Презентация и конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме". УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гладких Светлана Викторовна

Открытый урок на конкурс "Учитель года - 2019". Урок русского языка во 2 классе.Урок формирование новых знаний построен по технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 2 класс

УМК «Перспектива»

Тема урока:  Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.

Цели для ученика:

1.Предметные:

  • объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;
  • понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма;
  • находить  парные по звонкости-глухости согласные звуки в слабой и сильной позиции.

2.Метапредметные:

  • установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;
  • формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • сравнивать группы предметов;
  • умение ориентироваться в учебнике.
  • формирование самооценки на основе заданных критериев успешной деятельности;
  • воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • формировать потребность грамотного письма.

Цели для учителя:

Образовательные: создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце; формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие: развивать познавательную мотивацию,   логическое и творческое мышление, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Воспитательные:  воспитание чувств взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

Тип урока

Урок формирование новых знаний

Форма урока

Традиционная

Формы работы: общеклассная дискуссия, работа в парах, самостоятельная работа.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Технологии: технология проблемного обучения.

Материалы к уроку, оборудование: презентация;  карточки для  карточки для работы в парах,  учебник Русский язык. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организация начала урока (мотивирование к учебной деятельности)

- Здравствуйте, ребята. Зовут меня Светлана Викторовна и я проведу у вас урок русского языка.

- Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, а урок-исследование. Нас ждут интересные открытия и новые знания. Я желаю вам быть внимательными, активными. Давайте проверим вашу готовность.

Руки! На месте! Ноги! На месте!

Локти! У края! Спинка! Прямая!

- А чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку:

Подготовка класса к работе.

Дети отвечают:

Я всё знаю! Я  всё умею!

Я буду стараться!

У меня  всё получиться!

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости  на слова учителя.

Наличие мотивации к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний

1) Выполнение проблемного задания.

2)Определение темы и целей урока

- Ребята, чтобы совершать  открытия и получать новые знания, ваши друзья Аня и Ваня предлагают вам   решить грамматическую задачу: Слайд №2

догадайтесь , по какому признаку  они разделили слова в две группы?

бочка                               гол                                   дом                                           жар                                ваза                                зима

кол                                                        шар                                                          почка                                                       Сима                                                       том                                                          фаза                    


                                                                 

- Назовите звуки, с которых начинаются слова первого столбика. Какие это звуки?

- Как произносятся звонкие  согласные звуки?  

- Назовите звуки, с которых начинаются слова второго столбика. Какие это звуки?

- Как произносятся глухие  согласные звуки?  

- Ребята, а теперь объедините слова обеих групп в пары.

 - Давайте проверим, что у вас получилось.

- Ответ обоснуйте, по какому признаку вы это сделали?

- И так, какой же можно сделать вывод?

- У нас появилось первое открытие, прочитайте ещё раз и запомните. Слайд №3

- Кто догадался, над какой темой мы будем работать? Слайд №4

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

- Давайте попробуем определить цели урока, продолжите предложения:

1. Мы познакомимся ……

2.Мы научимся находить ……

3. Мы будем учиться сравнивать……..

Слушают вопросы учителя, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.

Называют звонкие согласные:

б,в,г,д,ж,з

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.

Называют глухие согласные:

п,ф,к,т,ш,с

Глухие согласные произносятся только с  шумом

Гол-кол, бочка-почка, дом-том, жар-шар, ваза-фаза, зима-Сима

ВЫВОД: Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары.

Формулируют тему урока – Парные звонкие и глухие согласные.

Продолжают предложения, формулируют цели урока

1. Мы познакомимся с парными согласными звуками.

2.Мы научимся находить  парные согласные звуки в слове.

3. Мы будем учиться сравнивать звучание и написание слов с парными согласными.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.

Личностные

Формирование

мотивации к изучению родного языка.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

1)Чтение сообщения в учебнике.

2) Чистописание

3) Самостоятельная работа

- Прочитайте на стр.106 учебника сообщение профессора Самоварова  и совет Вани, как запомнить парные согласные.

Слайд №5

Их ты встретишь в ленте букв.
Они там парами идут.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний – тихо говорит.

- Ребята запишите эти буквы парами, аккуратно, как показано на образце.

- А теперь давайте поиграем в игру «Весёлые превращения». Слайд №6

Замените в каждом слове парный согласный так, чтобы получилось новое слово, запишите слова парами:

 Балка – ……, гости – ……,  жить – ….., доска – ……, коза – …..,

- Проверьте свою работу по эталону. Оцените работу.

Один ученик читает вслух памятку, как запомнить парные согласные

Выполняют задания по чистописанию. Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости / звонкости.

Записывают слова

балка – палка, гости – кости,  жить – шить, доска – тоска, коза – коса.

Проверяют по образцу  и оценивают свою работу  на полях

«!»- молодец, выполнил всё верно.

«+» – хорошо, ошибся совсем немного.

«-» с заданием пока не справился.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

Анализ слова с целью выделения звуков, выбор оснований и критериев для классификации подведение под понятие.

Регулятивные:

Учатся осуществлять пошаговый контроль выполнения учебных действий.

IV. Физминутка.

Слайд №7

-Назовите слово. Если первый звук в слове звонкий согласный, хлопаем в ладоши.

Если глухой согласный – топаем ногами.

Выполняют движения

Получают позитивный настрой на дальнейшую работу.

V.Включение нового знания в систему знаний.

1) Выполнение проблемного задания.

2)  Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

- Ребята, как вы думаете, можно ли перепутать  буквы для обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков?

- Чтобы правильно  ответить на этот вопрос, Аня и Ваня  предлагают вам решить ещё   одну грамматическую задачу. Слайд №8

- Я предлагаю поработать вам в парах. Задание «Прочитай, произнеси, понаблюдай!»

Слова: Обед,  столб, обеда, рукава, столба, рукав, глаза, глаз.

- Обратите внимание на произношение звуков, которыми обозначены выделенные буквы.

- Назовите слова, в которых написание и произношение парного согласного совпадает.

- Определите место звука в словах. Как слышится согласный?

- Давайте сделаем вывод, в каких случаях парный согласный слышится отчётливо?

        

- Назовите слова, в которых написание и произношение парного согласного  не совпадает.

- Определите место звука в словах. Как слышится согласный в этих словах?

- Давайте сделаем вывод, в каких случаях парный согласный слышится  неотчётливо?

- У нас появилось ещё одно открытие, прочитайте и запомните. Слайд №9

Сильная позиция –  после парного по звонкости-глухости  согласного звука стоит гласный звук. Парный согласный слышится отчётливо.

Слабая позиция –   парный по звонкости-глухости  согласный  звук  стоит на конце слова.. Парный согласный слышится неотчётливо.

- А теперь давайте вернёмся к вопросу,  можно ли перепутать  буквы для обозначения парных  согласных звуков?

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих, 
Прислушайтесь к звучанию согласных…

Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить, 
Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

- Ребята, ка вы думаете, парный согласный на конце слова – это орфограмма?

- Давайте прочитаем сообщение профессора Самоварова на стр.107. и сделаем ещё одно открытие.

- А теперь попробуем применить наши знания на практике.

Стр.107, упр.162

- Прочитайте задание. Определите позицию парного согласного.

- Обратите внимание на условное обозначение. Что надо сравнить в упражнении?

ОБРАЗЕЦ на доске делает учитель:

Хлеб - хлеба,   суп – супа

- Проверьте и оцените свою работу. Слайд №10

- Остальные 5 слов вы разберёте аналогично дома.

Дети выдвигают свои предположения.

Работают в парах.

Анализируют написание и произношение слов

- Обеда, столба, рукава, глаза.

- После парного согласного стоит гласный звук.

Делают вывод: Если после парного согласного звука стоит гласный, то он слышится отчётливо. Это сильная позиция.

-Обед, рукав, столб, глаз.

- Стоят на конце слов

Делают вывод: Если парный  согласный звук стоит на конце слова, то он слышится неотчётливо. Это слабая  позиция.

Читают сообщение в учебнике и делают вывод: Парный согласный на конце слова – это орфограмма. Такие слова надо проверять.

Один ученик читает слова вслух.

Следующие 6 слов дети разбирают самостоятельно.

Проверяют по образцу  и оценивают свою работу  на полях

«!»- молодец, выполнил всё верно.

«+» – хорошо, ошибся совсем немного.

«-» с заданием пока не справился.

Регулятивные: Целеполагание, контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:

Ставить  новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Оценивать  процесс и результат деятельности

- понимают заданный вопрос,  в соответствии с ним принимают учебную задачу и решают её через определённые действия.

Коммуникативные:

Формирование  умения слушать и слышать

 -формулировать собственное мнение

VI. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

- Давайте вернёмся к теме нашего урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Кто испытывал затруднения?

- Давайте ещё раз прочитаем все открытия, которые мы сделали на уроке. Слайд №11,12

- Я прошу вас каждого оценить свою работу . Выберите и продолжите предложения. Слайд №13

- Молодцы! Но поверьте, вам есть ещё над  чем работать в дальнейшем. Вам предстоит научиться подбирать проверочные слова к данной орфограмме.

Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу.

  • Сегодня   я     узнал…
  • Было  интересно…
  • Было трудно…
  • Я  научился…
  • Я   попробую…
  • Мне   захотелось…

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Личностные:

Оценивать собственную

учебную деятельность: свои

достижения, степень

самостоятельности,

инициативности,

 причины неудач.

VII. Домашнее задание

Учебник: стр.106-107, упр.162. Слайд №14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Гладких Светлана Викторовна, учитель начальных классов МКОУ Скнаровской ООШ

Слайд 2

Подумай! бочка кол гол шар дом почка жар Сима ваза том зима фаза

Слайд 3

Новое знание: Звонкие и глухие согласные могут образовывать пары. Поэтому они называются парными согласными.

Слайд 4

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» Цели урока: 1. Будем учиться находить… буквы парных звонких и глухих согласных в слове. 2. Будем учиться сравнивать… звучание и написание слов с парными согласными.

Слайд 8

Источники http://2.bp.blogspot.com/-QNWl9Lb9J4U/UEDLGXHg7uI/AAAAAAAALeI/qYRUcCIcSvM/s1600/0_828ac_dca4804f_L.png книги http://englishland.ucoz.com/11/0_657da_d4fec14e_XL.png совенок http://rewalls.com/pic/201106/1280x960/reWalls.com-35959.jpg фон мятая бумага http://desktopwallpapers.org.ua/pic/201302/1600x1200/desktopwallpapers.org.ua-24391.jpg желтый фон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация

Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме». 2 класс

Проверочная работа по теме "Звонкие и глухие согласные звуки" 2 класс...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....