Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит или Азбука»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит или Азбука»

Предмет: русский язык

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М.: Название раздела, Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цели урока: 

Образовательная:

  • Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».
  • Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

Развивающая:

  • Формировать у детей универсальные учебные действия.
  • Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.

Воспитательная:

  • Формировать интерес к изучению родного языка.
  • Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
  • умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

•умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.

                                                                          Ход урока.

1.Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово.(алфавит)

Т а ф и л в а

-Кто может сформулировать тему урока?

-Верно.Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

3.Актуализация знаний

Минутка чистописания

- Сейчас у нас минутка чистописания.

- Какая задача стоит перед нами? (Пиши красиво).

- Что значит «красиво»? (Соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

Словарная работа.

- Сегодня мы пропишем соединение –ОРО-, оно часто встречается в словарных словах.

- Догадайтесь, какое словарное слово зашифровано?

ВРПЯДЬХОРОШОСЧИ (хорошо)

Прописывание слова «хорошо».

-Работа по электронному приложению.

-подберите слова, близкие по значению (замечательно, прекрасно)

-подберите слова, противоположные по значению (плохо, безобразно)

-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить

-Запомните в этом слове сочетание –оро-

Задание: - Найдите слово в учебнике на стр. 137.

-Легко ли было найти это слово? Что помогло?

(Слова расположены по алфавиту).

-А теперь поработаем группами.

-Что вы видите на доске?

-Как вы думаете, какое будет задание?

-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.

-Запишите предложение в тетрадь.(Как хорошо уметь читать!)

-Взаимопроверка.

4. Самоопределение к учебной деятельности.

-Отгадайте загадку:

На странице «Букваря»

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.(Алфавит)

-Кто может сформулировать тему урока?

(Учитель открывает тему урока на доске: Русский алфавит, или азбука).

- Верно. Мы сегодня должны повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

-А что такое алфавит? ( Расположение букв в определённом порядке.)

 -По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

 -Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике. Откройте учебники, найдите правило, прочитайте его про себя.

 - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

5.Физминутка.

Русский алфавит.

(Работа по электронному приложению – слайд 1.2)

 -Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10)Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)

 -Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.

-А где ещё используется алфавит? Для чего он нам нужен?

(- Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!)

Упражнение 1 стр.52.

-Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.

-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

Упражнение по электронному приложению. Найдите место  буквы в алфавитном порядке.

Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

6.Самостоятельная разноуровневая работа.

1 уровень:

 “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

img2 

2 уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

3 уровень:

Даны  картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

Самопроверка по образцу

7.Проверочная работа.

Работа  по электронному приложению(4 задание)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что такое алфавит?

 -Сколько букв в русском алфавите?

-Кто уже запомнил алфавит?

-Кому ещё нужно немножко потренироваться?

-Оцените свою работу на уроке.

9. Поведение итогов.

-Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока. Дома постарайтесь запомнить алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Звуки русского языка"- 1класс

знакомство учащихся со звуками русского языка, их отличием от букв...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...

Урок русского языка. "Великий русский язык". 1 класс

В презентации собраны игры со словами, способствующие повышению интереса к русскому языку, обогащению словарного запаса и орфографической зоркости у учащихся....

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...