Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа  по русскому языку 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для 1 класса разработана на основе нормативных документов:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями).

- примерных программ. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Просвещение, 2019.

- учебника «Русский язык». 1 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Просвещение, 2017 г.

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

   

Цель курса:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  • формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

        В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 40 часов в год (4 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 36 часов. Выполнение учебной программы в полном объеме будет обеспечено за счет объединения часов (урок №36 и 37 «Заглавная буква в словах», урок №26 и 27 «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука», урок №30 и 31 «Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова», урок №32 и 33 «Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова»).

Результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы русского алфавита;
  • называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
  • обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
  • на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
  • иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
  • писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. 

Содержание курса

Наша речь

 Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление).

Русский язык - родной язык русского народа.  Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

Текст, предложение, диалог

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слово

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова».

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слово и слог. Ударение

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).

Перенос слов.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Ударение (общее представление).

Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем. Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

 Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

Слова с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.

Ударные и безударные гласные звуки.

 Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.)

Работа с орфографическим словарем.

Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух корова, молоко.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Согласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка).

Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й и И.

Слова со звуком (й) и буквой й.

Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Согласные парные и непарные по твердости-мягкости.

Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь.

Слова с непроверяемым написанием: ребята.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие.

Звонкие и глухие согласные на конце слова. 

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме.

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

 Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Шипящие согласные звуки.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ

Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.

Слова с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием: машина.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Повторение

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Наша речь.

1

2

Текст, предложение, диалог.

3

3

Слова, слова, слова...

2

4

Слово и слог. Ударение.

5

5

Звуки и буквы.

25

ИТОГО

                  36

График выполнения практической части

№ п/п

Тема

Вид работы

Дата

1

Ударные и безударные гласные звуки.

Проверочная работа

19.04

2

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание мягкого знака в словах.

Диктант

03.05

3

Согласные звонкие и глухие звуки.

Диктант

14.05

4

Шипящие согласные звуки.

Контрольная работа

21.05

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

               Раздел. Тема

Кол-во часов

НАША РЕЧЬ

1

 1

12.03

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ

3

2

16.03

Текст (общее представление).

1

  3

17.03

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

4

18.03

Диалог.

1

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

2

5

30.03

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

1

 6

31.03

Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные.

1

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ.

5

7

01.04

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

1

8

02.04

Деление слов на слоги.

1

9

06.04

Перенос слов. Правила переноса.

1

10

07.04

Ударение. Способы выделения ударения.

1

11

08.04

Ударение. Зависимость значения слова от ударения.

1

ЗВУКИ И БУКВЫ

29

12

09.04

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

13

13.04

Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.

1

14

14.04

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

1

15

15.04

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.

1

16

16.04

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

17

20.04

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

18

21.04

Ударные и безударные гласные звуки.

1

19

22.04

 Проверочная работа по теме: «Ударные и безударные гласные звуки».

1

20

23.04

Работа над ошибками.

1

21

27.04

Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.

1

22

28.04

Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

1

23

29.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

24

30.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1

25

04.05

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

26

05.05

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

27

06.05

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

28

07.05

Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание мягкого знака в словах».

1

29

11.05

Работа над ошибками. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

30

12.05

Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.  Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

1

31

13.05

Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки.

1

32

14.05

Диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

1

33

18.05

Работа над ошибками. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

1

34

19.05

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1

35

20.05

Контрольная работа: «Шипящие согласные звуки».

1

36

21.05

Заглавная буква в словах. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык.1 класс. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции ду...

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...

Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"

В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....