Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы Й" (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы Й, её соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты

Предметные:     

знать: графический облик и элементы письменной буквы «Й»; приёмы написания и соединения новой буквы; алгоритм фонетико-графического анализа слова.

уметь: сравнивать букву с другими письменными буквами; писать строчную и заглавную букву «Й,й»; соединять с другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов.

 

Личностные: развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 1.12.20

Школа: 152

Класс: 1 «Д»

Кабинет: 219

                                        ФИО учитель школы: Кошкина И.И.

                                        ФИ студента: Каутер Е.

                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Конспект урока по обучению письму

Тема: «Письмо заглавной буквы Й»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы Й, её соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты

Предметные:        

Знать: графический облик и элементы письменной буквы «Й»; приёмы написания и соединения новой буквы; алгоритм фонетико-графического анализа слова.

Уметь: сравнивать букву с другими письменными буквами; писать строчную и заглавную букву «Й,й»; соединять с другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов.

Личностные: развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник, УМК «Школа России», 1 класс, В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова, пропись, учебная презентация.

Челябинск, 2020 г

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Слово учителя

2 мин.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Денисовна, сегодня урок письма проведу я.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Пропись, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Прочитайте пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?

- Хорошо, молодцы! Действительно, чтобы писать правильно и красиво, нужно уметь мысленно контролировать свои действия.

Готовят рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

Читают, осмысляют пословицу.

При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Повторение изученного:

фонетический анализ

Работа с деформированным предложением

4 мин.

 Фронтальная форма работы.

- Ребята, какую букву вы начали изучать на уроке обучения грамоте?

- Какой звук она обозначает?

- Сейчас мы с вами сыграем в игру “Хлопушка”. Я буду называть слова, и когда вы услышите слово со звуком [й] - вы должны хлопнуть в ладоши.

Слова: кролик, машина, йод, мяч, май, йогурт, столик, майка, бубен, белый, туман, йога, чай, волк, клей, трамвай.

- Молодцы! А сейчас посмотрите на доску, я для вас составила предложение, но по дороге к вам оно перепуталось. Посмотрите на слова и скажите, какое слово будет первым и почему?

- А теперь восстановите предложение.

- Верно. Назовите первый звук в первом слове. Дайте его характеристику.

Й, и научились писать строчную “й”

[й] - согл., мягкий., звон.

Хлопают в ладоши, когда слышат звук [й]

Йогурт, тк написано с большой буквы

Йогурт налили в большой стакан

Звук [й] - согл., звон., мягкий.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

III. Постановка учебной задачи

Словесный беседа, формулировка темы и цели урока

4 мин.

- Молодцы! А если мы сейчас начнем записывать слово “Йогурт”, возникнут ли у нас трудности?

- Верно, мы не умеем писать заглавную букву Й. Значит тема нашего урока…

- Молодцы! Тема урока: «Заглавная буква Й».

- Какие цели поставим перед собой сегодня?

Да. Мы не умеем писать заглавную букву “Й”


Заглавная буква Й

Учиться писать букву Й, слоги, слова, предложения с ней

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: формулирование темы и целей деятельности.

IV. Открытие нового знания

Практический:

анализ элементов буквы

Письмо под счёт

Письмо в воздухе

Физминутка для рук

Письмо предложений

Списывание с печатного текста

Физминутка для глаз

10 мин.

Письмо заглавной буквы "Й"

- Как вы думаете, возникнут ли у вас трудности в написании этой буквы?
- Может вы уже учились писать похожую букву?
- Чем похожи и чем отличаются буквы Й и И?

- Верно. Давайте разберемся, из каких элементов состоит буква Й?
- Сейчас я пропишу заглавную букву Й под счёт. Вы только смотрите. При письме я руку не отрываю, и раз-и два-и. И только сейчас отрываю руку, ставлю вверху галочку.
- Теперь выполним письмо буквы в воздухе. Пропишем, точно соблюдая направление движения.

Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту жмем, жмем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту трём.

- Откройте свои прописи на странице 13. Найдите самую нижнюю строку. На ней мы будем с вами писать предложение. Прочитайте предложение и скажите сколько в нем слов? “Йогурт налили в большой стакан”. Сейчас вы должны переписать это предложение письменными буквами. Не забывайте про соединения. Какие соединения бывают?

- Обратите внимание на соединение заглавной Й и о, каким оно будет? Можете приступать.

- Проверим ваше написание. Прочитайте предложение еще раз и скажите сколько у вас слов в предложении? Посмотрите на экран, у кого-нибудь есть ошибка в соединении?

Молодцы, идём дальше.

Глазки зажмурьте и веки сомкните,

5 секунд так посидите.

Хлопаем ресницами, бабочка взлетает

Нам так зимой ее не хватает.  

Держим голову прямо и смотрим в потолок,

А потом глазами поищем пол, дружок.

У нас отлично получается,

Жаль, что зарядка для глаз кончается.


Отвечают на вопрос

Да, букву И

У буквы И нет галочку вверху

Прямая линия с закруглением вверху и внизу, большая прямая линия с закруглением внизу вправо и галочка

Повторяют за учителем

Списывают предложение

Нижнее, среднее и верхнее


Верхнее/нижнее

Повторяют за учителем

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление

Практический:
звуко-буквенный анализ слова

Письмо слов

Практический:

звуко-буквенный анализ слова

Письмо слов

Физкульминутка

8 мин.

Письмо слов

- Откройте страницу 14. Что написано на строчках рядом со схемами?

- Прочитайте первые два слова.

- Чем они отличаются?

- Почему ударение не может падать на звук [й]?

- Верно. Я заранее начертила схемы данных слов. Ваша задача сейчас дать характеристику каждого звука и закрасить схему. Один ученик выходит к доске. Все остальные закрашивают схему у себя в тетради.

- Начнем со слова “мои”. Дай характеристику звука и параллельно закрашивай схему.

- Хорошо. Слово “мой”

- Теперь пропишите слово “мои” на пустой строке два раза, и слово “мой” тоже два раза.

- Переходим ко второй строчке. Прочитайте слова.

-Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи?

- Сейчас делаем то же самое. Начнем со слова “свой”. Даем характеристику звуков и параллельно закрашиваем схему.

 


- Хорошо. И последнее слово “твой”.

- Теперь пропишите слов “свой два раза” и слово “твой” два раза на нижней строке.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Слова мои, мой, свой и твой

Мои, мой

1.Значением. Мои - несколько предметов принадлежат мне. Мой - принадлежность мне одного предмета.

2.Ударением.

3.Буквами й и и

Потому что это согласный звук.

Мои. Первый звук [м]-согл., звон., тв., синий ц.

[а]-гл., безуд., красный ц. [и]-гл., удар., красный ц.

Мой. Первый звук [м]-согл., звон., тв., синий ц.

[о]-гл., удар., красный ц.

[й]-согл., звон., мягк., зеленый ц.

Прописывают слова

Свой и твой

1.Значением

2.Первой буквой

3.Ударение падает на ту же букву

Свой. [с]-согл., тв., глух., синий ц.

[в]-согл., тв., звон., синий йвет.  

[о]-гл., удар., красный ц.

[й]- согл., звон., мягк., зеленый ц.

Твой.[т]-согл., глух., тв., синий цвет.

[в]-согл., тв., звон., синий йвет.  

[о]-гл., удар., красный ц.

[й]- согл., звон., мягк., зеленый ц.

Прописывают слова

Повторяют за учителем

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

VI. Самостоятельна работа с самопроверкой

Списывание по образцу

5 мин.

Индивидуальная форма работы.

- Теперь найдите предложение, которое находится ниже слов. Кто прочитает мне его?

- Хорошо. Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно. Вы должны переписать это предложение на строку, которая находится ниже. Пишите слово под словом. Соблюдайте правила посадки, держите ручку прямо. Также соблюдайте соединения. Можете начинать.

- Какой знак вы поставили в конце предложения?

- В каких словах мы слышим звук [й]?

- Какой буквой он обозначен на письме в слове ёлка? Почему?

- Какой буквой он обозначен на письме в слове зайка?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Посмотрите на слайд. Теперь ваша задача - соотнести слово с каждой схемой.

 Под ёлкой сидит зайка.

 

Слушают учителя

Пишут предложение

Точка
Ёлкой, зайка

Ё, тк в начале слова обозначает 2 зв. [й] и [о]

Й, обозначает звук [й]

Звук [й] на письме может обозначаться буквами е,ё,ю,я и буквой й.

1 схема - ёлка

2 схема - зайка

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: саморегуляция

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

6 мин.

- Откройте учебник на странице 36. Прочитайте данные слова по цепочке.

- Кто был внимателен и найдет мне слово, где встречалась буква Й?

- Верно. Кто еще нашел слов с й?

- Итак, сделаем вывод. Что мы знаем про букву Й?

- Ребята, а что помогает автобусам, трамваям, велосипедистам и автомобилям не сталкиваться на дороге? Верно. Посмотрите ребята, ниже есть картинки этих знаков и еще ниже стих. Вы читали его на прошлом уроке. Давайте вспомним его.

О чем стих?

- А знаете ли вы весь стих и чем он закончился?

- Сейчас я хочу прочитать вам стих до конца. Слушайте внимательно.

Я Тебя Ладонью Хлопал.
Ты Скакал И звонко Топал.

Ты Пятнадцать Раз Подряд
Прыгал В угол И назад.

А потом Ты покатился
И назад Hе воротился.

Покатился В огород,
Докатился До ворот,
Подкатился Под ворота,
Добежал До поворота.

Там Попал Под колесо.
Лопнул, Хлопнул — Вот и все!

- Как вы думаете, почему такая ситуация произошла с мячом?

- Посмотрите, авторы учебника оставили вам небольшое послание вверху на странице 37. Кто прочитает его?

- Как вы думаете, почему нужно знать правила?

Читают по цепочке

Троллейбус

Трамвай

Обозначает звук [й].

Согласный, звонкий, всегда мягкий звук [й]

Дорожные знаки

О мяче, который мчался на красный светофор

Ответы детей

Слушают стихотворение

Он не соблюдал правила

Ребята! Изучайте, знайте и выполняйте правила дорожного движения!

Чтобы не попасть в такую ситуацию как мяч в стихотворении

Р: саморегуляция

К: контроль, коррекция, оценка действий.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный беседа

1 мин.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую букву учились писать?

- Какой звук она обозначает?  

- Как может обозначаться [й] на письме?

- Буква Й довольна вашей работой. А вы?

- Я считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и внимательны. Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Й

[й] - согл., мягк., звон.

Оценивают свою работу на уроке

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Йогрут налили большой в стакан.

Слайд 2

Йогурт налили в большой стакан.

Слайд 3

Тема урока: "Заглавная буква Й"

Слайд 4

Йогурт налили в большой стакан.

Слайд 6

зайка ёлка

Слайд 7

ёлка зайка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Заглавная буква в написании имен собственных»

Конспект урока по русскому языку "заглавная буква в написании имен собственных" разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока письма по теме "Заглавная буква П" 1 класс Школа России

Конспект урока письма по теме "Заглавная буква П" Школа России...

Конспект урока по обучению письму " Заглавная буква Ж", 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с элементами заглавной буквы «Ж», обучение детей письму заглавной буквы «Ж». Планируемые результаты: Предметные:...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 2 класс составлен с применением технологии проблемного обучения...