Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями).

- Примерных программ. Русский язык. Авторы: Канакина В.П.,  Горецкий В.Г. Просвещение, 2019..

- Учебника «Русский язык».3 класс. В 2 частях. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Просвещение, 2017 г..

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие монологической и диалогической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю). За счёт части, формируемой участками образовательных отношений, увеличены часы на изучение обязательного предмета русского языка в объёме 1 часа в неделю (210 часов) с целью формирования коммуникативных умений обучающихся, повышения грамотности устной и письменной речи.

35 учебных часов распределены следующим образом:

Тема

Кол-во часов

Язык и речь.

1

Словосочетание.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Корень слова

1

Основа слова.

1

Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

2

Правописание слов с парными согласными в корне слова.

2

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными  в корне слова.

2

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Значение приставок

Обобщение  знаний о роли приставок.

1

Правописание слов с суффиксами –ек/- ик/ - ок.

1

Части речи. Имя существительное.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Изменение существительных по числам.

2

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

1

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающих-ся на мягкий знак.

1

Части речи. Местоимение.

1

Части речи. Имя прилагательное.

1

Упражнение в употреблении и правописании имён прилагательных.

2

Изменение родовых окончаний имён прилагательных.

1

Изменение имён прилагательных по числам.

1

Упражнение в определении падежа имён прилагательных.

2

Правописание приставок и предлогов.

1

Суффикс – значимая часть слова.

1

Упражнение в написании слов с мягким  знаком.

1

Глаголы в неопределенной форме.

1

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

Всего

35

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 204 часа. Выполнение учебной программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения часов повторения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

- представление о своей этнической принадлежности;

- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

- положительное отношение к языковой деятельности;

- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-  понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

           Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

           Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;

-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

-понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

- первоначальные умения проверять написанное;

- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

-формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Развитие речи.

Выпускник научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

- различать устную и письменную речь;

- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка.

Фонетика, орфоэпия, графика.

Выпускник научится:

- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

- определять ударный и безударные слоги в слове;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита при работе со словарями;

- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика.

Выпускник научится:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

- иметь представление о синонимах и антонимах;

- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика).       

Выпускник  научится:

- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Выпускник  получит возможность научиться:

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

 Морфология.

Выпускник  научится:

- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Выпускник получит возможность научиться:

- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

-пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис.

Выпускник научится:

- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

- устанавливать связи слов между словами в предложении;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- восстанавливать деформированные предложения;

- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Выпускник  получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

- находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация.

Выпускник научится:

- применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

- разделительный мягкий знак (ь);

- знаки препинания конца предложения (. ? !);

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

- безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

- писать(печатать) под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Содержание учебного предмета

Язык и речь  

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание  

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи  

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                         Состав слова  

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).

Правописание частей слов

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Части речи  

Общее знакомство с частями речи  

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги).

Имя существительное  

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).

Имя прилагательное  

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

Местоимение  

Личные местоимения (общее представление). Личные местоимения единственного и множественного числа. Личные местоимения 3-его лица.

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

Глагол  

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение изученного за год

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

№ п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

17

3

Слово в языке и речи.

26

4

Состав слова.

24

5

Правописание частей слов.

29

6

Части речи

2

7

Имя существительное.

34

8

Имя прилагательное.

27

9

Местоимение.

7

10

Глагол.

27

11

Повторение.

9

Итого фактически

204

График выполнения практической части программы

№ урока

Тема

Вид работы

Дата проведе -ния

9

Повторение

Контрольное списывание

11.09

 17

Предложение.

Проверочная работа

20.09

 28

Р.р. Изложение  по тексту

 Н. Сладкова «Ёлочка».

Изложение

03.10

 45

  1. Слово в языке и речи.

Диктант

22.10

 68

Состав слова.

Проверочная работа

29.11

 80

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне

Контрольный словарный диктант

13.12

 83

Сочинение  по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».  

Сочинение

17.12

 85

Промежуточная аттестация I этап.

Аттестационная работа

19.12

 91

Правописание частей слов

Диктант

26.12

 120

Род и число имён существительных

Проверочная работа

07.02

 132

Имя существительное

Проверочная работа

21.02

 147

 Имя прилагательное

Диктант

12.03

 161

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

Сочинение

08.04

 167

Местоимение

Проверочная работа

15.04

 177

Изменение глаголов по числам

Контрольный словарный диктант

27.04

 183

Изложение повествовательного текста.

Изложение

05.05

 189

Промежуточная аттестация II этап.

Аттестационная работа

13.05

195

Глагол

Диктант

20.05

200

Повторение.

Контрольное списывание

26.05

Развитие речи – 4 часа.

Из них: изложений – 2 часа; сочинений – 2  часа.

Календарно-тематическое планирование предмета

№ п/п

Дата

                  Тема  

Раздел

Кол-во часов

Язык и речь

2

1.

02.09

Виды речи.

1

2.

03.09

Для чего нужен язык?

1

Текст. Предложение. Словосочетание

17

3.

04.09

Что такое текст?

1

4.

05.09

Типы текстов.

1

5.

06.09

Что такое предложение?

1

6.

07.09

Виды предложений по цели высказывания.

1

7.

09.09

Коллективное составление  рассказа по репродукции картины

К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

8.

10.09

Виды предложений по    интонации.

1

9.

11.09

Контрольное списывание.

1

10.

12.09

Работа над ошибками. Что такое обращение?

1

11.

13.09

Главные и  второстепенные члены предложений.

1

12.

14.09

Главные и  второстепенные члены предложений.

1

13.

16.09

Главные и  второстепенные члены предложений.

1

14.

17.06

Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

1

15.

18.09

Упражнение в разборе предложений по членам предложений.

1

16.

19.09

Простое и сложное предложение.

1

17.

20.09

Проверочная работа по теме «Предложение».

1

18.

21.09

Работа над ошибками.

Что такое словосочетание?

1

19.

23.09

Словосочетание.

1

Слово в языке и в речи

26

20.

24.09

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.

1

21.

25.09

Синонимы и антонимы.

1

22.

26.09

Синонимы и антонимы.

1

23.

27.09

Омонимы.

1

24.

28.09

Слово и словосочетание.

1

25.

30.09

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы).

1

26.

01.10

Повторение. Части речи. Имя существительное.

1

27.

02.10

Имя существительное.

1

28.

03.10

Р.р. Изложение  по тексту Н. Сладкова «Ёлочка»..

1

29.

04.10

Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное.

1

30.

05.10

Части речи. Местоимение.

1

31.

07.10

Части речи. Имя прилагательное.

1

32.

08.10

Части речи. Имя прилагательное.

1

33.

09.10

Части речи. Глагол.

1

34.

10.10

Имя числительное как часть речи.

1

35.

11.10

Однокоренные слова.

1

36.

12.10

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

1

37.

14.10

Согласные звуки и буквы.

1

38.

15.10

Упражнение в написании слов.

1

39.

16.10

Разделительный мягкий знак.

1

40.

17.10

Упражнение в написании слов.

1

41

18.10

Упражнение в написании слов.

1

42.

19.10

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

43.

21.10

Составление текста по вопросам.

1

44.

22.10

Диктант по темам раздела «Слово в языке и в речи».

1

45.

23.10

Рассказ о слове. Работа над ошибками.

1

Состав слова

24

46.

24.10

Корень слова.

1

47.

25.10

Однокоренные слова.

1

48.

26.10

Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

1

49.

06.11

Формы слова. Окончание.

1

50.

07.11

Сложные слова.

1

51.

08.11

Упражнение в нахождении окончаний.

1

52.

09.11

Обобщение знаний о корне и окончании.

1

53.

11.11

Приставка (общее понятие).

1

54.

12.11

Приставка – значимая часть слова.

1

55.

13.11

Значение приставок.

1

56.

14.11

Значение приставок.

Обобщение  знаний о роли приставок.

1

57.

15.11

Суффикс (общее понятие).

1

58.

16.11

Суффикс – значимая часть слова.

1

59.

18.11

Суффикс – значимая часть слова.

1

60.

19.11

Образование слов с помощью суффиксов.

1

61.

20.11

Составление устного рассказа по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

62.

21.11

Работа над ошибками. Основа слова.

1

63.

22.11

Основа слова.

1

64.

23.11

Упражнение в разборе слов по составу.

1

65.

25.11

Упражнение в разборе слов по составу.

1

66.

26.11

Упражнение в разборе слов по составу.

1

67.

27.11

Обобщение знаний о составе слова.

1

68.

28.11

Проверочная работа по теме «Состав слова».

1

69.

29.11

Работа над ошибками. Семья слов.

1

30.11

Правописание частей слов

29

70.

Общее представление о правописании частей слова.

1

71.

02.12

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

1

72.

03.12

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

73.

04.12

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

74.

05.12

Написание слов с проверяемыми  безударными гласными в корне.

1

75.

06.12

Написание слов с проверяемыми  безударными гласными в корне.

1

76.

07.12

Написание слов с непроверяемыми   безударными гласными в корне.

1

77.

09.12

Правописание слов с парными согласными в корне.

1

78.

10.12

Правописание слов с парными согласными в корне.

1

79.

11.12

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

1

80.

12.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольный словарный диктант.

1

81.

13.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

82.

14.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

83.

16.12

Р. р. Сочинение  по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».  

1

84.

17.12

Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными.

1

85.

18.12

Аттестационная работа за I полугодие 

1

86.

19.12

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов.

1

87.

20.12

Правописание приставок и суффиксов.

1

88.

21.12

Суффиксы –ик-ек.

1

89.

23.12

Правописание суффикса – ок.

1

90.

24.12

Упражнение в правописании суффиксов.

1

91.

25.12

Диктант по теме «Правописание частей слов».

1

92.

26.12

Работа над ошибками. Правописание слов с приставками.

1

93.

27.12

Правописание приставок и предлогов.

1

94.

28.12

Правописание приставок и предлогов.

1

95.

09.01

Восстановление повествовательного деформированного текста.

1

96.

10.01

Слова с разделительным твердым знаком.

1

97.

11.01

 Упражнение в написании слов с «ъ».

1

98.

13.01

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1

Части речи

104

Части речи (повторение).

2

99.

14.01

Части речи (повторение).

1

100.

15.01

Части речи (повторение).

1

Имя существительное

34

101.

16.01

Имя существительное как часть речи.

1

102.

17.01

Имя существительное и его роль в речи.

1

103.

18.01

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

104.

20.01

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

105.

21.01

Устаревшие слова.

1

106.

22.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

107.

23.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

108.

24.01

Изменение имен существительных по числам.

1

109.

25.01

Изменение имен существительных по числам.

1

110.

27.01

Изменение имен существительных по числам.

1

111.

28.01

Род имен существительных.

1

112.

29.01

Род имён существительных.

1

113.

30.01

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1

114.

31.01

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1

115.

01.02

Имена существительные общего рода.

1

116.

03.02

Составление устного повествовательного текста.

1

117.

04.02

Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

1

118.

05.02

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

1

119.

06.02

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1

120.

07.02

Проверочная работа по теме: «Род и число имён существительных».

1

121.

08.02

Работа над ошибками.

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1

122.

10.02

Изменение имен существительных по падежам .

1

123.

11.02

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).

1

124.

12.02

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных

1

125.

13.02

Несклоняемые имена существительные.

1

126.

14.02

Именительный падеж имен существительных.

1

127.

15.02

Родительный падеж имен существительных.

1

128.

17.02

Дательный падеж имен существительных.

1

129.

18.02

Работа над ошибками. Винительный падеж имен существительных.

1

130.

19.02

Предложный падеж имен существительных.

1

131.

20.02

Упражнение в распознавании изученных  падежей имен существительных.

1

132.

21.02

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

133.

22.02

Работа над ошибками.

Составление устного рассказа по репродукции картины   К.Ф. Юона  «Конец зимы».

1

134.

25.02

Обобщение знаний  о  падежах имен существительных.

1

Имя прилагательное

27

135.

26.02

Понятие об имени прилагательном как части речи.

1

136.

27.02

Связь имен прилагательных с именами существительными.

1

137.

28.02

Синтаксическая функция  имени прилагательного в предложении.

1

138.

29.02

Сложные прилагательные (общее представление).

1

139.

02.03

Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных.

1

140.

03.03

Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных.

1

141.

04.03

Художественное и научное описание (общее знакомство).

1

142.

05.03

Составление научного ( или художественного ) текста-описания растения.

1

143.

06.03

Изменение имен прилагательных по родам.

1

144.

07.03

Изменение имен прилагательных по родам.

1

145.

10.03

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

146.

11.03

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

147.

12.03

Диктант по теме

«Имя прилагательное».

1

148.

13.03

Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по числам.

1

149.

14.03

Изменение имен прилагательных по числам.

1

150.

16.03

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

151.

17.03

Правописание имен прилагательных.

1

152.

18.03

Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

1

153.

30.03

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление).

1

154.

31.03

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи.

1

155.

01.04

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1

156.

02.04

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1

157.

03.04

Начальная форма имени прилагательного.

1

158.

04.04

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

159.

06.04

 Имена прилагательные в загадках.

1

160.

07.04

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

161.

08.04

Р. р. Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

1

Местоимение

7

162.

09.04

Работа над ошибками. Личные местоимения (общее представление).

1

163.

10.04

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

164.

11.04

Личные местоимения 3-его лица.

1

165.

13.04

Обобщение знаний о местоимении.

1

166.

14.04

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1

167.

15.04

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

168.

16.04

Ознакомление с особенностями текста-письма.

1

Глагол

27

169.

17.04

Понятие о глаголе как части речи.

1

170.

18.04

Упражнение в определении лексического значения глагола.

1

171.

20.04

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

172.

21.04

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

173.

22.04

Составление устного рассказа по сюжетным картинкам.

1

174.

23.04

Глаголы в неопределенной форме.

1

175.

24.04

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

1

176.

25.04

Число глаголов.

1

177.

27.04

Контрольный словарный диктант. Изменение глаголов по числам.

1

178.

28.04

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

1

179.

29.04

Времена глаголов.

1

180.

30.04

Изменение глаголов по временам.

1

181.

02.05

Упражнение в определении времени глагола.

1

182.

04.05

Текст-рассуждение.

1

183.

05.05

Р. р. Изложение повествовательного текста.

1

184.

06.05

Работа над ошибками. Упражнение в изменении глагола по временам.

1

185.

07.05

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

186.

08.05

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

187.

11.05

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

188.

12.05

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени.  

1

189.

13.05

Аттестационная работа за  II полугодие.

1

190.

14.05

Работа над ошибками. Правописание не с глаголами.

1

191.

15.05

Составление текста из деформированных предложений.

1

192.

16.05

Частица не с глаголами.

1

193.

18.05

Обобщение знаний о глаголе.

1

194.

19.05

Составление текста по рисунку 

1

195.

20.05

Диктант по теме «Глагол».

1

Повторение

15

196.

21.05

Работа над ошибками.

Части речи.

1

197.

22.05

Повторение. Текст. Предложение. Словосочетание.

1

198.

23.05

Повторение. Правописание окончаний прилагательных.

1

199.

25.05

Повторение. Правописание окончаний прилагательных

1

200.

26.05

Контрольное списывание..

1

201.

27.05

 Повторение. Правописание окончаний прилагательных.

1

202.

28.05

 Повторение. Правописание окончаний прилагательных.

1

203.

29.05

Повторение. Правописание приставок и предлогов.

1

204.

30.05

Повторение. Правописание приставок и предлогов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....