рабочая программа по русскому языку, 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе авторской программы «Русский язык» автор М.С.Соловейчик в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4ch.rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_-_4_klass.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Раздел 1.  Пояснительная записка.

     Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе авторской программы «Русский язык» автор М.С.Соловейчик в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования

Цель программы: обеспечить систематизацию изученного в начальных классах, подготовить базу для продолжения обучения в основной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • непрерывное повторение различных вопросов;
  • включение новых знаний в систему приобретенных ранее;
  • выполнение заданий на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц, например, на анализ того или иного слова со всех известных точек зрения.
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс.

  Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

        Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения. Усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

  Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.

         В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

 Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание. предложение, текст.

  Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

  Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.

  Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

 Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.

 Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.

 Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.

 На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

 В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.

                         

                         Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

       В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в  классе отводится 4 часов в неделю, всего 136 часа.

Формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета «Русский  язык»  лежит учебный диалог, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

                                                     Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • тестовых заданий.


Раздел 2.Содержание курса.

 (136 ч.)

Знаем - повторим, не знаем – узнаем.

Повторение (17 ч)

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Выделение и определение значимых частей слова. Соотношение звуков и букв. Повторение речевых вопросов. Практическое овладение диалогической формой речи. Делаем дневниковые записи. Однозначные и многозначные слова. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение значимых частей слова. Значение и употребление в речи. Правописание безударных личных окончаний глагола. Развитие орфографической зоркости и совершенствование всех уменийУчимся передавать рассказы других и говорить о себе.

Словосочетание (10 ч).

Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до…; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).

                                               Наречие (4 ч)

Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи. Обучение правописанию наречий, образованию наречий. Значимость наречий в нашей речи. Обучение пересказу с заменой первого лица третьим.

                                         Проверяем себя( 2ч.)

                                         Пишем объявления (3 ч)

Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Составление и написание объявлений.

Имя существительное и имя прилагательное (26 ч).

      Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний  имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

      Выбор падежной формы имени существительного по  «команде» глагола или другого имени существительного;  трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

      Морфологическая характеристика имени существительного.

      Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб —на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм

именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).

Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для  нахождения верного решения.

      Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.

       Способ решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

        Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).

        Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Части речи: что мы о них знаем – 11 ч.

Местоимение

         Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное

Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения  сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:

два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Глагол. Учимся писать личные окончания глаголов – 15 ч.

Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

       I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к  разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая  характеристика глаголов.

       Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы бритьстелить не рассматриваются).

       Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

        Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.  

       Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежитбегутхотятхочет и др.).

                          Новое о строении предложения – 9 ч.

Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух

сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

       Сложные  предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми   могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.

Учимся рассуждать – 15 ч.

   Построение несложных рассуждений. Рассуждение- объяснение и рассуждение- размышление. Создание письменных высказываний разных стилей. Оформление мыслей. Пересказ текста, содержащего рассуждение.

Слово в языке и речи (22 ч).

Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.

       Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

                             

                              Раздел 3.  Тематическое планирование.

Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные диктанты

Контрольное списывание

Контрольное изложение

1 четверть

( 36часов часа)

Знаем – повторим, не знаем – узнаем  

17

1

Знакомимся со словосочетаниями

10

1

Наречие

4

1

Пишем объявления

3

Проверяем себя

2

2 четверть

(35 часов)

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

26

2

1

3 четверть

(40 часов)

Части речи: что мы о них знаем?

11

1

1

Учимся писать личные окончания глаголов.

15

1

Новое о строении предложений  

9

1

Учимся рассуждать

5

1

4 четверть

(32часа)

И снова о главном работнике в языке - слове

20

1

1

Размышляем, рассказываем, сочиняем

11

1

Перелистываем учебник

1

Всего:

136

10

2

2

Раздел 4. Планируемые результаты по изучению учебного предмета

Выпускник научится: 

– участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;   

– самостоятельно  читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней  в соответствии с учебно-познавательной задачей;  

– пользоваться различными словарями учебника для решения  языковых и речевых  вопросов;  

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в  словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

–  восстанавливать  последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных  предложениях, текстах   нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки)  подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно создавать небольшие речевые произведения   освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;  улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться: 

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

–  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные  тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции), небольшие  тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–  соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи. 

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения  количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

 – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;  использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);

выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова  от форм одного и того же слова,  от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах  с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению,  характеризовать различия,  классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме  программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;

выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу  освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их  морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род  глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

–  пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в  объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами;  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях,  в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;

 выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;  

–замечать  яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

 В области синтаксиса и пунктуации выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

 – ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания  с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

  – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные)  и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах;  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;  

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами  а, но,  при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его  по цели, интонации,   наличию  второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;

выпускник получит возможность научиться:

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

– строить словосочетания разных видов;

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

 

Формирование орфографических умений

 Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы);

–  пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

–  писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать  и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

 – проверять написанное и вносить коррективы;

выпускник получит возможность научиться:

–  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

–  применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной  школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

формулировать собственное мнение;

слушать собеседника;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

  Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Элементы обязательного минимума содержания

Домашнее задание

Характеристика основных видов  деятельности ученика

Сроки

По плану       факт

1 четверть -   36 часов.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем   -   17  часов

1.

Перечитаем письмо.

Повторение ранее изученных орфограмм. Восстановление способов действий, ведущих к решению учебных задач.

Беседа, работа с учебником, решение орфографических задач, редактирование текста.

03.09.18

2

Обо всем понемногу.

Повторить и обобщить знания об однокоренных словах, о составе слова.

т/п с. 12-13 упр. 11

Решение орфографических задач, состав слова, работа в парах.

04.09.18

 3.

Обо всем понемногу.

Повторить и обобщить знания о частях речи, о предложении, о членах предложения.

Учебник с. 9 упр. 15

Игра «Минутка правил», определение границ предложений, работа по составу слова, фонетический разбор, игра «Угадай подлежащее», работа с текстом в парах, игра «Поймай основу»

05.09.18

4-5.

Все ли ты помнишь о речи?

Повторение изученного о речи, о ее видах.

т/п с. 18-19 упр. 21

т/п с. 20- 21 упр. 23

Повторение речевых вопросов, повторение главных требований к речи, разгадывание кроссворда, работа с жанрами речи, работа с пословицами.

06.09.18

10.09.18

6.

Делаем дневниковые записи.

Знакомство с назначением личного дневника и особенностями оформления в нем записей.

Учебник с. 15 упр. 31

Составление странички дневника, работа в парах, коллективная работа.

11.09.18

7.

Что ты знаешь о словах?

Повторение знаний о грамматическом значении слов.

Учебник с. 17-19 упр. 36

Орфографическая работа, коллективная работа, самостоятельная работа

12.09.18

8.

Как ты умеешь анализировать слова?

Словарный диктант.

Повторение звукобуквенного разбора

Учебник с. 20-21 упр. 42

Определение значения слова, разбор по составу, звукобуквенный разбор, игра «Сортировщики», словарный диктант

13.09.18

9.

Как ты умеешь анализировать слова?

Закрепление умения определять строение слова, образовывать родственные слова, распознавать место орфограммы в слове.

Учебник с. 23-24 упр. 49

Составление слов по схемам, работа над строением слов, орфографическая работа, образование однокоренных слов, вопросы на сообразительность, игра «Разбери матрешку», шарада.

17.09.18

10.

Как ты умеешь анализировать слова?

Развитие умения анализировать слова как части речи.

Учебник с. 25-26 упр. 55

Составление  схемы «Части речи», орфографическая работа, разбор слов как части речи, ига «Занимательные ступеньки», составление предложений из данных слов

18.09.18

11-13.

Готовимся к проверке своих умений.

Формирование умения применять различные правила на письме. Развитие орфографической зоркости.

Учебник с. 30 упр. 63

Учебник с. 32 упр. 66

Работа в парах, тренировочный диктант, индивидуальная работа, самостоятельная работа

19.09.18

20.09.18

24.09.18

14.

Контрольный диктант №1

Проверка сформированности умения применять знания орфографии на письме

Контрольный диктант, грамматическое задание.

25.09.18

15.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Обобщение полученных знаний. Анализ ошибок, допущенных в диктанте и при выполнении грамматического задания. Выяснение причин ошибок и их исправление.

Работа над ошибками,

26.09.18

16.

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.

Обучение пересказу текста от 3-го лица.

Учебник с. 35 упр. 72

Словарно-орфографическая работа, работа с текстом, работа с памяткой, составление плана, изложение

27.09.18

17.

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.

Обучение написанию личных воспоминаний, развитие умения составлять повествовательный текст.

Анализ изложений и работа над ошибками, беседа, устные рассказы, сочинение

01.10.18

Знакомимся со словосочетаниями – 10 часов

18.

Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

Словарный диктант.

Знакомство с понятием «словосочетание», с его существенными признаками. Роль словосочетаний в языке.

Учебник с. 41-42 упр. 86

Словарный диктант, коллективная работа, игра «Найди пару», самостоятельная работа

02.10.18

19.

Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

Обучение построению словосочетаний и определению их роли в предложении. Обучение построению предложений.

Учебник с. 43-44 упр. 91

Построение словосочетаний, коллективная работа, словарная работа, работа в парах, составление предложений, выписывание словосочетаний.

03.10.18

20.

Наблюдаем за значением словосочетаний.

Обучение постановке смысловых вопросов в словосочетании. Значение словосочетаний.

Учебник с. 47 упр. 96

Знакомство с сообщениями, работа со словосочетаниями, коллективная работа, индивидуальная работа.

04.10.18

21.

Наблюдаем за значением словосочетаний.

Обучение построению словосочетаний и вычленению их из предложений.

Учебник с. 48 упр. 100

Работа в парах, самостоятельная работа, коллективная работа, игра «Выбери вопрос»

08.10.18

22.

Что может приказывать главный член словосочетания? Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

Ознакомление со связью имен существительных с именами прилагательными (согласованием). Повторение способов решения орфографической задачи при написании окончаний имен прилагательных.

Учебник с. 52 упр. 107

Коллективная работа, ответы на вопросы, игра «Какое прилагательное?», индивидуальная работа, орфографическая работа.

09.10.18

23.

Что приказывает имя существительное имени прилагательному

Наблюдение за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.

Учебник с. 53-54 упр. 112

Коллективная работа, игра «Парный выход», самостоятельная работа.

10.10.18

24.

Кому и в чем подчиняются имена существительные?

Ознакомление со связью – управлением. Отработка правильного способа действий при определении падежного вопроса к имени существительному.

Учебник с. 57 упр. 118

Коллективная работа, повторение падежей и падежных вопросов, игра «Добавь существительное».

11.10.18

25.

Кому и в чем подчиняются имена существительные?

Формирование умения определять падеж имен существительных, используя связь управления.

т/п с. 40 упр. 121

Коллективная работа, игра «Добавь существительное», самостоятельная работа.

15.10.18

26-27.

Учимся правильной речи

Обучение правильному построению словосочетаний со связью управления, согласования.

Учебник с. 61- 62 упр. 128

Учебник с. 65 упр. 134

Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа, игра «Сделай замену»

16.10.18

17.10.18

28.

Контрольный диктант № 2

Проверка орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

18.10.18

Наречие –  4 часов.

29.

Анализ диктанта.

Представляем еще одну часть речи. Словарный диктант.

Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи.

Учебник с. 69-70 упр. 141

Коллективная работа, работа с правилом, игра «Как? Когда? Где?», игра «Четвертый лишний», словарный диктант.

22.10.18

30.

Правописание наречий.

Обучение правописанию наречий, образованию наречий.

Учебник с. 71 упр. 144

Взаимодиктант, образование наречий, разбор наречий по составу, игра «Добавь словечко», самостоятельная работа.

23.10.18

31.

Закрепление правописания наречий.

Обучение образованию наречий, грамотному их написанию. Значимость наречий в нашей речи.

Учебник с. 73-74 упр. 149

Коллективная работа, игра «Помоги добраться», работа в парах, игра «Грустно-весело», самостоятельная работа.

24.10.18

32.

Контрольный диктант за 1 четверть № 3.

Проверка орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

23.10.18

33.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

Обучение пересказу текста с заменой первого лица третьим.

Знакомство с текстом, орфографическая работа, пересказ текста, изложение.

25.10.18

34.

Работа над ошибками.

Развитие умения исправлять ошибки, допущенные в работе.

Работа над ошибками, коллективная работа, самостоятельная работа

06.11.18

Пишем объявления – 3 часа

35.

Пишем объявления.

Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра.

Учебник с. 79- 80 упр. 163

Коллективная работа, работа с иллюстрацией, работа с текстом.

07.11.18

36- 37.

Пишем объявления.

Обучение составлению и написанию объявлений.

Учебник с. 81- 82 упр. 167

Учебник с. 82 упр. 170

Коллективная работа, работа в парах.

08.11.18

12.11.18

2 четверть -  35 часов

             Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных – 26 часов

38.

Что ты знаешь об именах существительных?

Повторение сведений об именах существительных. Повторение падежей и способов их определения. Знакомство с понятием «склонение».

Учебник с. 84-85 упр.176

Коллективная работа

13.11.18

39-40.

Открываем новый секрет имен существительных.

Закрепление приобретенных знаний и умений, формирование умения в определении падежей и в изменении по падежам.

Учебник с. 90 упр. 189

Работа с правилом, коллективная работа, игра «Цепочка», работа со словарными словами, самостоятельная работа.

14.11.18

41.

Дополняем памятку анализа имени существительного новыми сведениями.

Обучение письменному анализу имени существительного. Обобщение знаний об имени существительном.

Игра «Поднимись по лесенке». Коллективная работа, самостоятельная работа.

15.11.18

42.

Известное правило подсказывает новое.

Знакомство со способами действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.

Учебник с. 98 упр. 209

Игра «Кто быстрее заполнит схему?», работа в парах, работа с правилом, самостоятельная работа.

19.11.18

43- 44.

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

Обучение способу действия при написании безударных окончаний имен существительных.

Учебник с. 101 упр. 217

Учебник с. 103 упр. 225

Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

20.11.18

21.11.18

45- 46.

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

Словарный диктант.

Обучение безошибочному написанию безударных окончаний существительных.

Учебник с. 105- 106 упр. 232, 233

Учебник с. 108 упр. 238

Коллективная работа, самостоятельная работа, словарный диктант.

22.11.18

26.11.18

47.

Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных?

Отработка способов действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных.

Учебник с. 111 упр. 245

Словарно-орфографическая работа, коллективная работа, самостоятельная работа.

27.11.18

48.

Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных?

Отработка способов действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных. Знакомство со склонением имен прилагательных.

Учебник с. 114 упр. 252

Коллективная работа, работа по вариантам, игра «Кто быстрее достигнет вершины?».

28.11.18

49.

Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных?

Развитие умения грамотно писать безударные окончания имен прилагательных.

Учебник с. 116 упр. 257

Коллективная работа, работа с пословицами, склонение прилагательных, индивидуальная работа, составление предложений, работа в парах, самостоятельная работа.

29.11.18

50.

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Обучение «читать» картину, осмысливать ее содержание, совершенствовать умение отбирать нужные слова для описания. Художественный текст и художественные средства картины.

Подготовка к восприятию картины, беседа с рассматриванием картины, речевая подготовка к сочинению, определение варианта сочинения, написание сочинения.

03.12.18

51.

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

Обучение правописанию безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

Учебник с. 122- 123 упр. 268

Коллективная работа, запись словосочетаний под диктовку, самостоятельная работа.

04.12.18

52.

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

Совершенствование умения распознавать безударные окончания имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

Учебник с. 124- 125 упр. 272

Письмо по памяти, работа с таблицей, работа в парах, самостоятельная работа.

05.12.18

53-54.

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Словарный диктант.

Формирование умения грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имен существительных множественного числа.

т/п с. 74-75 упр. 279

Учебник с. 131 упр. 284

Словарно-орфографическая работа, коллективная работа, игра «Поймай форму слова», работа в парах, словарный диктант.

06.12.18

10.12.18

55- 57.

Повторяем,  тренируемся в правильном письме.

Проверочная работа.

Совершенствование знаний о склонении имен существительных и прилагательных. Формирование умения грамотно писать безударные окончания при склонении.

Учебник с. 133 упр. 289

Учебник с. 134- 135 упр. 293

Учебник с. 136- 137 упр. 196

Работа со схемами, коллективная работа, игра «Собери буквы», письмо под диктовку, работа по вариантам.

11.12.18

12.12.18

13.12.18

58.

Контрольный диктант № 4

Проверка орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

17.12.18

59- 61.

Открываем еще несколько секретов правильной речи.

Обучение правильному изменению слов. Освоение норм правильной речи. Закрепление грамматико-орфографических умений.

т/п с. 84-86 упр. 303

Учебник с. 144 упр. 310

Учебник с. 145 -146 упр. 315

Коллективная работа, игра «Семь родственников», работа в парах.

18.12.18

19.12.18

20.12.18

62.

Размышляем, фантазируем, сочиняем сказку.

Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами сказки.

Подготовка к написанию сочинения, мини-зарисовки, составление зарисовок, сочинение.

24.12.18

63.

Размышляем, фантазируем, рисуем. Изложение с творческим заданием.

Развитие умения правильно передавать содержание текста, дополнять текст  словесными картинами.

Подготовка к написанию изложения, пересказ текста, орфографическая работа, изложение.

25.12.18

64.

Контрольный диктант за 2 четверть № 5

Проверка орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

26.12.18

Части речи: что мы о них знаем? –  7 часов

65.

Анализ диктанта.

Части речи – имена.

Обобщение знаний о частях речи – именах.

Учебник с. 5 упр. 324

Коллективная работа, письменный анализ имени прилагательного, игра «Найди ошибку». Игра «Помири слово».

27.12.18

66.

Части речи – имена. Выборочное изложение.

Развитие умения выборочно передавать содержание рассказа, не пропуская существенного.

Подготовка к изложению, знакомство с текстом, орфографическая работа, выделение частей текста, написание изложения.

10.01.18

67.

Контрольное списывание №1

Проверка умения безошибочного письма.

Контрольное списывание

14.01.18

68.

Секреты имен числительных.

Знакомство с понятием «количественные числительные». Изменение количественных числительных по родам и падежам.

т/п с. 7-8 упр. 334

Игра «Где число, а где предмет?», коллективная работа, склонение числительных, игра «Число-предмет-признак», работа в парах.

15.01.18

69.

Секреты имен числительных.

Знакомство с понятием «количественные числительные», «сложные числительные». Склонение имен числительных.

т/п с. 10 упр. 340

Коллективная работа, игра «Каждому - свое», знакомство со сложными числительными, склонение сложных числительных, чтение выражений с числительными, самостоятельная работа.

16.01.18

70.

Секреты имен числительных.

Знакомство с употреблением формы множественного числа числительного ОДИН при словах, не имеющих единственного числа или называющего парные предметы. Тренировка в правильном написании числительных.

Учебник с. 14 упр. 346

Мини-пересказ текста, коллективная работа, самостоятельная работа.

17.01.18

3 четверть -  52  часа

Части речи: что мы о них знаем? - 6  часов.

71- 72.

Учимся пользоваться личными местоимениями.

Обобщение знаний о местоимениях. Развитие умения грамотно использовать формы местоимений в речи. Значение местоимений

Учебник с. 16 упр. 351

Коллективная работа, игра «Четвертое- лишнее», работа с текстом в парах.

21.01.19

22.01.19

73.

Что известно о неопределенной форме глагола?

Обобщение знаний о неопределенной форме глагола. Развитие умения правильно определять у глагола неопределенную форму.

Учебник с. 21 упр. 364

Словарно-орфографическая работа, фронтальная работая. Работа в парах.

23.01.19

74.

Что известно о неопределенной форме глагола?

Словарный диктант.

Повторение правил о написании суффиксов в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола, развитие умения определять части слова у глаголов.

Учебник с. 23-24 упр. 371

Словарный диктант, игра «Сообрази-ка», фронтальная работа, игра «Скажи наоборот».

24.01.19

75.

О чем рассказывают глагольные окончания?

Тренировка в определении формы глагола и грамматических признаков, на которые указывает окончание.

Учебник с. 26 упр. 376

Коллективная работа, самостоятельная работа.

28.01.19

76

О чем рассказывают глагольные окончания?

Формирование умения определять форму глагола по его окончанию, подбирать к глаголу его неопределенную форму.

Учебник с. 29-30 упр. 380

Коллективная работа, игра «Сортировщик».

29.01.19

30.01.19

Учимся писать личные окончания глаголов - 20 часов.

77.

Имена склоняются, а глаголы…

Знакомство с понятием «спряжение»

Учебник с. 31 упр. 389

Фронтальная работа, индивидуальная работа, игра «Кто узнает?»

31.01.19

78.

Склонений – три. А спряжений?

Знакомство с наличием у глаголов двух спряжений. Окончаниями каждого спряжения.

Учебник с. 35 упр. 397

Коллективная работа, самостоятельная работа.

04.02.19

79-80.

Склонений – три. А спряжений?

Формирование умения определять спряжение глаголов по окончанию.

Учебник с. 37 упр. 403

Коллективная работа, работа в парах, игра «Кто быстрее?», самостоятельная работа.

05.02.19

25.01.19

81

Зачем и как узнавать спряжение глагола?

Словарный диктант.

Развитие умения соотносить временную форму глагола с его начальной формой. Определение спряжения глагола по ударному окончанию.

Учебник с. 39 упр. 411

Коллективная работа, словарный диктант.

06.02.19

07.02.19

82.

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

Распознавание спряжения глагола по его неопределенной форме.

Учебник с. 41 упр. 417

Коллективная работа, игра «Будь внимателен», работа с загадками.

11.02.19

83.

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

Развитие умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. Совершенствование умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы.

Учебник с. 43 упр. 424

Работа со схемами, письмо с комментированием, сравнение родовых и личных окончаний глаголов, работа в парах, самостоятельная работа.

12.02.19

84-85.

Правильные действия – правильная буква.

Уточнение знаний об особенностях глаголов первого и второго спряжения. Знакомство с глаголами- исключениями, развитие умения распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.

Учебник с. 46 упр. 432

Учебник с. 48 упр. 438

Письмо под диктовку, фронтальная работа, работа в парах.

13.02.19

14.02.19

86.

Правильные действия – правильная буква.

Формирование умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов, включая глаголы- исключения

Учебник с. 50 упр. 443

Коллективная работа, игра «-ете или – ите?», работа в парах, самостоятельная работа.

18.02.19

19.02.19

87.

Дополняем памятку характеристики глагола.

Словарный диктант.

Обучение письменному анализу глагола как части речи. Формирование умения грамотно писать личные окончания глагола.

Учебник с. 53 упр. 452

Коллективная работа, словарный диктант, работа в парах, игра «Как определить?», самостоятельная работа.

20.02.19

88-91.

Применяем знания, совершенствуем умения.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Учебник с. 56 упр. 460

Учебник с. 56- 57 упр. 462

Учебник с. 58- 59 упр. 464

Игра «Чей ряд лучше?», повторяем глаголы- исключения, работа в парах, самостоятельная работа, дифференцированная работа.

21.02.19

25.02.19

12.02.19

92.

Контрольный диктант № 6

Проверка умения писать глагольные окончания. Проверка грамматических умений, связанных с этой частью речи.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

26.02.19

Новое о строении предложений  - 9 часов

93

Анализ диктанта.

Пополним знания о членах предложения.

Знакомство с второстепенными членами предложения: определением, дополнением, обстоятельством. Как определять виды второстепенных членов предложения?

Учебник с. 62-63 упр.472

Коллективная работа.

27.02.19

28.02.19

94.

Члены предложения бывают однородными.

Знакомство с особенностями однородных членов предложения.

т/п с. 53-54 упр. 475

Словарно-орфографическая работа, выделение грамматической основы предложения, коллективная работа, лингвистическая работа, игровое задание.

04.03.19

95.

Члены предложения бывают однородными.

Развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них,  ставить запятую при однородных членах.

т/п с. 55-56 упр. 479

Коллективная работа, зрительно-слуховой диктант, игра «Требуется предложение», тренировочная работа, самостоятельная работа.

05.03.19

96- 97.

Члены предложения бывают однородными.

Обучение построению предложений с однородными членами, выбору союзов и постановке знаков препинания.

т/п с. 58-59 упр. 485

Фронтальная работа, работа в парах, игра «Подбери союз», самостоятельная работа.

06.03.19

07.03.19

98.

Предложения бывают сложными.

Знакомство со структурой сложного предложения, знаками препинания в нем.

Учебник с. 74-75 упр. 502

Словарно-орфографическая работа, коллективная работа, письмо по памяти, игра «Найди основу».

11.03.19

99.

Предложения бывают сложными.

Формирование умения отличать сложные предложения от предложений с однородными членами, соединять части сложного предложения запятой и союзами.

Учебник с. 77-78 упр. 507

Решение орфографических задач, коллективная работа, работа со схемами, работа в парах, игра «Аукцион»

12.03.19

100.

Предложения бывают сложными.

Формирование умения грамотно оформлять на письме сложные предложения и предложения с однородными членами.

т/п с. 65-66 упр. 512

Работа с пословицами, работа в парах, фронтальная работа, игра «Собери грибы», комментированный диктант.

13.03.19

101.

Контрольный диктант № 7

Проверка сформированности орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

14.03.19

Учимся рассуждать -   7  часов.

102.

Учимся рассуждать.

Обучение логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении. Наблюдение за особенностями строения текста- рассуждения.

Учебник с. 82- 83 упр. 518

Коллективная работа, вопросы- «почемучки».

18.03.19

103.

Учимся рассуждать.

Знакомство с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление). Обучение построению рассуждений.

т/п с. 69-70 упр. 523

Коллективная работа, игра «Собери рассуждение», самостоятельная работа.

19.03.19

104.

Учимся рассуждать.

Знакомство с жанром объяснительной записки.

т/п с. 72-73 упр. 531

Коллективная работа, работа в парах,

20.03.19

105-106.

Учимся рассуждать

Обучение оформлению своих мыслей в рассуждении.

Коллективная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

21.03.19

107.

Контрольный диктант за 3 четверть № 8

Проверка сформированности орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

01.04.19

108.

Работа над ошибками

Учимся рассуждать.

Обучение построению рассуждений

Коллективная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

02.04.19

4 четверть -    часов.

И снова о главном работнике в языке -20часов

109.

Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

Знакомство с жизнью слов в русском

Учебник с. 92 упр. 541

Беседа, работа со словарями, коллективная работа

03.04.19

110- 111.

Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

Знакомство с жизнью, работой слов и устойчивых оборотов в русском языке. Закрепление знаний о ранее изученных орфограммах.

Учебник с. 93 упр. 544

Словарно-орфографическая работа, игра «Что ты знаешь о словах?», фронтальная работа, игра «Найди значение», работа в парах,

04.04.19

08.04.19

112.

Поговорим о значении слов. Сжатое изложение.

Развитие умения кратко передавать содержание текста. Наблюдения за словами.

Работа с текстом, коллективная работа, написание изложения.

09.04.19

113.

Поговорим о значении слов.

Наблюдение за многозначными словами. Толковый словарь.

т/п с. 15-16 упр. 561

Игра «Пользуйся шифром», коллективная работа, орфографическая работа, работа в парах.

10.04.19

114.

Поговорим о значении слов.

Обобщение знаний о синонимах и антонимах. Развитие орфографической зоркости.

Учебник с. 99 упр. 567

Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа, редактирование на слух.

11.04.19

115.

Поговорим о значении слов. Изложение.

Развитие умения по плану передавать содержание текста, употреблять слова с определенным значением для усиления точности картины.

Знакомство с текстом,, работа над содержанием, составление картинного плана, пересказ текста, орфографическая подготовка, написание изложения.

15.04.12

116.

От значения – к правильному написанию.

Развитие орфографической зоркости, основанной на значении слов.

Учебник с. 101-102 упр. 576

Работа над ошибками, коллективная работа, игровое задание,.

16.04.19

117.

От значения – к правильному написанию.

Работа с непроверяемыми написаниями с опорой на этимологический анализ.

Учебник с. 102-103 упр. 580

Словарно-орфографическая работа, коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

17.04.19

118.

Рассказываем истории некоторых выражений

Знакомство с историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов. Развитие орфографической зоркости.

Учебник с. 105-106 упр. 585

Работа с устойчивыми оборотами, коллективная работа, работа с загадками.

18.04.19

119-120.

Что мы знаем о словах?

Обобщение знаний о слове, выявление связи значения слова с его строением.

т/п с. 31 упр. 596

Работа с кроссвордом, работа с предложением, обобщение о глаголе, коллективная работа, самостоятельная работа.

22.04.19

23.04.19

121.

Что мы знаем о словах?

Систематизация изученного о слове.

т/п с. 34 упр. 601

Ига «Разгадай послание», работа в парах, игра «Цветик-семицветик».

24.04.19

122-124.

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?

Закрепление орфографических умений.

т/п с. 35-36 упр. 604

Учебник с. 113-114 упр. 610

Учебник с. 115 упр. 613

Работа с морфологическими шарадами, работа с загадками, самостоятельная работа.

25.04.19

29.04.19

30.04.19

125-126.

Проверяем себя.

Повторение и закрепление полученных знаний.

т/п с. 43 упр. 616

Работа с пословицами, самостоятельная работа, игра «От схемы к слову», игра «-ешь или –ишь?», тестовая работа.

06.05.19

07.05.19

127.

Контрольный диктант № 9

Проверка сформированности орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

08.05.19

128.

Знаешь ли, как правильно?

Повторение вопросов культуры речи, ее правильности.

Учебник с. 117 упр. 624

Коллективная работа, самостоятельная работа.

13.05.19

Размышляем, рассказываем, сочиняем

129.

Предложение в тексте.

Закрепление умения строить предложения при включении его в текст.

Учебник с. 119 упр. 630

Викторина «Кто правильно?», коллективная работа, самостоятельная работа.

14.05.19

130.

Предложение в тексте.

Словарный диктант.

Способы связи предложений.

Учебник с. 122 упр. 633

Словарная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

15.05.19

131.

Контрольный диктант за год № 10

Проверка сформированности орфографических и грамматических умений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

16.05.19

132.

Анализ диктанта.

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем.

Повторение основных особенностей известных типов речи.

Учебник с.123 упр. 639

Работа с фразеологическими оборотами, построение предложений в тексте, коллективная работа, работа с загадками.

20.05.19

133.

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем.  Контрольное  изложение № 2.

Знакомство с жанром рассказа, его особенностями. Развитие умения передавать письменно содержание рассказа.

Работа с текстом, беседа по содержанию, составление плана, орфографическая работа, написание изложения.

21.05.19

134.

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем. Работа над ошибками.

Знакомство с жанром рассказа. Развитие умения исправлять ошибки, допущенные в изложении текста.

Работа над ошибками, запись текста под диктовку, редактирование текста.

22.05.19

135- 136.

Перелистаем учебник.

Закрепление и обобщение изученного.

23.05.19

27.05.19

28.05.19

Раздел 6.. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/понимать: 

- значимые части слова;

- признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания слова ( в том числе по словарю);

- без ошибок списывать несложный текст;

- создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)

- работы со словарем;

- соблюдения орфоэпических норм;

- создание в устной и письменной форме несложных текстов;

- овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

 Раздел 7. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.

Диктанты

 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

Раздел 8.  Перечень учебно - методического обеспечения

Обязательные:

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для  4 классов. В  2 ч. 2015

2.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для  4 классов. В 3 частях.  – 2018

Рекомендуемые:

3.Корешкова  Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 4 классов. В 2 частях. 2015

4.Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч.   Ч. 1: Тренировочные  задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2015

5.Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"

В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс

Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...