык». Это, конечно, только первая ступенька чтения. Дальше к ней присоединяются мотивация, осмысленность, получение информации, анализ произведения, чувства и эмоции. Всё, ради чего мы и читаем книги, но без хорошего умения просто читать, то есть складывать буквы в слова, по моему убеждению, не придёт и всё остальное.

Использованная литература:

  1. В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению»
  2. В.В.Лайло «Изучение алфавита и развитие восприятия»
  3. Л.Г.Милостивенко  «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей»
  4. Плюснина .М., Данилова Н.В., Ермакова Е.А. «Технология словесного чтения»
  5. А.Л.Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...