Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yazyk_4b_klass.docx121.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2017.

2.Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь для  4  класса.  В 2 ч.   - М.: Просвещение, 2017.

3. Канакина В. П.   Русский язык.  Проверочные работы  для  4  класса.- М.: Просвещение, 2019.

4. Кузнецова М.И. Русский язык. Готовимся к Всероссийской проверочной работе для 4 класса. Просвещение,2017.

        Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В рамки предмета «Русский язык» интегрированно включен материал учебного предмета «Родной язык». В качестве родного языка изучается русский язык.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение русским языком – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным русским языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Цели изучения родного языка:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Важнейшими задачами изучения родного языка являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе).

Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 4б  класса. В классе 24 ученика: 12 мальчиков и 12 девочек.  По итогам 3-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету: 100% общую успеваемость и   69% качественной успеваемости. По итогам 2018/2019 учебного года «5» имели 33 % учащихся (8 школьников), «4» - 47 % учащихся (15 школьников), «3» - 20% учащихся (5 школьников).

В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 4 классе при пятидневной учебной неделе выделено пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.

В связи с тем, что 04.11.2019 года является праздничным днем, тема урока  №41«Закрепление изученного  по теме «Слово в языке  и речи»» перенесена на урок №40 «Правописание наречий».

В связи с тем, что 24.02.2020 года является праздничным днем, темы  уроков № №110, 111 «Обобщение по теме «Имя прилагательное» сокращены до 1 часа.

В связи с тем, что 09.03.2020 года является праздничным днем, темы уроков №120,№121 «Изменение личных местоимений по падежам» сокращены до 1 часа.

В связи с тем, что 04.05.2020 года, 05.09.2020 года являются праздничными днями, темы  уроков №156, №157, №158 «Предложение и словосочетание» сокращены до 1 часа.

В связи с тем, что 11.05.2020 года является праздничным днем, тема урока  №161 «Состав слова» перенесена на урок №163 «Анализ контрольного диктанта. Части речи»».

При реализации рабочей программы учитываются результаты Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 4 классах, выполненных учащимися школы.

Анализ Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 4 классах показал, что наибольшие затруднения при выполнении работы в 2018 году вызвали вопросы, связанные с умением распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами. Умением распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)

На основании результатов анализа  Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 4 классах, с целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по русскому языку:

  • увеличено с 1 до 2 количество часов на изучение темы  «Связь однородных членов  предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
  • увеличено с 1 до 2 количество часов на изучение темы  «Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного»;
  • на уроках и в режиме ГПУ для усвоения темы каждым учеником класса проводится выполнение упражнений на нахождение однородных членов  предложения, расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, на соблюдения норм  русского литературного языка в собственной речи и в речи собеседников;
  • используется индивидуальный подход к учащимся в усвоении программного материала по русскому языку.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование

этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии

(в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

 • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познава-

тельных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

• владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

• использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников,

по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

• оформлять результаты исследовательской работы;

 •редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные - безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

• различать звуки и буквы;

• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

• распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

• понимать этимологию мотивированных слов-названий;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

• работать с разными словарями;

• приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

• сравнивать, классифицировать слова по их составу;

• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

• самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

• узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и

суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

• выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

• определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление

о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

• распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном

числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в

речи личные местоимения;

• распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

• понимать роль союзов и частицы не в речи;

• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать

части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

• различать родовые и личные окончания глагола;

• наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,

частицу не при глаголах;

• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• различать предложение, словосочетание и слово;

• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

• находить в предложении обращение;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

• раздельное написание слов;

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

и суффиксах;

• разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

• мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек, -ик;

• запятая при обращении;

• запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,

-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

III. Содержание учебного предмета

 

В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое.

Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.

На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.

Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

                Повторение (11 ч)

                Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

                Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения(9ч)

                Слово в языке и речи (19 ч)

                Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

                Имя существительное (41 ч)

                Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»

                Имя прилагательное (31 ч)

                Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

                Личные местоимения (9 ч)

                Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

                Глагол (32 ч)

                Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

                Повторение (18 ч).

                Виды речевой деятельности.

                Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

                Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

                Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

                Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

                Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

                Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции.

                Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.

                Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных  по  родам,  числам и  падежам, кроме  прилагательных на  -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).

                Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

                Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.

        Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.

                Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Прямая речь (общее знакомство).

Обращение (общее знакомство).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

· сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

· сочетания чк—чн, чт, щн;

· перенос слов;

· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

· проверяемые безударные гласные в корне слова;

· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

· непроизносимые согласные;

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

· разделительные ъ и ь;

· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

· безударные окончания имён прилагательных;

· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

· не с глаголами;

· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

· безударные личные окончания глаголов;

· раздельное написание предлогов с другими словами;

· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

                Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

В соответствии с индивидуальными особенностями усвоения учебного материала учащимися класса незначительно изменено соотношение количества часов на изучение отдельных тем, что также отражено в таблице.

Название темы

Кол-во часов в госуд. программе

Кол-во часов

в рабочей программе

Причина изменения количества часов

1

Повторение.

11

12

Увеличение количества часов в связи с вхождением в учебную деятельность

2

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

9

11

Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  темы.

3

Слово в языке и речи.

21

19

Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением материала.

4

Имя существительное.  

39

40

Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  темы.

5

Имя прилагательное.

30

31

Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  темы.

6

Личные местоимения.

8

9

Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  темы.

7

Глагол

34

31

Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением материала.

8

Повторение.

18

17

Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением материала.

ИТОГО

170

170

       

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

 - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

 Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • дифференциация обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;           
  • система инновационной оценки «Портфолио»

В учебном процессе используются следующие виды учебных действий:

1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу  (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).

2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.

3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других.

4. Продуктивные действия: создание нового продукта - придумать предложение, рассказ, задачу; преобразовать данный продукт в новый: изменение порядка слов в предложении; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа.

Типы и формы организации уроков

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Тип  №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.

Формы уроков для каждого типа урока

№ п/п

Тип урока по ФГОС

Формы уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата   проведения

                Характеристика деятельности учащихся.

Повторение (11ч)

1

Наша речь и наш язык.

1

02.09

Анализировать высказывания о русском языке.

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

1

03.09

Называть «волшебные»  слова русской речи:  слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Высказываться о значении  «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

3-4

Текст и его план.

2

04.09

05.09

Определять тему и основную мысль текста. Выделять части текста. Составлять план текста.

5

Обучающее изложение.

1

06.09

Работать с памяткой «Как подготовиться к написанию изложению». Подробно излагать содержание повествовательного текста.

6

Анализ изложения. Типы текстов.

1

09.09

Сопоставлять и сравнивать тексты разного стиля.

7

Входной контрольный диктант.

1

10.09

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации.

8

Анализ контрольного диктанта.

1

11.09

Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации.

9

Диалог. Обращение Предложение как единица речи.

1

12.09

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки.

10

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

13.09

Обосновывать использование знаков препинания в диалогической речи. Находить в предложении обращение, выделять обращение на письме. Выполнять работу над ошибками.

11

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.

1

16.09

Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять  в предложении словосочетания

12

Входная контрольная работа. 

1

17.09

Работать самостоятельно, применяя свои знания на практике. Контролировать правильность выполнения заданий

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения (11ч)

13

Однородные члены предложения (общее понятие). Анализ входной контрольной работы

1

18.09

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Выполнять работу над ошибками.

14

Однородные члены предложения

1

19.09

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

15-16

Связь однородных членов  предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

20.09

23.09

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

17

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Контрольный словарный диктант №1.

1

24.09

Планировать свои действия при постановке запятых в предложении с однородными членами.

18-19

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

2

25.09

26.09

Работать с предложением. Определять падеж имен существительных и прилагательных, время глагола. Разбирать слова по составу. Сравнивать простые и сложные предложения. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения.

20

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

1

27.09

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

21

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

30.09

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Выделять в сложном предложении его основы.

22

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

01.10

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

23

Обучающее изложение.

1

02.10

Письменно передавать содержание повествовательного текста  по самостоятельно составленному плану.

Слово в языке и речи (19ч)

24

Анализ контрольного диктанта и изложения. Лексическое значение слова.

1

03.10

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

25

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

04.10

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

26

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

07.10

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

27

Фразеологизмы.

1

08.10

Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму.

28-29

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

2

09.10

10.10

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе.

30

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

11.10

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

31

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1

14.10

Устанавливать зависимость способа проверки от  места орфограммы в слове.

32

Правописание приставок и суффиксов.

1

15.10

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

33

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

16.10

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

34

Обучающее изложение.

1

17.10

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

35

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1

18.10

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

36

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1

21.10

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

37

Имя числительное. Глагол. Контрольное списывание

1

22.10

Подбирать примеры изученных частей речи.

38

Контрольный диктант по теме  «Части речи».( 1 четверть)

1

23.10

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

39

Наречие как часть речи. Анализ контрольного списывания.

1

24.10

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

40

Правописание наречий.

1

25.10

Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

41

Закрепление изученного  по теме «Слово в языке  и речи»

1

04.11

Обобщение изученного по теме материала

42

Сочинение по картине  В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

1

05.11

Обсуждать представленный  отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

Имя существительное(41ч)

43

Распознавание падежей имён существительных.

1

06.11

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

44

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.

1

07.11

Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать именительный и винительный падежи.

45

Упражнение в распознавании  одушевлённых имен существительных  в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1

08.11

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

46

Упражнение в распознавании  имен существительных  в творительном и предложном падежах.

1

11.11

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

47

Повторение  о падежах. Несклоняемые имена существительные.

1

12.11

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

48

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.

1

13.11

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

49

Упражнение в распознавание имен существительных 1-ого склонения.

1

14.11

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

50

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

1

15.11

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

51

2-е склонение имён существительных.

1

18.11

Определять принадлежность имен существительных  ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

52

Упражнение в распознавание имен существительных 2-ого склонения.

1

19.11

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

53

 Контрольный словарный диктант №2. 3-е склонение имён существительных.

1

20.11

Определять принадлежность имен существительных  к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

54

Упражнение в распознавание имен существительных 3-ого склонения.

1

21.11

Распознавать существительные 3-го склонения. Приводить примеры.

55

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

22.11

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительных по склонениям.

56

Обучающее изложение.

1

25.11

Письменно передавать содержание повествовательного текста  по самостоятельно составленному плану.

57

Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения.

1

26.11

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

58

Именительный и винительный падежи.

1

27.11

Различать существительные именительного и винительного падежа.

59

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

28.11

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки.

60

Именительный, винительный, родительный падежи одушевленных имен существительных.

1

29.11

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

61

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

02.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных дательного падежа.

62-63

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

2

03.12

04.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

64

Контрольное списывание.

1

05.12

Уметь списывать текст.

65

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Анализ контрольного списывания.

1

06.12

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составлять предложение (словосочетание), употребляя   имя существительное в заданной падежной форме. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.

66

Правописание окончаний имен существительных в предложном  падеже.

1

09.12

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в  предложном  падеже.

1

10.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

68

Правописание безударных  окончаний имен существительных во всех падежах.

1

11.11

Составлять предложение (словосочетание), употребляя   имя существительное в заданной падежной форме

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

69-70

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

2

12.12

13.12

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

71

Сочинение по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

16.12

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

72

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1

17.12

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

73

Анализ контрольного диктанта. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

1

18.12

Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Выполнять работу над ошибками.

74

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

19.12

Обосновывать написание безударного падежного  окончания имен существительных в формах множественного числа.

75

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

20.12

Обосновывать написание безударного падежного  окончания имен существительных в формах множественного числа.

76

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

23.12

Обосновывать написание безударного падежного  окончания имен существительных в формах множественного числа.

77

Контрольный диктант по теме «Имя существительное». (2 четверть)

1

24.12

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

78

Анализ контрольного диктанта. Родительный и Винительный падежи имен существительных множественного числа.

1

25.12

Выполнять работу над ошибками. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

79

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

1

26.12

Обосновывать написание безударного падежного  окончания имен существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями. Работать с памяткой «Разбор имени существительного как часть речи».

80

Правописание падежных окончаний имен существительных  в ед. ч. мн.ч.

1

27.12

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями.

81

Проект «Говорите правильно!»

1

13.01

Исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имен существительных мн.ч в Р.п.

82

Обучающее изложение.

1

14.01  

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Имя прилагательное (31ч)

83

Имя прилагательное как часть речи.

1

15.01

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

84

Род и число имён прилагательных.

1

16.01

Определять род и число имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

85

Описание игрушки.

1

17.01

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

86

Склонение имён прилагательных.

1

20.01

Правильно писать окончания  имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в ед.ч.

87

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов».

1

21.01

Работать с  памяткой «Как подготовиться к оставлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картине.

88

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

22.01

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

89

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

23.01

Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе.

90

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

24.01

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

91

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

27.01

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

92

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

28.01

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.

93

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

29.01

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

94

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

30.01

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

95

Выборочное изложение описательного текста.

1

31.01

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

96

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

03.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

97

Склонение имён прилагательных женского рода.

1

04.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

98

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

05.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

99

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

06.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

100

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

07.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

101

Упражнение  в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

1

10.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

102

Изложение описательного текста.

1

11.02

Записывать текст по памяти.

103

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

12.02

Выполнять работу над ошибками. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

104

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1

13.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

105

Сочинение- отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

14.02

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

106

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

17.02

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

107

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

18.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

108

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Контрольный словарный диктант №3

1

19.02

Контролировать  правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями

110

Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лавка»

1

20.02

Высказывать свое мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

109

Обобщение по теме

«Имя прилагательное»

1

21.02

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе  имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

111

Обобщение по теме

«Имя прилагательное»

1

24.02

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе  имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении. Правильно записывать под диктовку словарные слова.

112

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

25.02

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

113

Анализ контрольного диктанта.

Обобщение по теме

«Имя прилагательное».

 

1

26.02

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе  имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Местоимения  (9ч)

114

Местоимение как часть речи.

1

27.02

Понимать, что такое местоимение.

Находить местоимения среди других частей речи.

115

Личные местоимения.

1

28.02

Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений.

116

Изменение личных местоимений 1-го и 2-ого лица по падежам.

1

02.03

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.

117

Изменение личных местоимений 3-го  лица по падежам.

1

     03.03

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

118

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

04.03

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

119-

Обобщение по теме «Местоимение». Анализ контрольного диктанта.

1

05.03

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

120-121

Изменение личных местоимений по падежам.

2/1

06.03

09.03

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

122

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

10.03

Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте. Выполнять разбор личного местоимения как часть речи, пользуясь алгоритмом, данном в учебнике.

Глагол(31ч)

123

Роль глаголов в языке.

1

11.03

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

124

Изменение глаголов по временам.

1

12.03

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

125-126

Неопределенная форма глагола.

2

13.03

16.03

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

127

Изменение глаголов по временам.

1

17.03

Изменять глаголы по временам.

128

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

18.03

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

129-130

Спряжение глаголов.

2

19.03

20.03

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.

131

Анализ контрольного диктанта. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

30.03

Определять роль ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

132

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

1

31.03

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста по репродукции картины.

133

I  и  IIспряжение глаголов  настоящего времени.

1

01.04

Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.

134

I  и  IIспряжение глаголов  будущего времени.

1

02.04

Правильно писать личные окончания глаголов I  и  IIспряжения, определять спряжение по личному окончанию.

135

Проект «Пословицы и поговорки»

1

03.04

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.

136-137-138-139

Правописание безударных  личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

4

06.04

07.04

08.04

09.04

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов.

140

Возвратные глаголы.

1

10.04

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

141-142

Правописание  -тся и ться в возвратных глаголах.

2

13.04

14.04

Отличать возвратные глаголы, употребленные в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

143

Составление рассказа по серии картинок.

1

15.04

Составлять текст по серии картинок. Выписывать из каждой части глаголы.

144

Правописание глаголов в прошедшем в времени.

1

16.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

145

Правописание родовых окончаний глаголов  в прошедшем времени.

1

17.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

146

Правописание  безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

20.04

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей и без частицы.

147

Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

21.04

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

148

Обобщение изученного по теме «Глагол»

1

22.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

149

Контрольный диктант по теме  «Глагол» 

1

23.04

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

150

Анализ контрольного диктанта.  Обобщение изученного по теме «Глагол»

1

24.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

151

Контрольное списывание. Обобщение по теме «Глагол».

1

      27.04

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Выполнять работу над ошибками.

152

Язык. Речь. Текст. Контрольный словарный диктант №4 

Анализ контрольного списывания.

1

28.04

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выполнять работу над ошибками.

153

Обобщение изученного по теме «Глагол»

1

29.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Повторение (17ч)

154-155

Обобщение изученного по теме «Глагол»

2

30.04

01.05

Различать язык и речь.  Называть виды речи.

Объяснять назначение речи.  Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

156

Предложение и словосочетание.

1

04.05

 

 

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять  в предложении словосочетания.

157-158

Предложение и словосочетание.

2/1

05.05

06.05

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять  в предложении словосочетания.

159

Лексическое значение слова.

1

07.05

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника И.И. Шишкина «Рожь».

160

Контрольное  сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

1

08.05

Записывать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами.

161

Состав слова.

1

      11.05

Распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

162

Итоговый контрольный диктант.

1

12.05

Применять свои знания для выполнения заданий.

163

Анализ контрольного диктанта. Части речи.

1

13.05

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

164

Итоговая контрольная работа.

1

14.05

Применять свои знания для выполнения заданий.

165

Анализ контрольной работы. Состав слова.

1

15.05

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

166

Части речи

1

18.05

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Называть признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание.

168

Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

19.05

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

169

Анализ изложения. Части речи

1

20.05

Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

167

Обобщение изученного за год

1

21.05

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Называть признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание.

170

Игра «По галактике Частей Речи»

1

22.05

Оценивать результаты освоения тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....