Урок "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Волкова Мария Альбертовна

Урок "Имя прилагательное как часть речи" знакомит детей новой для них частью речи, был проведён во 2 классе по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.    

Планируемые результаты:

Предметные:

-  умение находить имена прилагательные;

-  умение задавать вопросы к именам прилагательным;

-  умение использовать имена прилагательные в речи.

Личностные:

- осознание роли имени прилагательного в речи;

- развитие внимания, наблюдательности и памяти;

- проявление навыка сотрудничества со взрослым и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные:

  1. Регулятивные

- учитывают правило в планировании и контроле способа решения УУД;

-  планируют свои действия в соответствии  с задачами урока.

  1. Познавательные

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

- логически - осуществляют анализ, сравнение, обобщение.

  1. Коммуникативные

- проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, свою точку зрения и оценку событий;

- правильное оформление мысли в процессе  исследования языкового  материала в группах.

Образовательные ресурсы:

  1. Желтовская Л.Я. Русский язык 2-й кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 2 / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: АСТ:  Астрель, 2012. С. 94-95.
  2. Карточки двусторонние с предложениями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент. Самоопределение к деятельности.

-Проверьте всё ли у вас на парте готово к уроку: учебник, дневник, тетради, пенал.

-А какое у вас сегодня настроение?

-А какое ещё бывает настроение?

-Какое настроение выберем для урока?

Мультимедийная зарядка

Проверка готовности к уроку

-Веселое

-Грустное, печальное, радостное, спокойное...

2.Актуализация знаний.

-Какой раздел мы сейчас изучаем?

-С какой частью речи вы познакомились подробнее?

-Что вы можете сказать об имени существительном?

-Как различать  одушевлённые и неодушевленные имена сущ.?

-Как отличать имена собственные от имен нарицательных?

-В каких случаях имена нарицательные пишутся с большой буквы?

-Прочитайте слова, записанные на доске.

Весна, март, апрель, май, весенние.

-Какое слово лишнее?
- Почему? Докажите.

Части речи и их работа в предложении

Имя существительное.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

-Одушевленные имена сущ. отвечают на вопрос кто?, а неодуш. на вопрос что?

-Когда стоят в начале предложения.

-Весенние

-Это не имя существительное…

3.Постановка учебной проблемы и формирование задачи урока. Планирование деятельности на уроке.

-Если это не имя существительное, то к какой  части речи оно относится?

-Некоторые ребята уже знают, что это имя прилагательное, но у некоторых это вызвало затруднение. Поэтому сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Сформулируйте тему нашего урока, цель.

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие  задачи перед собой поставим?

-Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать.

(некоторые ученики могут  назвать имя прилагательное.)

-Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об   имени  прилагательном.

1. Что обозначают имена прилагательные?

2. На какие вопросы отвечают?

3. Для чего нужны имена прилагательные в речи?

4. Почему так называют имена прилагательные?

4.«Открытие» детьми новых знаний

-Начнем знакомство.

Прочитайте предложение.                                              

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

-  Посмотрите, ребята, мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете, почему?

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

-  Вы должны вставить пропущенные слова.

-  Слова - помощники у вас записаны внизу в скобках.        

- Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь поставьте к словам - помощникам вопросы

Какие? Острые

Какое? Тоненькое

Какие? Чуткие

Какая? Рыжая

Какой? Пушистый

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  

-  Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

На какие еще вопросы могут отвечать имена прилагательные?

Слайд (медвежья (чья?) берлога, птичьи (чьи?) следы, ласточкино (чье?) гнездо, воробьиный (чей?) скворечник)

Давайте проверим правильность нашего определения. Где мы можем это сделать?

-Как вы думаете, почему имя прилагательное так называется? 

Слово «прилагательное» имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

 

Можно назвать множество примеров.

Это трудно сделать, потому что нет имен прилагательных, которые помогают нам догадаться, о каком именно животном идет речь.

О лисе

-Обозначают признак предмета.

Вывод: Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, и отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? 

Обратиться к учебнику

5.Первичное закрепление нового знания.

Обратимся к ранее составленному плану, скажите, на какие вопросы мы уже ответили?

-Продолжим нашу работу. Выполним упражнение 2 в учебнике.

-Для того чтобы назвать признаки, даны опорные вопросы.

-Начинаем по цепочке, первый предмет это мяч…

-Посмотрите как один и тот же предмет можно характеризовать с разных сторон. К одному существительному можно подобрать много прилагательных. Запишем в тетради только по одному словосочетанию.

На слайде вы видите 2 текста, прочитаем оба текста и сравним их.

1 текст.

Наступила весна. В полях тает снег. А в лесу деревья в плену. Веточки берёз ждут тепла. В городе днём слышна капель. Жарче светит солнышко. Скоро зажурчат ручьи. Здравствуй, весна!

2 текст

Наступила тёплая весна. В полях тает последний снег. А в лесу деревья в снежном плену. Гибкие веточки берёз ждут тепла. В городе днём слышна звонкая капель. Жарче светит яркое солнышко. Скоро зажурчат первые ручьи. Здравствуй, весна!

-Одинаковы ли эти тексты?

-Чем они различаются?

Какой больше понравился?

-Что можно сказать о тексте, в котором есть прилагательные?

На какой из поставленных вопросов мы ещё получили ответ?

-Что обозначает прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

- Назовите признаки предметов, изображённых на рисунках.

Мяч (какой?) резиновый, разноцветный, детский, большой;

Полуботинки (какие?) кожаные, коричневые, мужские, маленькие;

Очки (какие?) стеклянные, водные, солнцезащитные, бабушкины;

Машина (какая?) зелёная, большая, заводная, грузовая.

-Нет, они разные

-В первом тексте нет прилагательных

- Мне больше понравился второй текст, потому что он более полный, яркий и красивый.

-Прилагательные делают текст ярким, образным, выразительным.

-Зачем нужны прилагательные в речи

6.Рефлексия деятельности. Итог урока.

Вернемся к вопросам, которые мы ставили в начале урока

-На все ли вопросы ответили в течение урока?

-Достигли ли поставленных задач?

-Продолжите предложение:

-  сегодня я узнал…

-  было интересно…

-  было трудно…

-  я понял, что…

-  теперь  я могу…

-  я почувствовал, что…

1. Что обозначают имена прилагательные?

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

3. Для чего нужны имен прилагательные в речи?

4. Почему так называют имена прилагательные?

-да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...