Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Зеленчук Дарья Валерьевна

Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й,о].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx47.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема урока:  Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й,о].

Тип урока: изучение нового материала. 1 класс ФГОС

Цели:

Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

 I этап . Организация класса (оргмомент) (1-2мин)

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

 - Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь . (1минута)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5мин)

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Мы общаемся с помощью речи.

Из чего состоит наша речь?

 - Наша речь состоит из предложений.

- Из чего состоят предложения?

Предложения состоят из слов

 - На что делятся слова?

Слова делятся на слоги.

 - Из чего состоят слова?

Слова состоят из звуков

 - Какие бывают звуки?

Звуки бывают гласные и согласные.

- Какими бывают гласные звуки?

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

- Какими бывают согласные звуки?

Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

 Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

А О У ы

 - Какие друзьями мягких согласных? Почему?

 - И Е Я

 - Какие буквы мы называем хитрыми?

Е Я

 - Почему?

- В начале слова и после гласной обозначают два звука.

- А хотите еще узнать одну хитрую букву?

  -Да, хотим

 - Тогда проведём небольшое исследование.

Прослушайте рассказ  о ком пойдёт речь?        читают дети

III этап .Формирование новых знаний и умений (постановка учебной цели) (4-5мин)

 Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ёжа всегда влажный. Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева.

-  Узнали , кто  это? Назовите.

-ёжик.

IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднений).(7-8мин)

Знакомство со звуками [й'], [о].

 - Произнесите слово по слогам.

- Ё - жик

 - Сколько слогов в слове ёжик?

- Два

 - Какой слог первый?

 - Ё

 - Какой второй?

  - жик

  -Произнесите несколько раз первый слог.

[й' о]

 - Какие звуки слышите?

 - [й о]

 - Сколько их?

Два

 - Какой первый?

[й]

 - Какой второй?

[о]

 - Составим схему слова ёжик.

Дети составляют схему на магнитной доске

 Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

-одну

Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

 - Какую цель поставим на уроке?

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме Научиться выделять эти слоги в словах.

- Какая тема нашего урока?

- Буква, обозначающая два звука

Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

-  На что похожа буква?

 - Буква Е передохнула,

   И тотчас же на нее

   Пара птенчиков вспорхнула –

   Получилась буква Ё.  

(можно использовать сказку про букву е, которую в дороге застал дождь, она спряталась  под ёлкой , и на нее упали шишки и набили ей шишки на лбу)

 

V этап Физкультминутка «Ёжик»(1мин)

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

  Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

VI этап  Первичное закрепление (4-5мин)

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Букв.

 -  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? 

 - К гласным, к друзьям мягких согласных

  -  А рядом с какой буквой?

 - О

 - Почему?

 - В букве Ё тоже есть звук [о].

VII этап .Самоанализ и самоконтроль (4-5мин)

 - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

(ответы детей)

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

VIII этап  Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8мин)

Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Расскажи- ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?!

Буква Ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я – ударная всегда!

Ой- ё- ёй, вот это да!

- Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

  -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов ).

- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

 - Что интересного заметили?

- Буква Ё всегда ударная.

 - Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? (работа с учебником)

Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

 - Прочитаем текст по цепочке.

 - Где были ребята?

- Ребята были в лесу.

– Что они услышали? Кто это был?

 - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

– Кто напал на ёжика?

 - На ёжика напала Жучка.

– Что случилось с Жучкой?

 - Жучка наколола нос и убежала.

    -  Придумаем название к тексту.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

 - В каких словах буква ё обозначает два звука?

 

 - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

IX этап   Физкультминутка «Ёлочки»(1мин)

      Продолжение работы

 Ёжик нас заждался и придумал следующее задание

. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

 - Что означает слово  съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

 - Нет

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? 

 - Когда холодно, страшно.

- А попробуйте изобразить эту позу.(Дети показывают).

- Кого она вам напоминает?

- Вот почему люди так говорят.

X этап. Рефликсия деятельности , итог урока  (2-3мин)

.

- Ёж есть лесной, а есть...

- Морской

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

Нужно составить предложение, используя слова:  Под,еж,жил, елкой

Под ёлкой жил ёж.  (Ёж жил под ёлкой) (составляют дети)

- А чем ёлка похожа на ёжика?

- У ёлки и у ёжика есть иголки.

 - Эти слова начинаются с буквы ё

- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

- В каких случаях буква ё обозначает два звука?

 - Когда она стоит в начале слова и после гласной.

- В каких случаях буква ё обозначает один звук?

- После мягкого согласного

Рефлексия:

- А чем же мы порадовать нашего героя  ?  

Мы можем угостить его осенними яблоками ,  у вас на тарелочках лежат яблоки Зеленое, Желтое, Красное. Давайте подумаем : если вам все понравилось и все понятно подарите ежику зеленое яблоко если в чем то есть трудность –желтое, а если вам было скучно и непонятно  -красное

     Этапы урока

                                                                        Содержание

Формируемые УУД

                          Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность

2.Актуализация знаний

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

4. Применение нового знания

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

 - Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 - Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

  - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

 - На что делятся слова?

 - Из чего состоят слова?

 - Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

 Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

 - Какие друзьями мягких согласных? Почему?

 - Какие буквы мы называем хитрыми?

 - Почему?

- А хотите еще узнать одну хитрую букву?

  -Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

 - Тогда проведём небольшое исследование.

Прослушайте рассказ  о ком пойдёт речь? читают дети

 Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ёжа всегда влажный. Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева.

-  Узнали , кто  это? Назовите.

 Знакомство со звуками [й'], [о].

 - Произнесите слово по слогам.

 - Сколько слогов в слове ёжик?

 - Какой слог первый?

 - Какой второй?

  -Произнесите несколько раз первый слог.

 - Какие звуки слышите?

 - Сколько их?

 - Какой первый?

 - Какой второй?

 - Составим схему слова ёжик.

 Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

 - Какую цель поставим на уроке?

- Какая тема нашего урока?

2.Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

-  На что похожа буква?

 - Буква Е передохнула,

   И тотчас же на нее

   Пара птенчиков вспорхнула –

   Получилась буква Ё.

Физкультминутка «Ёжик»

 - Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

  Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

 -  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? 

  -  А рядом с какой буквой?

 - Почему?

 - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

   

4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Расскажи- ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?!

Буква Ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я – ударная всегда!

Ой- ё- ёй, вот это да!

- Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

  -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

 - Что интересного заметили?

 - Знак ударения над этой буквой не ставится!

 - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

 -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

 - Прочитаем текст по цепочке.

 - Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

    -  Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

 - В каких словах буква ё обозначает два звука?

5.Физкультминутка «Ёлочки»

6Продолжение работы по теме урока. - Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

 - Что означает слово  съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? 

- А попробуйте изобразить эту позу.(Дети показывают).

- Кого она вам напоминает?

- Вот почему люди так говорят.

 - Ёж есть лесной, а есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

 Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

 - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

Под еж жил елкой

 - А чем ёлка похожа на ёжика?

- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

- В каких случаях буква ё обозначает два звука?

- В каких случаях буква ё обозначает один звук?

 - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание  по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё. - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

 - А чем же мы порадовать нашего героя  ?  

Мы можем угостить его осенними яблоками ,  у вас на тарелочках лежат яблоки Зелено, Желтое, Красное. Давайте подумаем : если вам все понравилось и все понятно подарите ежику зеленое яблоко если в чем то есть трудность –желтое, а если вам было скучно -красное

                                                                                     

Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.

- Мы общаемся с помощью речи.

 - Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

 - А О У ы

И Е Я

Е Я

 - В начале слова и после гласной обозначают два звука.

 -Да

 

 ёжик.

 -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

- Ё - жик

- Два

 - Ё

  - жик

[й' о]

 - [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

- Одна

 - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме Научиться выделять эти слоги в словах.

- Буква, обозначающая два звука

(Ответы детей)

 - К гласным, к друзьям мягких согласных.

 - О

 - В букве Ё тоже есть звук [о].

 - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

 - Буква Ё всегда ударная.

 -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Дети ходили в лес.

- Ребята были в лесу.

 - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

 - На ёжика напала Жучка.

 - Жучка наколола нос и убежала.

 - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

 - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

 - Нет.

 - Когда холодно, страшно.

(Дети показывают)

(Ёжик так делает от страха или холода).

 - Морской

Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж.  (Ёж жил под ёлкой)

 

 - У ёлки и у ёжика есть иголки.

 - Эти слова начинаются с буквы ё.

 - Когда она стоит в начале слова и после гласной.

 

 - После мягкого согласного.

 - Украсим

Дети выбирают яблоки и надевают на иголки ежу.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....