Урок русского языка "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Титова Екатерина Борисовна

Тема: «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Задачи урока:

Закреплять

умения определять:

– грамматические признаки и синтаксическую роль личных местоимений;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;

Формировать

познавательные УУД:

– работать с информацией, представленной в табличной форме;

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;

личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.49–57); Рабочая тетрадь 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.08 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx23.61 КБ
Binary Data k_uroku_na_id.notebook21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Задачи урока:

Закреплять

умения определять:

– грамматические признаки и синтаксическую роль личных местоимений;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;

Формировать

познавательные УУД:

– работать с информацией, представленной в табличной форме;

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;

личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.49–57); Рабочая тетрадь 2.

Ход урока

I.Оргмомент.

- Проверьте готовность рабочего места к уроку. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний

- 1 ряд, просклоняйте, пожалуйста, местоимение ОН по цепочке. А все остальные проверяйте, правильно ли выполнили задание 1 ряд и повторяйте про себя.

И. (Кто? Что?) он,   вы,    мы

Р. (нет кого?) его,   вас,    нас

Д. (рад кому?) ему,   вам,   нам

В. (вижу кого?) его,   вас,   нас

Т. (горжусь кем?) им,   вами,    нами

П. (думаю о ком?) о нем,   о вас,   о нас

А теперь 2 ряд просклоняют местоимение ВЫ.

Затем 3 ряд просклоняют местоимение МЫ.

А все остальные также проверяют и повторяют про себя.

Итак, обратите внимание, 1 ряд склонял местоимение он, почему вы сказали о нем, а не о ём, например?

(Правило: после предлогов в начале личных местоимений 3 лица произносится [н] и пишется н).

III. Постановка учебной задачи и ее решение.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Личные местоимения»)

- Что вы  знаете о личных местоимениях?

(Тема: «Личные местоимения. Чем являются личные местоимения в предложении») И узнаем, какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения.

- Какова цель нашего урока? (Я должен понять, чем являются личные местоимения в предложении).

- Теперь открываем тетради и запишите число, классная работа.

А как же узнать, чем являются личные местоимения в предложении? Я предлагаю провести наблюдение за личными местоимениями.

Откройте учебник на странице 53, упражнение 47.

1 ученик читает текст упражнения.

- Значения каких слов вам непонятно?

- Можем ли мы сразу правильно записать весь текст? (Нет, там много пропущенных букв). Возьмите простые карандаши и вставьте в учебнике пропущенные буквы.

Взаимопроверка: Проверьте друг у друга и узнайте, кто какие буквы вставил.

Упр 47. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

- Когда закончите, покажите это.

Запишите в тетрадь текст в тетрадь.

Проверка. На презентации весь текст. Каждый исправляет ошибки. Кто написал без ошибок?

- Какое 2 задание? Найдите и подчеркните личные местоимения. А как мы будем подчеркивать? Ведь не просто одной чертой. Как вы думаете, это правильно будет? Неправильно. Что мы подчеркиваем обычно одной чертой? (Подлежащее).

Давайте разберемся. Посмотрите первое предложение в упражнении.

- Найдите личные местоимения. Каким главным членом оно является? Почему? (Я)

- Найдите личные местоимения во втором предложении. Каким главным членом оно является? Почему?

Почему это не подлежащее? (Отвечает на вопрос к кому?

Мы же не можем сказать куда? Подходить к человеку, ко мне – это не место, поэтому это не обстоятельство). Так как обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия.

- А как мы тогда подчеркнем? (Дополнением).

Происходит разбор личных местоимений в тексте.  Половина текста с учителем, остальное самостоятельно.

Какой можно сделать вывод? Какова синтаксическая роль личных местоимений?

Вывод: Личные местоимения указывают на предмет. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

IV. Физминутка

Встали. Приготовились.

- Я буду называть местоимения. Если оно 1 лица, вы вращаете головой, 2 лица – кистями рук, 3 лица – зрачками глаз.

- Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

V. Закрепление изученного

А сейчас работа в группах. Прочитайте текст, записанный на листочках, исправьте его в конце, найдите подчеркните местоимения как члены предложения, определите у них лицо, число, падеж.

«Кот и корова»

Мой старый кот

Сбежал из дома,

Он у меня с рожденья жил,

Я сам кормил его соломой,

Морковкой свежею кормил.

За ним

Ушла моя корова.

Я сам прогнал ее взашей

За то, что глупая корова

Не шла в амбар ловить мышей.

Теперь я

Хлеб жую с водою

И не слезаю с сундука.

КТО МНЕ ВЕДРО МЫШЕЙ НАДОИТ?

КТО МНЕ НАЛОВИТ МОЛОКА?

(Леонид Мезинов)

Проверка.

- Прочитайте стихотворение правильно.

1 человек из группы называет местоимение, его форму, и каким членом предложения оно является. А остальные хлопают, если согласны.

Какой вывод мы с вами сделали? Личные местоимения указывают на предмет. Изменяются по числам и падежам, а в 3 лице по родам. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно по заданию в печатной тетради упр. 24 на стр. 27-28.

VI. Итог урока

Какова тема сегодняшнего урока?

- Дополните высказывания:

Личные местоимения указывают на …

Бывают …

Изменяются по …

В предложении бывают …

Употребляются вместо …

(1, 2, 3 лица; имени; предмет; числам, падежам, а в 3 л. по родам; подлежащим, дополнением, обстоятельством)

- Оцените свои знания по этой теме. (Лесенка успеха)

Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

Тема: «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Задачи урока:

Закреплять

умения определять:

– грамматические признаки и синтаксическую роль личных местоимений;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;

Формировать

познавательные УУД:

– работать с информацией, представленной в табличной форме;

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;

личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.49–57); Рабочая тетрадь 2.

Тип урока: комбинированный

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

- Проверьте готовность рабочего места к уроку. Присаживайтесь.

Проверяют готовность рабочего места.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Актуализация знаний

3 мин.

- 1 ряд, просклоняйте, пожалуйста, местоимение ОН по цепочке. А все остальные проверяйте, правильно ли выполнили задание 1 ряд и повторяйте про себя.

И. (Кто? Что?) он,   вы,    мы

Р. (нет кого?) его,   вас,    нас

Д. (рад кому?) ему,   вам,   нам

В. (вижу кого?) его,   вас,   нас

Т. (горжусь кем?) им,   вами,    нами

П. (думаю о ком?) о нем,   о вас,   о нас

А теперь 2 ряд просклоняют местоимение ВЫ.

Затем 3 ряд просклоняют местоимение МЫ.

А все остальные также проверяют и повторяют про себя.

Итак, обратите внимание, 1 ряд склонял местоимение он, почему вы сказали о нем, а не о ём, например?

(Правило: после предлогов в начале личных местоимений 3 лица произносится [н] и пишется н).

Склонять личные местоимения.

Проводить взаимоконтроль.

Восприятие информации, осмысление ее.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

15 мин.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Личные местоимения»)

- Что вы  знаете о личных местоимениях?

(Тема: «Личные местоимения. Чем являются личные местоимения в предложении») И узнаем, какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения.

- Какова цель нашего урока? (Я должен понять, чем являются личные местоимения в предложении).

Теперь открываем тетради и запишите число, классная работа.

А как же узнать, чем являются личные местоимения в предложении? Я предлагаю провести наблюдение за личными местоимениями.

Откройте учебник на странице 53, упражнение 47.

1 ученик читает текст упражнения.

- Значения каких слов вам непонятно?

- Можем ли мы сразу правильно записать весь текст? (Нет, там много пропущенных букв). Возьмите простые карандаши и вставьте в учебнике пропущенные буквы.

Взаимопроверка: Проверьте друг у друга и узнайте, кто какие буквы вставил.

Упр 47. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

- Когда закончите, покажите это.

Запишите в тетрадь текст в тетрадь.

Проверка. На презентации весь текст. Проверьте.

Каждый исправляет ошибки. Кто написал без ошибок?

- Какое 2 задание? Найдите и подчеркните личные местоимения. А как мы будем подчеркивать? Ведь не просто одной чертой. Как вы думаете, это правильно будет? Неправильно. Что мы подчеркиваем обычно одной чертой? (Подлежащее).

Давайте разберемся. Посмотрите первое предложение в упражнении.

- Найдите личные местоимения. Каким главным членом оно является? Почему? (Я)

- Найдите личные местоимения во втором предложении. Каким главным членом оно является? Почему?

Почему это не подлежащее? (Отвечает на вопрос к кому?

Мы же не можем сказать куда? Подходить к человеку, ко мне – это не место, поэтому это не обстоятельство). Так как обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия.

- А как мы тогда подчеркнем? (Дополнением).

Происходит разбор личных местоимений в тексте.  Половина текста с учителем, остальное самостоятельно.

Какой можно сделать вывод? Какова синтаксическая роль личных местоимений?

Вывод: Личные местоимения указывают на предмет. Могут быть в предложении либо дополнением, либо обстоятельством, либо подлежащим.

Постановка цели и задачи урока.

Беседа.

Работать с учебником.

Учить находить личные местоимения в тексте. Наблюдать и определять наличие в тексте личных местоимений.

Проводить взаимоконтроль.

Отрабатывать навык правописания слов с известными орфограммами.

Отвечать на вопросы.

Узнавать новую информацию.

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

4. Физминутка

3 мин.

Встали. Приготовились.

- Я буду называть местоимения. Если оно 1 лица, вы вращаете головой, 2 лица – кистями рук, 3 лица – зрачками глаз.

- Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

Выполнять упражнения.

5. Закрепление изученного

12 мин.

А сейчас работа в группах. Прочитайте текст, записанный на листочках, исправьте его в конце, найдите подчеркните местоимения как члены предложения, определите у них лицо, число, падеж.

«Кот и корова»

Мой старый кот

Сбежал из дома,

Он у меня с рожденья жил,

Я сам кормил его соломой,

Морковкой свежею кормил.

За ним

Ушла моя корова.

Я сам прогнал ее взашей

За то, что глупая корова

Не шла в амбар ловить мышей.

Теперь я

Хлеб жую с водою

И не слезаю с сундука.

КТО МНЕ ВЕДРО МЫШЕЙ НАДОИТ?

КТО МНЕ НАЛОВИТ МОЛОКА?

(Леонид Мезинов)

Проверка.

- Прочитайте стихотворение правильно.

1 человек из группы называет местоимение, его форму, и каким членом предложения оно является. А остальные хлопают, если согласны.

Какой вывод мы с вами сделали? Личные местоимения указывают на предмет. Изменяются по числам и падежам, а в 3 лице по родам. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно по заданию в печатной тетради упр. 24 на стр. 27-28.

Самостоятельно работать в группах.

Находить местоимения.

Формулировать вывод.

Контролировать правильность записи.

Отвечать на вопросы.

Работать самостоятельно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6. Итог урока.

5 мин.

Какова тема сегодняшнего урока?

- Дополните высказывания:

Личные местоимения указывают на …

Бывают …

Изменяются по …

В предложении бывают …

Употребляются вместо …

(1, 2, 3 лица; имени; предмет; числам, падежам, а в 3 л. по родам; подлежащим, дополнением, обстоятельством)

- Оцените свои знания по этой теме. (Лесенка успеха)

Спасибо всем за урок!

Обобщать изученное.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Урок русского языка "Местоимение"

Тип урока - изучение новой темы. Цель реализуется через использование информационно- коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.  Для решения учебной задачи, самостоятельной возможности откр...

План урока русского языка "Местоимение"

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

Конспект урока русского языка "Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица» Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях. Планируемые...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...