Рабочая программа учебного курса «Родной язык» 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Белобородова Светлана Новомировна

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,  планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  на примере системы учебников «Школа России»,  программы  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной «Русский язык»  М: Просвещение, 2011г. 

 

Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_rodnoy_yazyk.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____

 «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа учебного курса

 «Родной язык»

1а класс

2019-2020 учебный год

Учитель:  Белобородова Светлана Новомировна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019г.

Пояснительная записка.

         Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,  планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  на примере системы учебников «Школа России»,  программы  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной «Русский язык»  М: Просвещение, 2011г.  

Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Главными целями изучения предмета «Родной язык» являются: 

- воспитание гражданина и патриота;

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;

- формирование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, схематизация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, проблемная лекция, ролевые игры, деловые игры) и др.  Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки), экскурсии, викторины и др.        На уроках русского языка используются средства обучения: программа, учебник, рабочая тетрадь, сборник заданий, наглядные пособия, электронные приложения к учебникам и др.

Место учебного курса в учебном плане

На изучение родного  языка в 1 классе  отводится 16 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Разделы программы

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Русский язык: прошлое и настоящее

- различать предложение и слово;

- делить слова на слоги

-  находить ударный слог в слове;

- различать смысловую и интонационную законченность предложения.

- устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

- понимать роль ударения в различении смысла слова;

- отличать предложение от текста

Язык в действии

- применять правила переноса слов;

- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;

- употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;

- грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением, предложения и тексты в 12 – 15 слов

- понимать термин «орфограмма»;

- находить изученные орфограммы в слове

Секреты речи и текста

- простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

- выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

- самостоятельно составлять и записывать тексты из 2 – 3 предложений по опорным словам, на определённую тему.

- создавать собственные небольшие тексты (устные) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».  

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).  2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т.д.)  

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

        Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

        

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Определять цели, тему, способы и результаты общения.

Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению.  

Формулировать тему и главную мысль текста.

Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану.

3

Язык в действии

4

Сравнивать слова по значению и форме (звукобуквенной и формально-грамматической).

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова.

Определять особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.

Использовать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство речи.

Применять жесты и мимику в русской речи.

4

Секреты речи и текста

4

Применять устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Понимать значение и смысл русских пословиц и поговорок.

Итого: 16 часов

Приложение 1

Перечень контрольных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Контрольное списывание.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

1.

История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита

1

Создатели русского алфавита, история зарождения письма (кириллица)

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Определять цели, тему, способы и результаты общения.

Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению.  

Формулировать тему и главную мысль текста.

Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану.

2.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

Первые книги на Руси (первопечатник, буквица, заставка, красная строка)

3-4

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

2

Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).

Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т.д.)  

5.

Имена в малых жанрах фольклора

1

Использование имен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках

6.

Слово и предложение. Текст. Речь. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

1

Слово, предложение, текст, речь, устная, письменная, сказка, сюжет сказки, герои сказки.

7.

Слова и слоги. Звучание и значение слова. Прямое и переносное значение слов.

1

Слово, слоги, значение слова, прямое и переносное значение слова.

8.

Слово огорчает, веселит, утешает. Выполнение слого-звукового анализа слов.

1

Роль слова в речи. Основная мысль теста. Слого-звуковой анализ слова.

Язык в действии (4 часа)

9.

Как нельзя произносить слова

1

Язык, речь, мимика, жесты, интонация, темп речи, ударение.

Сравнивать слова по значению и форме (звукобуквенной и формально-грамматической).

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова, ударение), с помощью моделей слова.

Использовать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство речи.

Ударение, постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах, рифма.

10.

Смыслоразличительная роль ударения

1

Предупреждение  ошибок в произношении слов

11.

Звукопись в стихотворном художественном тексте

1

Обогащение  активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

Определять особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.

Применять жесты и мимику в русской речи.

12.

Сочетаемость слов

Предупреждение  ошибок в сочетаемости слов.

Секреты речи и текста (4 часа)

13, 14

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

2

Этикет, вежливые слова. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Применять устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Понимать значение и смысл русских пословиц и поговорок.

15

Цели и виды вопросов

1

Вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.

16.

Проверяем то, что знаем. Игры в слова

1

Русские пословицы и поговорки, фразеологизмы, рифма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс

Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на  формирование  представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной це...

Рабочая программа учебного курса «Родная литература».

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс

Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка....

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс

Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; ...

Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский язык)» 1 класс

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по...