План-конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме «Обобщение знаний о глаголе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: закрепление

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе; закрепить умение определять морфологические признаки глагола; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.yaz_4_kl.docx81.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса
по теме
«Обобщение знаний о глаголе»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе; закрепить умение определять морфологические признаки глагола; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других.

Тип урока: закрепление

Планируемые результаты:

  1. Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
  2. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Регулятивные- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс.

План урока

Содержание

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

Улыбнитесь, я прошу вас, веселей,
И работайте сегодня посмелей!


- Подарите улыбки друг другу и мне. Оказывается люди, которые улыбаются – меньше болеют.

- Урок русского языка.

Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

- Как вы понимаете эти слова?

  1. Сообщение темы и целей урока

ПХГЛСШАГКОЛ

- Если убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, то вы сможете назвать тему урока.

- Итак, тема нашего урока?  (Глагол)

Сегодня на уроке мы будем:

Упражняться, закреплять,

а ещё писать, играть,

в общем, просто повторять.

- И всё это будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, по стране «Глаголия».

Мы должны ответить на несколько вопросов. Прочитайте их.

  1. Что такое глагол?
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Для чего нужны глаголы в речи?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Как изменяется?

- Ответив на эти вопросы, мы сможем научиться отличать глагол от других частей речи.

  1. Актуализация знаний

1. Определите эти слова по группам.

В левом столбике у вас записаны понятия, а  в правом 4 группы понятий. Отнесите каждое,  из записанных в левом столбике понятий к одной из групп, соединив их стрелками.

Корень

точка

глагол                                   часть слова

приставка

предлог                                часть речи

существительное

повествовательное              звуки речи

прилагательное

гласные                                 предложение

окончание

ударение

-Поменяйтесь своими работами друг с другом и проверьте.

- Сделайте вывод о глаголе.  (Глагол – это часть речи)

2. Делу время, а потехе час,

Прочитайте мой рассказ.

Прочитайте рассказ и «оживите» картинку (приложение 1)

    Апрель. Яркое со…нце. Капели. Длинные сосул…ки. На р…ке ле… . На пригорках и около д…рев…ев з…мля. У кудрявой бере…ки листоч…ки.

(Наступает апрель. Светит яркое солнце. Капают капели. Тают длинные сосульки. На реке треснул лед. На пригорках и около деревьев оголилась земля. У кудрявой березки распустятся листочки.)

- Какие слова оживили картинку? (глаголы)

- Почему именно глаголы оживили картинку?

 ( т.к. они обозначают действие предмета)

- На какие вопросы отвечают?  

физминутка

  1. Прочитайте высказывание «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». (А.Югов)

- Объясните смысл этих слов. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно представить будущее, узнать прошлое).

- Для чего нужен глагол в речи?

Справка о глаголе:

«Глагол» в старославянском языке означало «слово», «мысль». Предки наши рассматривали его, как «слово из слов» - важнейший вид слов. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

- О каких двух частях речи говорит автор? (о существительном и глаголе)

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

4. Работа с  текстом над морфологическими  особенностями глаголов.  

А)Глагольчик просит вас прочитать предложения:

Наступил апрель.

Наступает апрель.

Скоро наступит апрель.

- Что вы заметили?

- Какой вывод мы можем сделать?  (Глаголы изменяются по временам).

Б) Найдите в тексте слова, обозначающие действия одного предмета, нескольких предметов.

Сделайте вывод.

В) Назовите глаголы прошедшего времени.

-Чем похожи эти глаголы? (у этих глаголов есть суффикс -л-, который на письме отличает его от других глаголов)

- Выделите его.

- После суффикса -л- идут родовые окончания. Назовите,  в каком роде употреблены эти глаголы.

-Итак, назовите,  как могут изменяться глаголы?

  1. Обобщение о глаголе

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!)

Вы сегодня многое узнали о глаголе. Каждый воспринял  информацию  о глаголе по-своему. Напишем синквейн.

  • Глагол.
  • Выразительный, удивительный.
  • Называет, восхищает, радует.
  • Передает красоту окружающего мира.
  • Движение.

5. Итог урока

- Какая удача посетила вас сегодня на уроке.

Тест.

6. Рефлексия

Закончите любое из предложений:

Урок был….

- интересный

- неинтересный

- полезный

- продуктивный

- познавательный

Приложение 1

Тема урока:     ПХГЛСШАГКОЛ

                                                                                                                 

MSOfficePNG

корень

существительное

глагол                                   Часть слова                         

приставка

предлог                                Часть речи                                               

окончание

повествовательное              Звуки речи

прилагательное

гласные                                Предложение

точка

ударение

    Апрель.  Яркое со…нце.  Капели.  Длинные сосул…ки.  На  р…ке   ле… .  На пригорках  и  около  дерев…ев  з…мля. Скоро  у  кудрявой  б…ре...ки  листоч…ки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила написания синквейна:

1 строка. Существительное.
2 строка.  Два прилагательных.
3 строка. Три глагола, описывающие действия.
4 строка. Фраза, предложение из нескольких слов, выражающее свое отношение к теме.
5 строка. Слово, которое позволяет выразить свое личное отношение.

  1. Глагол.
  2. ___________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________

Вопрос

Да

Нет

  1. Глагол – это часть речи.

  1. Глагол обозначает действие предмета.

  1. Глаголы отвечают на вопросы кто? или что?

  1. В предложение глагол бывает чаще всего второстепенным членом предложения.

  1. Глаголы употребляются в речи чаще существительного.

  1. Все глаголы изменяются по временам.

  1. Все глаголы изменяются по числам.

  1. Глаголы настоящего времени изменяются по родам.

Приложение 2

                               

    наступает                    

   светит                              

   капают

   тают

   треснул

   оголилась

   распустятся

                 

                               

    наступает                    

   светит                              

   капают

   тают

   треснул

   оголилась

   распустятся

                 

                               

    наступает                    

   светит                              

   капают

   тают

   треснул

   оголилась

   распустятся

                 

                               

    наступает                    

   светит                              

   капают

   тают

   треснул

   оголилась

   распустятся

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»...