Родной язык (русский) 3-4 класс "Фразеологическая викторина"
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)

Чеботарёва Елена Алексеевна

Данный материал поможет закрепить знания по теме "Фразеологические обороты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologicheskaya_viktorina.docx94.63 КБ
Office presentation icon frazeologicheskaya_viktorina.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по русскому языку

Фразеологическая викторина

Цель:

  • познакомить учащихся с происхождением фразеологизмов,
  • учить понимать их значение и употреблять в речи, 
  • способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование: карточки с крылатыми выражениями, картинки, фразеологические словари, мультимедийная презентация

Ход занятия:

1 Оргмомент.

2. Наше занятие сегодня начнём с «Весёлого урока Радионяни». Внимательно прослушайте отрывок и скажите тему нашей викторины.

Так какой теме посвящено наше занятие? (Фразеологизмам)

Давайте уточним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы – устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном значении.

Что относится к фразеологизмам?

Пословицы и поговорки

Меткие яркие выражения

Афоризмы (фразы из литературных произведений, фильмов, и т. д….)

Откуда появляются фразеологизмы?

  • Наблюдения человека (Много снега-много хлеба)
  • Античная мифология («Ахиллесова пята», «Сизифов труд»)
  • Исторические факты («пусто, как Мамай прошёл»)
  • Литературные произведения («А Васька слушает да ест»)
  • Библейские («козёл отпущения», «блудный сын»)
  •  Традиции и обычаи («носить на руках»)

Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология – особый раздел лингвистической науки.

А теперь начнём нашу викторину. Участие принимают 3 команды:

1 команда – «Ума палата»

2 команда – «Голова на плечах»

3 команда – «Семь пядей во лбу»

1-е задание. Объяснить значение названия команды. (Умный человек)

2-е задание. Прочитать стихотворение, найти фразеологизмы и объяснить их значение.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю  провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

3-е задание. Знаешь ли ты фразеологизмы?

Вставить пропущенное слово и объяснить значение:

1 команда

Как_________________________ опущенный

Толочь ________________ в ступе

Как  в ________________ глядел

2 команда

Вилами по __________________ писано

Как ___________________ канул

Выйти сухим из _______________

3 команда

Как рыба ______________________

Концы в __________________

Много _____________ утекло

4-е задание   Ответь крылатым выражением

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, задаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела…

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные

 Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;

 он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;

 за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться…

5-е задание   Объясните значение крылатых слов, значение которых не понял художник.

6-е Полминутки для шутки. Слайд 13. Прочитать рассказ, вставив пропущенные слова.

7-е  Игра “Доскажи словечко”

Нужно продолжить стихотворение и объяснить значение фразеологического сочетания.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольешь)

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес… (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут)

Ежатки-детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых… (рукавицах)

Мне сказали: “Ваш Алеша
На уроке сел в … (калошу)”
Я смеюсь: “Ведь это ложь,
Нет таких больших калош!”

9. Игра “Как об этом говорят?”

Ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):

  1. Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть
  2. О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит
  3. Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился

10  Из каких басен эти афоризмы?

«Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» 

 «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.»

 «Да только воз и ныне там.»

Подведение итогов. (Подсчёт баллов)

  • Для чего нужны фразеологизмы?
  • Родятся ли крылатые слова в наше время?
  • Что станет, если они исчезнут из нашей речи?

Используйте в своей речи фразеологизмы. Они сделают её яркой, образной, живой и эмоциональной!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологическая викторина Чеботарева Елена Алексеевна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 93 им. М.М. Расковой» г. Саратова

Слайд 3

Что такое фразеологизмы? Фразеологизмы – устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном значении.

Слайд 4

К фразеологизмам относятся: Пословицы и поговорки Меткие яркие выражения Афоризмы (фразы из литературных произведений, фильмов, и т. д….)

Слайд 5

Источники фразеологизмов Наблюдения человека (Много снега-много хлеба) Античная мифология («Ахиллесова пята», «Сизифов труд») Исторические факты («пусто, как Мамай прошёл») Литературные произведения («А Васька слушает да ест») Библейские («козёл отпущения», «блудный сын») Традиции и обычаи («носить на руках»)

Слайд 6

Викторина 1 команда – «Ума палата» 2 команда – «Голова на плечах» 3 команда – «Семь пядей во лбу»

Слайд 7

Найдите фразеологизмы Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

Слайд 8

Ответить крылатым выражением: Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела…

Слайд 9

Ответить крылатым выражением: Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные

Слайд 10

Ответить крылатым выражением: Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться…

Слайд 11

Объясните значение

Слайд 12

Это Вова, а ребята зовут его Вова- зоопарк. На переменах он задирается, как На уроках у доски молчит, как Дома на бабушку рычит, как С сестрой он А перед папой дрожит , как Но вокруг мамы ходит, как Потому что мама разрешает ему

Слайд 13

“ Доскажи словечко” Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой… Мы исходили городок Буквально вдоль и поперек, И так устали мы в дороге, Что еле… не разольёшь волочили ноги

Слайд 14

“ Доскажи словечко” Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес… Ребята слушать их не станут: От этой песни уши… медвежью услугу кто по дрова вянут

Слайд 15

“ Доскажи словечко” Ежатки-детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых… Мне сказали: “Ваш Алеша На уроке сел в … " Я смеюсь: “Ведь это ложь, Нет таких больших калош!” рукавицах калошу

Слайд 16

Как об этом говорят? Об очень большой тесноте в помещении

Слайд 17

Как об этом говорят? О полной тишине

Слайд 18

Как об этом говорят? Об удачливом, счастливом человеке

Слайд 19

Для чего нужны фразеологизмы? Родятся ли крылатые слова в наше время? Что станет, если они исчезнут из нашей речи?

Слайд 20

Используйте в своей речи фразеологизмы. Они сделают её яркой, образной, живой и эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной язык (русский язык) 2 класс

Объяснительная записка     Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфич...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....