Главные вкладки

    Урок по русскому языку "Изменение по падежам имён прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Герасимова Анастасия Михайловна

    Урок для 4 класса. УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл padezh_prilagatelnyh.docx108.61 КБ
    Файл prezentatsiya_k_uroku_prilagatelnoe.pptx1.45 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тип урока: ОНЗ.

    Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

    Основные цели:

    1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных  и имён существительных;

    2)учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

    Демонстрационный материал:

    1. Презентация
    2. Карточка с темой: Изменение по падежам имён прилагательных.
    3. Карточка алгоритма:
    1. Найти имя существительное
    2. Определить падеж имени существительного
    3. Определить падеж имени прилагательного

    Раздаточный материал:

    1) карточки для пробного действия

    На севере диком стоит одиноко

    На голой  вершине сосна

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

    2) задание  2:

    C:\Users\School32\Desktop\карточка.jpeg

    3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    (на доске)

    Я знаю: каждый в классе гений,

    Но без труда – талант не впрок.

    Скрестите шпаги ваших мнений –

    Мы вместе сотворим урок.

    • Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)
    • Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?

    Дети соглашаются или уточняют свой вариант.

    - Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.

    -Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант. Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.

    -Сколько слогов? (2)  Сколько букв? (6) Сколько звонких звуков? (2) .

    -Молодцы.

    2. Актуализация знаний.

    -А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

    -Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая? какое? Может изменятся по родам и числу. Всегда связано с именем существительным)

    3. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    - Хорошо. Посмотрите на слайд (2), вспомните словарное слово и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)

    - Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)

    -Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?

    Ответы детей:

    (Некрасиво, не подходит…)

    - Сделайте, правильно.

    Работа со слайдом 4

    -Что изменилось? (Окончание прилагательных)

    -Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)

    -Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)

    -Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)

    Учитель фиксирует тему на доске

    У детей на партах лежат карточки для пробного действия

    Пробное действие

    На севере диком стоит одиноко

    На голой  вершине сосна

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

    -Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.

    Дети обязательно зададут вопрос, что обозначает слово «ризой».

    «Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. (Можно подготовить картинку или показать на слайде 5).  

    -Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?

    Учащиеся поднимают руки.

    -Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)

    -Кто смог определить?

    Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего учащиеся не смогут правильно определить падеж имён прилагательных. В данном случае затруднение фиксируется так:

    -Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)

    -Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    -Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)

    - Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)

    - Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)

    -Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)

    -Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)

    -У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)

    -Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.

    Дети называют этапы, а учитель фиксирует на доске с помощью карточек.

    1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное
    2. Определить падеж имени существительного
    3. Определить падеж имени прилагательного

    -Какой следующий этап? (Применить алгоритм)

    -Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.

    Учащиеся фронтально определяют падеж имён прилагательных на карточках с пробным действием.

    - Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

    -Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)

    -Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)

    5. Реализация построенного проекта.

    - Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.

    Один ученик работает у доски.

    Отпустил старик рыбку в синее море.

    -О чем предложение?

    -Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)

    -Назовите имя прилагательное?  (Синее)

    -Какое имя существительное оно описывает? (Море)

    -Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Фронтальная работа

    -Упр. 18

    -Найдите упражнение 18 на странице 11.

    -Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.

    Учащиеся с места выполняют задание с комментированием.

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    -В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.

    Учитель раздаёт карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.

    1. Детвора была рада видеть известного  писателя.

    2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.

    3. В овощном магазине моя соседка работает.

    4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.

    Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    -Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться определять падеж имён прилагательных) .

    • Вам удалось достичь цели? (Да.)
    • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
    • Кому еще трудно?
    • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
    • Кто не смог? Как вы думаете почему?

    -Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

    Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

    • Какие вопросы остались на конец урока?
    • Как и где их можно развеять?

    Далее учитель комментирует домашнее задание:

    Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11


    Приложение 1

    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09b4/00065ecb-201d707b/hello_html_m22a04cbf.jpg


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к уроку «Изменение по падежам имён прилагательных» Учитель начальных классов: Герасимова Анастасия Михайловна МАОУ СОШ 32

    Слайд 2

    Талантливый ребёнок

    Слайд 3

    П.п . талантливый ребёнке И.п . Т алантливый ребёнок Р.п . Талантливый ребёнка Д.п . Т алантливый ребёнку В.п . Талантливый ребёнка Т.п. Талантливый ребёнком

    Слайд 4

    Р.п . Талантлив ого ребёнк а И.п . Талантлив ый ребёнок Д.п . Т алантлив ому ребёнк у В.п . Талантлив ого ребёнк а Т.п. Т алантлив ым ребёнк ом П.п . Талантлив ом ребёнк е Имя прилагательное изменяется по падежам.

    Слайд 5

    Риза — верхнее облачение священника при богослужении.

    Слайд 6

    Детвора была рада видеть известного писателя. 2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй . 3. В овощном магазине моя соседка работает. 4. Учёные до сих пор исследуют земную кору . Р.п . Р.п . П .п . П .п . Т .п. Т .п. В .п . В .п .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

       Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

    Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"

    Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного чи...

    Презентация к уроку русского языка "Распознавние падежей имён прилагательных". 4 класс

    Презентация составлена по теме "Склонение имён прилагательных"  (учебник Полякова "Русский язык.4 класс".)...

    конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

    laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

    Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"

    Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...

    Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

    Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...