Конспект урока по русскому языку «Письмо строчной буквы й»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Конспект урока по русскому языку «Письмо строчной буквы й»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zachetnogo_uroka_po_russkomu_jazyku-2.docx258.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

1 класс

Тема: «Письмо строчной буквы й»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения выполнять письмо строчной буквы «й», писать слоги и слова с буквой «й».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение дать характеристику звуку [й].
  • Писать букву «й» в соответствии с образцом.
  • Анализировать написанную букву, выбирать более удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (кружочком), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
  • Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Метапредметные:

  • Применять для решения задач, под руководством учителя, логические действия анализа, сравнения.
  • Умение определять тему урока.
  • Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
  • Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения, а также находить ошибки и способы их устранения.

Личностные:

  • Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: доска, пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Самоопределение к деятельности
  4. Работа по теме урока
  5. Физкультминутка
  6. Отработка навыка письма изученной буквы
  7. Упражнение для расслабления рук
  8. Работа по прописи
  9. Итог урока и рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: пропись, ёжик с полной канцелярией? Отлично.

Учитель: А сейчас проверим, кто из вас сядет тише. Первыми тихо садятся девочки, теперь мальчики. - Молодцы, все сели тихо.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, какую букву мы изучали на прошлом уроке литературного чтения? 

Ученики: На прошлом уроке литературного чтения мы изучали букву «й».

Учитель: Дайте характеристику звуку [й].

Ученики: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

Учитель: Молодцы!

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке письма?

Ученики: Писать срочную букву «й».

Учитель: Правильно, мы будем учиться писать строчную букву «й», слова и предложения с этой буквой.

Учитель: Но сначала нужно подготовиться к письму.

Учитель: Откроем прописи на стр. 13.

Учитель: Положите пропись под наклоном, выпрямите свои спинки, пододвиньте стул к парте так, чтобы между вами и партой был кулачок.

  1. Работа по теме урока

Учитель: Ребята, посмотрите у йога на теле нарисована буква «й». Почему именно эта буква?

Ученики: В слове йог, есть буква «й». /Слово начинается на букву «й».

Учитель: Верно.

Учитель: Возьмите ручку, проверьте как вы держите ее. Средним и большим удерживаем ручку, а указательным прикрываем ручку сверху. Удерживаем ручку на расстоянии 2 см от кончика. Покажите, как вы держите ручку. А теперь покажите в воздухе, не выпуская ручку из руки, как курочка пьет водичку. Молодцы.

Учитель: Давайте теперь обведем ручкой букву «й» на теле у йога.

Ученики: Обводят букву.

Сравнение «й» и «и»

Учитель: А теперь отложите ручки и посмотрите на строчную букву «й» с какой буквой она схожа?

Ученики: Буква «й» схожа с буквой «и».

Учитель: А чем различны?

Ученики: Буквы «й» и «и» различны тем, что у буквы «й» есть галочка или дужка сверху, а у буквы «и» ее нет; еще различны тем, что буквы «й» согласный звук, а буква «и» гласный звук.)

Анализ элементов букв

Учитель: Ребята, сейчас внимательно рассмотрите в прописи образец написания строчной буквы «й». Сколько элементов в букве «й»?

Ученики: Три элемента в букве «й».

Учитель: Назовите эти элементы.

Ученики: Две наклонные линии с закруглением внизу и короткой выгнутой линии.

Учитель: Теперь посмотрите на стрелочки, которые расположены рядом с буквой «й». Что показывают стрелочки?

Ученики: Направления движения руки.

Учитель: Совершенно верно, это стрелочки для того чтобы знать откуда нужно писать первый элемент, второй и третий элементы.

Учитель: Обведите элементы точно по линии.

Ученики: Обвели три элемента.

Учитель: У кого получилось точно по линии обвести и нигде не заступить?

Учитель: Теперь посмотрите на узор, обведите его строго по линии и продолжите строчку до конца.

Учитель: У кого получился красивый узор?

Учитель: Молодцы.

Письмо буквы

Учитель: Ребята мы с вами знаем: чтобы научиться красиво, писать, нужно много тренироваться и очень стараться. Поэтому сейчас мы будем тренироваться в написании строчной буквы «й».

Учитель: Посмотрите, как нужно писать эту букву. Ручки за спину убрали.

Учитель: Начинаем писать от верхней линии рабочей сроки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки. Над верхней линией рабочей строки между двумя написанными элементами буквы пишем третий – короткую выгнутую линию движением вправо.

Учитель: Пропишем в воздухе под счёт раз-и-два-и-три. Показываю, а вы только смотрите. А теперь вместе со мной под счёт прописываем.

Учитель: А сейчас, давайте попробуем написать кисточкой на доске строчную букву «й» под счет «раз-и-два-и-три». (Учитель вызывает 2-3 человека, исправляет ошибки, если они есть).

Найдите 1-ю рабочую строку. Обведите образец в прописях. Напишите одну букву по точкам и сравните образцом (если обнаруживает учитель ошибки, то показывает на доске снова как правильно нужно писать).

Учитель: Напишите самостоятельно две буквы. Соблюдайте наклон и расстояние между буквами. Сравните с образцом. Обведите в кружок букву, которая, по вашему мнению, соответствует образцу. (Учитель проходит по классу и смотрит в прописи, кто как написал, и, если есть ошибки, показывает их).

  1. Физкультминутка

Учитель: Сейчас выполним пальчиковую гимнастику, чтобы наши ручки отдохнули.

На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивать)

Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед-назад)

Мы замочком повертели, (Повертеть "замочком")

Мы замочком покрутили (Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга)

Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга)

Постучали, и открыли! (Показать ладошки).

  1. Отработка навыка письма изученной буквы

Учитель: Сейчас мы будем писать слово, а какое - я сделаю вам подсказку - в нём один слог, три буквы, три звука, и оно обозначает весенний месяц.

Ученики: Май.

Учитель: Найдите это слово и пропишите его в прописи.

Работа над предложением

Учитель: Что написано на следующей рабочей строке?

Ученики: Предложение.

Учитель: Докажите, что на этой строчке написано предложение.

Ученики: Первое слово написано с заглавной буквы, в конце восклицательный знак, слова связаны по смыслу.

Учитель: О чём это предложение?

Ученики: Это предложение о том, что нужно знать дорожные знаки.

Учитель: Для чего нужны дорожные знаки?

Ученики: Помогать пешеходам и водителям.

Учитель: А кем являемся мы?

Ученики: Пешеходами.

Учитель: Что нам помогает переходить дорогу?

Ученики: Пешеходный переход и светофор.

Учитель: Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы переходить дорогу?

Ученики: Зелёный.

Учитель: Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?

Ученики: Да.

Учитель: Все люди должны соблюдать правила дорожного движения. А теперь запишите это предложение. Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу. Выделите границы предложения.

Учитель: Загадаю-ка я вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь в следующем предложении:

Он бывает баскетбольным, 
Волейбольным и футбольным. 
Скачет, прыгает, летает 
И усталости не знает.

Учитель: Что же это?

Ученики: Мяч.

Учитель: Прочитайте предложение.

Ученики: Читают предложение: «Какой мячик?».

Учитель: Чем отличается оно от первого?

Ученики: В конце стоит вопросительный знак.

Учитель: Как читается?

Ученики: Вопросительно.

Учитель: Давайте ответим на вопрос? (Какой мяч?)

Ученики: Мяч зелёный; мяч красный; мяч круглый.

Учитель: Напиши ответ на вопрос.

Ученики: Пишут ответ на вопрос.

  1. Упражнение для расслабления рук

Учитель: Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке у вас находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Повторим тоже самое с левой рукой.

  1. Работа по прописи

Учитель: Сейчас я прочту вам пословицу (Холода не бойся, по пояс мойся). А вы подумайте, когда так говорят.

Ученики: Так говорят, когда закаляются.

Учитель: Чем это предложение отличается от других?

Ученики: Оно напечатано.

Учитель: Правильно. А мы что должны сделать?

Ученики: Написать прописными буквами.

Учитель: Выделите границы предложения. А теперь возьмите карандаш синего цвета и подчерните согласные буквы, затем возьмите карандаш красного цвета и подчеркните гласные буквы.

Учитель: Молодцы.

Учитель: А сейчас задание для самых любознательных. Вам нужно составить из слова «зайчик» новое слово, использую порядок цифр.  Напишите вместо точек это слово. Какой у вас слово получилось?

Ученики: Слово «чай».

  1. Итог урока и рефлексия

Учитель: Ребят, какую букву сегодня с вами мы учились писать?

Ученики: Мы научились писать строчную букву «й»

Учитель: На что похожа буква «й»?

Ученики: На букву «и».

Учитель: А в чем различие буквы «й» от «и»?

Учении: У буквы «й» есть галочка или дужка сверху, а у буквы «и» ее нет.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим изучать букву «й».

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Если был доволен на уроке своей работой, то подними обе руки. Если на уроке работал неплохо, то подними одну руку. А если на уроке было трудно – встань с места.  (Если есть такие дети, то учитель спрашивает с какой трудностью столкнулись и говорит, что если заниматься усердно, то справишься с любыми трудностями.)

Учитель: Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!  

C:\Users\Кристина\Desktop\Практика (2)\Русский\й.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Письмо строчной буквы г" (УМК "Перспектива") 1 класс

Данный урок проводится в  период обучения грамоте. Это первый урок по теме - знакомство с новой буквой....

Методическая разработка урока русского языка "Письмо строчной буквы “ Щ".

Методическая разработка урока русского языка  для учеников 1 класса с целью научить писать букву  «щ», различать твёрдые и мягкие согласные, закрепить навыки комментированного письма...

Открытый урок русского языка "Письмо строчной буквы "ю"

Цель: создать условия для формирования понятия "Письмо строчной буквы ю", отрабатывать навык письма слов с изученными буквами....

Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы э"(1 КЛАСС)

Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы э"(1  КЛАСС)...

Конспект урока по русскому языку «Письмо заглавной буквы Р»

Цели урока: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р, р, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомераПланируемые результаты (предметные)...

Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы Й" (1 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы Й, её соединений с другими буквами в словах.Планируемые ...