Как сделать русский язык интересным?
статья по русскому языку (1 класс)

Марина Евгеньевна Ивачева

Практичекие советы и рекомендации педагогам при поурочном планировании предмета русский язык в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сделать урок русского языка интересным?

1 класс УМК Школа России

Сегодня первостепенными задачами образовательной школы является не только и не столько вооружение знаниями, умениями и навыками, сегодня на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Учитель должен развивать познавательные процессы, воспитывать умение и желание учиться, развивать родную речь и коммуникативные способности тем самым прививая интерес и любовь к русскому языку.

Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых? 

Скажи мне и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к учасию – и я пойму. Это древняя индийская пословица. Она убеждает нас, что в основу обучения должна быть положена собственная активная деятельность. И поэтому одним из путей повышения результативности в изучении русского языка является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Прочные знания умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важным возбудителем которого является интерес. Устойчивый интерес формируется при сочитании эмоционального, рационального и практического в обучении. С этой целью можно использовать различные формы повышения интереса: ребусы, грамматические сказки. В начальных классах для умственного развития и формирования личности большое значение имеет игра. Благодаря игровым действиям на уроке русского языка у ребенка формируется интерес к познанию и изучению этого предмета.
Урок русского языка – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребёнка.

Урок –игра по русскому языку значительно увеличивает интерес к предмету у учащихся независимо от их успеваемости. При совмещении компетентного личностно-ориентированного подхода и игровых методик меняется отношение к учебному процессу и улучшаются показатели успеваемости учащихся.

Правильно организованная с учетом специфики материала, возрастных и прихофизических особенностей учащихся игра не только тренирует память, но и способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Коммуникативная компетентность в свою очередь является ведущей в иерархии компетентностей гуманитарного цикла. Кроме того, игра становится одним из способов преодоления пассивности учащихся создает благоприятный эмоциональный фон урока.

Можно выделить следующие разновидности уроков для детей начальной школы с игровой основой: Урок-игра, урок – домино, Проверочный кроссворд, урок «Следствие ведут знатоки» и пр.

Еще в древности педагоги использовали игру как метод обучения. Активность ребенка в процессе обучения возникает не часто и задача учителя состоит в том, чтобы организовать педагогическую чсреду которая поможет ученику лучше усвоить новый материал, повторить изученное ранее. Именно игра является той формой деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества. Игра дает возможность проявить интерес всем участникам процесса. Игра – это момент демонстрации знаний в процессе соревнования между участниками игры УУД формируются и на этапе подготовки к игре, и на этапе её проведения.

Задачи игровых технологий заключаются в следующем:

1. Сделать процесс обучения занимательным.

2. Создать у детей бодрое рабочее настроение

3. Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Подбирая игровые задания, продумывая ход урока-игры, нужно помнить о некоторых требованиях:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям СТАНДАРТА

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строитьбся с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

В своём выступлении мне бы хотелось поделиться своим опытом работы; о том, какие виды и игровые моменты использую на своих уроках русского языка и как я стараюсь привить любовь и интерес младших школьников к родному языку.

Предлагаю Вашему вниманию фрагменты урока русского языка в 1 классе.

1 класс УМК Школа России

Тема: Наша речь. Родной язык.

Цели: Приобщение детей к родному языку. Познакомить со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом «Русский язык» и новым учебником.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и понимать красоту родного языка, научатся высказываться о значении языка, речи, родной речи в жизни людей; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

У-ль: - Доброе утро, дети! я рада, что вновь мы все вместе, вижу - глазки ваши уже проснулись, все хорошо отдохнули в прошедшую ночь и готовы приступить с новыми силами к нашей совместной интересной работе. Давайте все вместе вспомним наше любимое четверостишие, которое мы говорим с вами каждое утро!

Дети: - С добрым утром, начат день!

Прочь с дороги нашей лень!

я пришёл(а) учиться!

я пришёл(а) трудиться!

Уч-ль: - Хорошо, ребята! Ну что же, те, кто пришёл учиться и трудиться можете тихонечко садиться!

II. Актуализация знаний

- А на каком языке мы с вами разговариваем?

- Правильно!

- Ребята, посмотрите внимательно на ваше рабочее место, что вы сегодня на уроке видите нового?

Дети: - Учебники русского языка.

Уч-ль: - Сделайте, пожалуйста, предположение о теме сегодняшнего урока.

Дети: - Сегодня мы начинаем изучать новый предмет.

Уч-ль: - Давайте все вместе попробуем поставить учебную задачу для нашей работы по этому новому предмету - русский язык.

Ответы детей.

Уч-ль: - Да, ребята, мы будем открывать красоту и тайны русского языка, узнаем много интересного о нашем родном языке: какие есть слова в русском языке, как правильно нужно говорить и писать их, чтобы другие люди могли нас понимать.

III Знакомство с новым предметом.

Уч-ль: - Ребята, а с какою первой книгой мы сегодня с вами попрощались?

Дети: - Азбука.

Уч-ль: - Да, ребята, сегодня мы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: «Здравствуй, русский язык»! И сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной русский язык. У нас будут две команды. (Название команд…) Выиграет та команда, которая наберет большее количество кубиков. Итак, первое задание.

ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО С ДАННЫМ ЗВУКОМ».

- Россия! С какого звука начинается это слово? Верно, [Р]. Задание такое: придумать слова со звуком [р], в любой его части.

- Кубик получает команда…

ИГРА «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

- Родину почитали и любили еще с древних времен. Народ сложил много пословиц о родной стороне. Задание следующее: я начну пословицу, а вы продолжите.

- Главное богатство в России живет: Великий, могучий российский… народ.

- Нет богатства драгоценнее на свете! Это большие и малые…дети.

- Жить – Родине… служить.

- Родина-мать, умей за нее… постоять.

- Родная землица и во сне… снится.

- Если дружба велика – будет Родина…крепка!

- Нет земли краше, чем Родина…наша.

- Свою Родину, как мать, люби и…береги!

- Любовь к Родине в огне не горит и в воде …не тонет.

- Человек без Родины – соловей без…песни.

- Всякому мила своя… сторона.

- Сыновья русских матерей славятся удалью…. богатырей.

- Кто за Родину горой – тот истинный … герой!

- Очень хорошо! Кубик получает команда…

IV. Продолжение работы по теме урока

Два ребёнка читают:

Что Родиной моей зовется? 
Себе я задаю вопрос. 
Река, что за домами вьется, 
Иль куст кудрявых красных роз? 

Вон та осенняя березка? 
Или весенняя капель? 
А может радуги полоска? 
Или морозный зимний день?  (А. Жигулин)

Уч-ль: - Ребята, а вы можете ответить на этот вопрос?

- Посмотрите дети, а что это такое интересное на нашей классной доске вы видите?

Ответы детей (карта мира)

Уч-ль: - А для чего такая карта нужна людям?

Ответы детей

Уч-ль: - Ребята, у каждого человека есть родная земля, есть Родина. А что такое Родина?

Ответы детей.

Уч-ль: - Скажите, как называется страна, в которой мы живём?  (Россия.)

(Вспоминаем понятия Большая и малая Родина)

На доске надпись – Ссияро (Россия)

ИГРА «КУЗОВОК»

- Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он

содержит все на «-ок». Скажи слово, заканчивающее на «-ок» и передай соседу кузовок.

- Я положу в кузовок…клубок.

- Я …сахарок.

- А я …замок.

(теремок, лепесток, пяточек, колобок, пирожок, рожок, сачок, порошок, курок,

носок, чулок, платок, моток …)

- Трудное задание, но справились все. Обе команды получают по кубику.

- Теперь подсчет итогов соревнования. Победила дружба!

V.Чистописание.

Учитель. Как вы думаете, ребята, какую букву мы  будем писать  на чистописании? (Рр)

Учитель. Что вы можете сказать о звуке,  который обозначается буквой «Р»? (Согласный,  звонкий,  непарный.)  

Почему на ленте букв  буква «Р» закрашена в два цвета? (Она может обозначать мягкий звук [р`], твердый звук [р].)

Учитель. Какое слово здесь зашифровано?

В качестве физминутки игра «Где купался Иванушка»

Иванушка, выбранный по считалке, наклоняет голову вниз. Дети над ним протягивают ладони и поют:

Где купался Иванушка?

Возле белого камушка!

Ведущий- педагог, пронеся камушек над каждой рукой, кладет его кому-либо в ладонь. Все, скрестив руки на груди, кулачками ударяя по своим плечам, продолжают напевать:

Белый камень у меня, у меня!

Посмотрите на меня, на меня!

Иванушка поднимает голову. По глазам играющих отгадывает, у кого в ладонях спрятан камушек. Если угадал, то становится ведущим.

Литература.

1. «С чего начинается Родина», /Под редакцией Л.А.Кондрыкинской

Москва «Сфера», 2003

2. «Воспитание ребенка в русских традициях», Л.В.Соколова, А.Ф.Некрасова

Москва «Айрис- пресс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать урок русского языка интересным?

Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш...

Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО  Л.В. Занкова...

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

Проект урока по методике русского языка Как сделать текст хорошим?

Целью урока является Обобщение представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из единиц.Задачи:1.     Выявить распространенные недостат...

Метапредметное занятие по русскому языку 2 класс "Слова отвечающие на вопрос что делать?, что сделать?"

Данное занятие проведено в день метапредметного осознания по теме "Вода"...