Рабочая программа по родному языку
рабочая программа по русскому языку

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.

Изучение данной предметной области должно обеспечить:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе, как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям  и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогощение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о рдном языке как системе и развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx193.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»

Принята решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2018г.

Приказ № 413-ОД от 30.08.2018г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по родному (русскому) языку  

(ФГОС)

Курс обучения: 1 - 4 классы

Срок реализации программы:  2018  - 2022 год

Разработана на основе примерной программы В.В. Репкина,Е.В. Восторговой, Т.В.Некрасовой

Автор:

Евсеева С.М., учитель начальных классов

г. Нижневартовск

Содержание программы

1. Пояснительная записка        2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета        3

3. Содержание учебного предмета:        3

4. Тематическое планирование        3

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями

2. Примерной программы по русскому языку (для 1—4 классов общеобразовательных школ) авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова,Т.В.Некрасова.(Сборник программ для начальной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.- М., Вита-пресс, 2010).

3. Основной образовательной программы ООП НОО МБОУ «СШ №15»

4. Учебного плана МБОУ «СШ №15»

     В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.

      Изучение данной предметной области должно обеспечить:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение родного языка (русский) в начальной школе выделяется 68ч. В 1 классе – 16,5ч. (0,5ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 17ч (0,5ч в неделю, 34 учебные недели).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

- владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

- определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);

- различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; - формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога;

- применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);

- составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко);

- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы.

Выпускник получит возможность научиться:

- решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса;

- уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

 - составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

- выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения)

3. Содержание учебного предмета:

Рабочая программа направлена на формирование первоначальных представлений о  единстве  и  многообразии  языкового  и  культурного  пространства России,  о  языке  как  основе  национального  самосознания.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение  основных  целей  изучения  предмета:

- развитие  речи,  мышления,  воображения  школьников,  умения  выбирать  средства  языка  в  соответствии  с  целями,  задачами  и  условиями  общения;

- формирование  у младших  школьников  первоначальных представлений  о  системе  и  структуре  русского  языка:  лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике  (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать  и  читать, участвовать в диалоге, составлять  несложные устные монологические высказывания  и  письменные тексты;

- воспитание  позитивного  эмоционально-ценностного  отношения  к  русскому  языку, чувства  сопричастности  к  сохранению  его  уникальности  и  чистоты;

- пробуждение  познавательного  интереса  к  язык, стремления совершенствовать  свою  речь.

            Курс программы родного (русского) языка включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию)

1 класс

Важными в начальном курсе изучения русского языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».

Составление предложений. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. Наблюдение над значением слова.

2 класс

Курс родного русского языка для второго класса представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически  ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте,

сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 класс

Речь.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Монолог и диалог.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

4 класс

Речь.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.  Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.  

Слово.

Лексическое значение слова.  Многозначные слова и омонимы.  Каламбуры.  Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова.  Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствование.  Новые слова.  Канцеляризмы.

Предложение и словосочетание.

Предложение.  Простое и сложное предложение.  Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое  и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Умение составлять простое, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью.  Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План.  Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический)

Стили речи: разговорный и книжный (научный, публицистический, деловой) художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.  Соотношение типа текста и стиля речи.

Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении.  Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.  Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

4. Тематическое планирование

1 класс

Названия разделов и тем

Количество

часов

I. Слово. Предложение. Текст. (7часов)

1.

Слова, называющие предметы.

2.

Слова, называющие действия.

3.

Слова, называющие признаки.

4.

Служебные слова.

5.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Построение графических моделей предложений.

6.

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Построение графических моделей предложений.

1ч.

7.

Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

1ч.

II. Звуки и буквы. (10 часов)

1.

Выделение звуков речи, как «строительный материал» языка.

2.

Выделение звуков речи, как «строительный материал» языка.

3.

Выделение гласных и согласных звуков.

4.

Ударение и способ определения его в слове.

5.

Смыслоразличительная функция гласных и согласных.

6.

Согласные звонкие и глухие.

7.

Согласные звонкие и глухие.

8.

Согласные мягкие и твёрдые.

9.

Согласные мягкие и твёрдые.

10.

Построение графических моделей слов.

2 класс

Названия разделов и тем

Количество часов

I. Речь. (3 часа)

1.

Речь устная и письменная.

2.

Выразительная речь. Составление партитуры текста.

3.

Путешествие в страну скороговорок.

1ч.

II. Слово. (5 часов)

1.

Значение слова. Синонимы. Омонимы.

1ч.

2.

Многозначные слова. Знакомство с толковым и орфографическими словарями.

1ч.

3.

Вежливые слова.

1ч.

4.

Сравнение. Олицетворение.

1ч.

5.

Слова в переносном значении. Использование слов в переносном значении при составлении предложений.

1ч.

III. Предложение и словосочетание. (2часа)

1.

Виды предложений по интонации и по цели высказывания.

2.

Связь между словами в словосочетании и предложении. Редактирование простого и сложносочинённого предложения: исправление порядка слов и порядка частей, распространение части предложения, замена неудачно употреблённых слов.

1ч.

IV. Текст. (7часов)

1.

Текст. Признаки текста.

2.

Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

3.

Тема. Основная мысль текста. План текста.

4.

Виды планов. Составление планов различных видов.

5.

Восстановление деформированного текста.

6.

Изложение по опорным словам и заданному началу.

7.

Изложение по наблюдению.

3 класс

Названия разделов и тем

Количество часов

I. Речь. (2часа)

1.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство.

2.

Монолог и диалог.

II. Слово (5 часов)

1.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов.

2.

Выделение в тексте метафоры, эпитета, сравнения, олицетворения. Определение их значения и назначения. Практикум по использованию при создании текста в художественном стиле.

3.

Крылатые слова. Практикум по определению значения устойчивого выражения, употребления его в заданной речевой ситуации.

4.

Научные слова. Нахождение их в тексте, определение значения с помощью толкового словаря. Практикум по употреблению в тексте научного стиля.

5.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

III. Предложение и словосочетание. (1 час)

1.

Признаки предложения. Редактирование предложений: исправление порядка слов и порядка частей, замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов, распространение предложений.

IV. Текст. (9 часов)

1.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.

2.

Практикум по составлению различных видов планов.

3.

Практикум по составлению описания предметов и явлений.

4.

Практикум по составлению рассуждений в художественном стиле.

5.

Практикум по составлению рассуждений в научном стиле.

6.

Практикум по составлению повествования с элементами описания.

7.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

8.

Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.

9.

Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

4 класс

Названия разделов и тем

Количество часов

I. Речь. (1час)

1.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Практикум по устранению речевых ошибок.

1ч.

II. Слово. (3 часа)

1.

Лексическое значение слова. Многозначные слова. Определение значений многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря. Практикум по различению многозначных слов от омонимов. Каламбуры.

2.

Прямое и переносное значение слов. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

3.

Иностранные заимствованные слова. Новые слова. Канцеляризмы.

III. Предложение и словосочетание. (4часа)

1.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

2.

Редактирование простого и сложного предложения: исправления порядка слов и порядка частей, замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов, распространение предложений.

3.

Составление простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложения с определительной, изъяснительной связью. Практикум по интонированию предложений разных типов.

4.

Составление простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложения с причинно-следственной, сравнительной связью. Практикум по интонированию предложений разных типов.

IV. Текст. (9 часов)

1.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.

2.

План.  Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический)

3.

Стили речи: разговорный и книжный (научный, публицистический, деловой) художественный. Практикум по определению стилистической принадлежности текстов.

4.

Практикум по составлению текстов в заданном стиле.

5.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.  Соотношение типа текста и стиля речи.

6.

Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении.

7.

Практикум по конструированию текста по заданной временной схеме

8.

Редактирование текстов: лексическое и грамматическое.

9.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.  Практикум по  определению элементов композиции в заданном тексте, составлению текста заданной композиционной структуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку

Развернутая рабочая программа по родному языку. А.К.Ойдан-оол, А.М.Белек-Баир.4 класс...

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...